Влияние сенсорной типологии на процесс наблюдения

Психологи, осуществляющие наблюдение, видят по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Расска­зывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в возду­хе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: “Вот, посмотрите...”, “Давайте представим...”, “Я ясно вижу, что ...”, “Решение уже вырисовывается...” В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх. У этого типа людей ведущая репрезентативная система – визуальная.

Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: “Я слышу, что вы говорите”, “Тогда прозвучал звонок”, “Мне созвучно это”, “Вот послушайте...”, “Это звучит так...” и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При вспоми­нании взор обращен вправо, влево или влево вниз. У этого типа лю­дей ведущая репрезентативная система – аудиальная.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторя­ют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: “взять, схватить, ощутить, тяжелый”, “Я чувствую, что...”, “Мне тяжело”, “Не могу ухватить мысль...” и т.п. У этого типа лю­дей ведущая репрезентативная система – кинестетическая.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспомина­ния, но одна из трех систем представления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ве­дущую. Если у человека лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря он сможет воссоздать у себя фор­мированием зрительного образа морского берега, т.е. развитая сис­тема становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, необходимо сначала перевести ее в ведущую систему, а затем во все остальные, например, тем, кто принадлежит к визуальному типу, номер телефона лучше представить написанным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.

Ведущая сенсорная система человека оказывает влияние на эффективность общения с другими людьми и наблюдение за ними. Оп­ределить ведущую репрезентативную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наре­чия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессу­альные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представле­ний, отличной от системы собеседника.

Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности от того, что не совпадают наши ведущие репрезентативные системы. Например, в супружеской паре, муж приходит с работы очень усталым, хочет отдохнуть, он садится в кресло, скидывает обувь, берет сигарету, газеты. И тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы был порядок и вдруг, видит вещи, разбросанные по всей комнате, «взрывается». Его жалобы: “Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта”. Она же ему отвечает: “Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, поэтому ты меня не уважаешь!” Им трудно понять друг друга: он – кинестетик, она – визуалист. Чтобы муж понял переживания жены, было бы полезно перевести ее жалобы на кинестетические представ­ления: “Вы действительно не понимаете, что она переживает. Пред­ставьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложи­тесь и чувствуете, что крошки «впиваются» вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи”.

Каким же образом психолог может определить ведущую репрезен­тативную систему испытуемого (клиента) в процессе наблюдения за ним и его поведением? Бессознательное человека проявляется в ви­димой форме через тело человека, его невербальные реакции, которые практически невозможно контролировать, и в слышимой форме через речь. Каждая репрезентативная система имеет характерный для нее набор внешних сигналов и набор слов. Эти внешние проявления внут­ренних процессов обработки информации и называются ключами доступа, они показывают как человек думает. Способность опреде­лять такие ключи даст вам значительную информацию о том, какими репрезентативными системами пользуется человек и в какой последо­вательности, то есть выявить внутреннюю стратегию организации опыта данного человека. К ключам доступа относятся:

- глазодвигательные реакции;

- физиологические реакции;

- использование человеком специфических для каждой репрезен­тативной системы слов – предикатов.

Предикаты

При помощи слов мы можем сообщить другому человеку о нашем опыте, полученном через системы восприятия. Каждой сенсорной сис­теме соответствует свой определенный набор слов, который описы­вает опыт, полученный в ней. Например, когда мы описываем что-то воспринятое нами через визуальный канал, мы используем такие сло­ва, как яркий, красный, вырисовывается, вспыхивает, сверкает, ус­тавиться и т.д. Для аудиальной системы характерны такие слова, как громкий, звонкий, провозглашать, объявлять, пронзительный... Кинестетический опыт дает такие слова, как давить, сжимать, су­хой, гладкий, жесткий... Мы репрезентируем наш опыт при помощи языка. Используя языковые репрезентативные системы, мы можем сооб­щить об опыте, воспринятом нами через любую из других репрезента­тивных систем. Таким образом, мудреное слово «предикаты» означает слова – глаголы, прилагательные, наречия, которые обозначают про­цессы или свойства вещей в нашей речи, которой мы пользуемся для общения.

Как мы уже говорили, у каждого человека есть своя излюблен­ная репрезентативная система, которая носит название ведущей и используется чаще других. Наша задача – определить, какая репре­зентативная система у человека, с которым вы общаетесь и за кото­рым наблюдаете, является ведущей. Если вы сумеете это сделать, то сможете лучше его понимать и говорить с ним на его языке, который он лучше понимает. Например, человеку трудно создавать яркие об­разные картины в своей голове, а вы говорите с ним, используя преимущественно “визуальные” слова. Для того чтобы “перевести” ваше сообщение на свой (скажем аудиальный) язык, ему нужно внут­ренне напрягаться, что вызовет у него дискомфорт, а в худшем слу­чае он вообще вас не поймет.

Если в школе учитель излагает мате­риал в визуальном ключе и требует воспроизведения его в таком же виде, а в классе есть ученики-аудиалы и кинестетики, то им во­-первых, трудно быстро воспринять этот материал, а во-вторых, труд­но воспроизвести его в визуальных терминах.

Таким образом они прослывут “неспособными, ленивыми”, что на самом деле не так – надо лишь уметь наблюдать за особенностями их восприятия. Предикаты, как и сенсорные системы, делятся на визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные и вкусовые. Кроме того, существует ряд предикатов, которые не обозначают конкретную сен­сорную систему, – их называют полимодальными.

Ниже приводятся примеры специфических для каждой сенсорной системы предикатов.

Визуальные: светящийся, блестеть, вспыхивать, ослеплять, ко­лоритный, облачный, мерцать, сверкать, появляться, вырисовывать­ся, фиолетовый, уставиться, яркий...

Аудиальные: немой, пронзительный, свистеть, резонирующий, журчание, звонкий, громкий, шептать, кричать...

Кинестетические: жаркий, давить, шероховатый, липкий, холод­ный, дрожать, лихорадочный...

Обонятельные: вонючий, благоухающий, ароматный, душистый, пахнуть...

Вкусовые: вкусный, сладкий, горький, привкус, пресный, соле­ный...

Полимодальные: знать, понимать, осознавать, помнить, счи­тать...

Некоторые предикаты могут иметь несколько значений, с точки зрения сенсорных систем. Например, бархатный звук (кинестетичес­кая и аудиальная системы). Такие предикаты могут быть точно опре­делены только с учетом контекста.

Один из способов определить ведущую репрезентативную систему человека – слушать его речь и выявлять в ней предикаты. Более частое использование предикатов одной из систем укажет на ведущую репрезентативную систему. В качестве упражнения можно с завтраш­него дня обращать особое внимание на предикаты в речи людей, с которыми вы общаетесь. Целесообразно довести этот навык до авто­матизма, чтобы он в последующем не требовал участия сознания.

Об одном и том же опыте можно сказать, используя предикаты из разных сенсорных систем, причем значение будет примерно одина­ковым, но более понятным представителю именно той сенсорной сис­темы, на языке которой вы говорите. Это так называемые параллель­ные предикаты. С их помощью вы сможете “переводить” сообщения для любой сенсорной системы, то есть говорить с человеком на его язы­ке. Согласовывайте предикаты и вы добьетесь четкости и непосредс­твенности в общении. Развивайте свои менее развитые сенсорные си­стемы. Не говорите с человеком на языке, который удобнее вам, го­ворите на языке, который будет понятен ему!

Наши рекомендации