Социально-психологические исследования малой группы в социальной психологии детства

Поведению — этологии и социоэтологин человека и, в частности детей, в литературе посвящено очень незначительное число работ. Преобладают психолого-педагогические исследования, которые основываются на оценке вербальной информации, на результатах экспериментальных или воспитательных воздействий. Между тем сами такие исследования должны опираться на знание особенностей непосредственного поведения человека, которые могут быть выявлены только путем объективного исследования, когда исключены всякие направленные воздействия.

Известно, что многие черты личности и темперамента определяются особенностями поведения человека в пространстве.

Данные исследования дали следующие результаты:

Степень сплоченности группы и особенности внутригрупповой пространственной и социальной дифференциации могут быть оценены по расстояниям, которые дети поддерживают между собой во время игры. Распределение расстояний до ближайшего соседа характеризуется выраженной двухвершинностью. Первая мода распределения располагается в интервале 0—10 см и отражает частоту физических контактов между детьми, поскольку значения находятся в пределах ошибки измерения. В 31 % всех наблюдаемых случаев пространственной близости между детьми они находятся в физическом контакте друг с другом; по сравнению с детьми младшего возраста эта частота значительна.

Вторая мода распределения приходится на интервал 35—65 см (среднее значение 48±3 см). Этот интервал расстояний может быть принят в качестве величины индивидуальной дистанции, характерной для детей такого возраста. Оценка минимального расстояния между детьми при их случайном распределении относительно друг друга на той же площади дает значение 100±27 см; s=52. Это расстояние значительно больше наблюдаемого минимального расстояния (95 % доверительный интервал: 73—127 см), что свидетельствует о высокой групповой сплоченности у детей в этом возрасте, которая проявляется в тесных пространственных контактах.

Стоит, отметить значительные половые различия в предпочтении ближайшего соседа. Дети разного пола пространственно разобщены: среднее ближайшее расстояние между парой детей разного пола составляет 158±5 см (s=152; n=977), что больше случайного расстояния (р<0,001) и свидетельствует о наличии выраженного избегания между мальчиками и девочками. Частота же физических контактов между ними составляет всего 8,7 %. Среднее расстояние между двумя мальчиками составляет 82±5 см (s=88; n=564), между двумя девочками — 97±5 см (s=92; n=406). Мальчики ближе располагаются друг к другу, чем девочки (р<0,05). Подобного же рода половые различия в величине индивидуальной дистанции свойственны и взрослым мужчинам и женщинам. Частота физических контактов между мальчиками и между девочками одинакова — 23,8 % в том и в другом случае.

Расстояние до 1-го ближайшего соседа позволяет оценить величину индивидуальной дистанции у каждого ребенка. Этот параметр — один из центральных среди других параметров пространственного поведения человека и связан со многими индивидуально-психическими особенностями. Индивидуальная дистанция — среднее минимальное расстояние, на которое индивид подпускает к себе любого другого индивида.

У детей 5-летнего возраста величина индивидуальной дистанции в среднем составляет 39,2±5,7 см (s=29; 99 % доверительный интервал: 24—54 см). Таким образом, в среднем индивидуальная дистанция примерно равна 40 см. Однако у каждого ребенка значения ее достаточно сильно варьируют. У большинства детей (16 человек) она находится в пределах средних значений. Семеро детей (5 девочек и 2 мальчика) имеют очень маленькую индивидуальную дистанцию — меньше 24 см (в среднем она составляет 21 см); почти все эти дети имеют высокий социальный статус.

Напротив, четверо детей (2 мальчика и 2 девочки) имеют индивидуальную дистанцию больше 54 см (в среднем 70 см); и все они занимают в группе наиболее низкие ранги. Ранговые коэффициенты корреляции между величиной индивидуальной дистанции и социальным статусом ребенка в группе положительны и статистически значимы (гsp (мальчики) =0,72, n=15; rsp (девочки) =0,78, n=12; р<0,01). Эти результаты соответствуют данным Ч. Шефера и Дж. Хиггинса, показавшим, что такая черта личности, как способность быть лидером, коррелирует у детей с маленькой индивидуальной дистанцией.

Из данных исследования можно сделать следующие выводы:

Детям пятилетнего возраста во время свободной игры свойственно распределение в пространстве комнаты, типичное для структурированного (организационно сформировавшегося) сообщества: выделяются сильно сплоченные группировки из 2—3 детей (альянсы), объединенные в группы численностью до 7 детей, которые, в свою очередь, распределяются относительно друг друга регулярно (на максимальном расстоянии).

Величина индивидуальной дистанции составляет, по оценке, 40 см. Дети высокого

ранга, мальчики и девочки, имеют меньшую индивидуальную дистанцию, чем дети низкого ранга.

Существуют ярко выраженные половые различия в пространственном предпочтении детьми друг друга. Мальчики располагаются на меньшем расстоянии друг от друга, чем девочки, а дети разного пола обычно избегают друг друга. Эти различия проявляются и в индивидуальных пространственных предпочтениях и избеганиях во время игры: мальчики и девочки предпочитают играть отдельно друг от друга.

Пространственные предпочтения в группе тесно связаны с социометрической структурой группы. Дети высокого статуса имеют значительно больше предпочтений, чем дети низкого статуса, и они меньше избегаются другими детьми.

У детей существует ярко выраженное предпочтение определенных участков пространства и персонализация его, выражающаяся в наличии своего места за столом, своего стола, своего места для сна, в наличии определенных предпочитаемых участков для игры.

Между мальчиками и девочками существуют различия в организации ими пространства комнаты. Игровые участки девочек располагаются ближе к предметам; мальчики больше используют свободное пространство. Отмечается территориальное размежевание во время игры между мальчиками и девочками, которое связано с индивидуальным пространственным избеганием между детьми разного пола.

Дети низкого социального статуса имеют разорванные центры активности своих территорий в комнате. Число предпочитаемых участков у них больше, чем у высокоранговых детей. Число участков постоянного использования у высокоранговых детей больше, чем у низкоранговых, особенно девочек. Наоборот, число избегаемых участков в комнате у детей с низким социальным статусом значительно больше, чем у детей высокого статуса. Эти различия обусловлены тем, что социальный статус во многом зависит от темперамента ребенка и в первую очередь — от его общей активности.

Наши рекомендации