Влияние сенсорной типологии на процесс наблюдения
Психологи, осуществляющие наблюдение, видят по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.
Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: “Вот, посмотрите...”, “Давайте представим...”, “Я ясно вижу, что ...”, “Решение уже вырисовывается...” В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх. У этого типа людей ведущая репрезентативная система – визуальная.
Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: “Я слышу, что вы говорите”, “Тогда прозвучал звонок”, “Мне созвучно это”, “Вот послушайте...”, “Это звучит так...” и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При вспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз. У этого типа людей ведущая репрезентативная система – аудиальная.
Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: “взять, схватить, ощутить, тяжелый”, “Я чувствую, что...”, “Мне тяжело”, “Не могу ухватить мысль...” и т.п. У этого типа людей ведущая репрезентативная система – кинестетическая.
Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем представления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у человека лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря он сможет воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т.е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, необходимо сначала перевести ее в ведущую систему, а затем во все остальные, например, тем, кто принадлежит к визуальному типу, номер телефона лучше представить написанным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.
Ведущая сенсорная система человека оказывает влияние на эффективность общения с другими людьми и наблюдение за ними. Определить ведущую репрезентативную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.
Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности от того, что не совпадают наши ведущие репрезентативные системы. Например, в супружеской паре, муж приходит с работы очень усталым, хочет отдохнуть, он садится в кресло, скидывает обувь, берет сигарету, газеты. И тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы был порядок и вдруг, видит вещи, разбросанные по всей комнате, «взрывается». Его жалобы: “Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта”. Она же ему отвечает: “Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, поэтому ты меня не уважаешь!” Им трудно понять друг друга: он – кинестетик, она – визуалист. Чтобы муж понял переживания жены, было бы полезно перевести ее жалобы на кинестетические представления: “Вы действительно не понимаете, что она переживает. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложитесь и чувствуете, что крошки «впиваются» вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи”.
Каким же образом психолог может определить ведущую репрезентативную систему испытуемого (клиента) в процессе наблюдения за ним и его поведением? Бессознательное человека проявляется в видимой форме через тело человека, его невербальные реакции, которые практически невозможно контролировать, и в слышимой форме через речь. Каждая репрезентативная система имеет характерный для нее набор внешних сигналов и набор слов. Эти внешние проявления внутренних процессов обработки информации и называются ключами доступа, они показывают как человек думает. Способность определять такие ключи даст вам значительную информацию о том, какими репрезентативными системами пользуется человек и в какой последовательности, то есть выявить внутреннюю стратегию организации опыта данного человека. К ключам доступа относятся:
- глазодвигательные реакции;
- физиологические реакции;
- использование человеком специфических для каждой репрезентативной системы слов – предикатов.
Предикаты
При помощи слов мы можем сообщить другому человеку о нашем опыте, полученном через системы восприятия. Каждой сенсорной системе соответствует свой определенный набор слов, который описывает опыт, полученный в ней. Например, когда мы описываем что-то воспринятое нами через визуальный канал, мы используем такие слова, как яркий, красный, вырисовывается, вспыхивает, сверкает, уставиться и т.д. Для аудиальной системы характерны такие слова, как громкий, звонкий, провозглашать, объявлять, пронзительный... Кинестетический опыт дает такие слова, как давить, сжимать, сухой, гладкий, жесткий... Мы репрезентируем наш опыт при помощи языка. Используя языковые репрезентативные системы, мы можем сообщить об опыте, воспринятом нами через любую из других репрезентативных систем. Таким образом, мудреное слово «предикаты» означает слова – глаголы, прилагательные, наречия, которые обозначают процессы или свойства вещей в нашей речи, которой мы пользуемся для общения.
Как мы уже говорили, у каждого человека есть своя излюбленная репрезентативная система, которая носит название ведущей и используется чаще других. Наша задача – определить, какая репрезентативная система у человека, с которым вы общаетесь и за которым наблюдаете, является ведущей. Если вы сумеете это сделать, то сможете лучше его понимать и говорить с ним на его языке, который он лучше понимает. Например, человеку трудно создавать яркие образные картины в своей голове, а вы говорите с ним, используя преимущественно “визуальные” слова. Для того чтобы “перевести” ваше сообщение на свой (скажем аудиальный) язык, ему нужно внутренне напрягаться, что вызовет у него дискомфорт, а в худшем случае он вообще вас не поймет.
Если в школе учитель излагает материал в визуальном ключе и требует воспроизведения его в таком же виде, а в классе есть ученики-аудиалы и кинестетики, то им во-первых, трудно быстро воспринять этот материал, а во-вторых, трудно воспроизвести его в визуальных терминах.
Таким образом они прослывут “неспособными, ленивыми”, что на самом деле не так – надо лишь уметь наблюдать за особенностями их восприятия. Предикаты, как и сенсорные системы, делятся на визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные и вкусовые. Кроме того, существует ряд предикатов, которые не обозначают конкретную сенсорную систему, – их называют полимодальными.
Ниже приводятся примеры специфических для каждой сенсорной системы предикатов.
Визуальные: светящийся, блестеть, вспыхивать, ослеплять, колоритный, облачный, мерцать, сверкать, появляться, вырисовываться, фиолетовый, уставиться, яркий...
Аудиальные: немой, пронзительный, свистеть, резонирующий, журчание, звонкий, громкий, шептать, кричать...
Кинестетические: жаркий, давить, шероховатый, липкий, холодный, дрожать, лихорадочный...
Обонятельные: вонючий, благоухающий, ароматный, душистый, пахнуть...
Вкусовые: вкусный, сладкий, горький, привкус, пресный, соленый...
Полимодальные: знать, понимать, осознавать, помнить, считать...
Некоторые предикаты могут иметь несколько значений, с точки зрения сенсорных систем. Например, бархатный звук (кинестетическая и аудиальная системы). Такие предикаты могут быть точно определены только с учетом контекста.
Один из способов определить ведущую репрезентативную систему человека – слушать его речь и выявлять в ней предикаты. Более частое использование предикатов одной из систем укажет на ведущую репрезентативную систему. В качестве упражнения можно с завтрашнего дня обращать особое внимание на предикаты в речи людей, с которыми вы общаетесь. Целесообразно довести этот навык до автоматизма, чтобы он в последующем не требовал участия сознания.
Об одном и том же опыте можно сказать, используя предикаты из разных сенсорных систем, причем значение будет примерно одинаковым, но более понятным представителю именно той сенсорной системы, на языке которой вы говорите. Это так называемые параллельные предикаты. С их помощью вы сможете “переводить” сообщения для любой сенсорной системы, то есть говорить с человеком на его языке. Согласовывайте предикаты и вы добьетесь четкости и непосредственности в общении. Развивайте свои менее развитые сенсорные системы. Не говорите с человеком на языке, который удобнее вам, говорите на языке, который будет понятен ему!