Нейрохимия зависимости

Нейрохимия зависимости была подробно изучена и описана. Хотя наше дальнейшее обсуждение является лишь упрощённым представлением этой темы, природа механизмов, лежащих в основе зависимого поведения, одинакова. Они созданы, чтобы побуждать выполнять три действия, необходимые для выживания как всего вида, так и отдельного его представителя, а именно: принятие пищи/жидкостей, избежание вреда для себя и произведение потомства. Наша мотивация совершать эти действия регулируется небольшой структурой в примитивном мозге, называемой «прилежащим ядром» (nucleus accumbens), а также взаимодействием внутри неё двух химических веществ мозга – дофамина и серотонина. Дофамин побуждает вас делать то, что требуется для получения пищи, обеспечения безопасности и произведения потомства. Когда вы сыты, в безопасности, и удовлетворены, у вас вырабатывается серотонин. Серотонин сдерживает действие дофамина, отключая неотвратимое побуждение к удовлетворению примитивных потребностей. Как пишет в своей книге «Жаждущий мозг» (The Craving Brain) д-р медицины и философии Рон Руден, дофамин посылает сообщение: «Тебе это надо – пойди и возьми», а серотонин посылает сообщение о совершении миссии «У меня это уже есть.»*

* Там же.

Например, когда вы голодны, прилежащее ядро становится чувствительным к тому, что относится к пище и к способам получения пищи. Когда он распознаёт нечто, что способно утолить ваш голод, он вырабатывает дофамин, чтобы побудить вас к действию, направленному на получение пищи. Между тем, если вы действительно голодны, уровень серотонина в вашем мозге понижается. Это понижение уровня серотонина усиливает действие дофамина, что служит сигналом к безотлагательному действию. Вы думаете только о еде, и вряд ли о чём-то ещё. Когда вы поели, сигналы, поступающие из вашей пищеварительной системы, повышают ваш уровень серотонина, голод утихает, и вы чувствуете насыщение и удовлетворённость.

Поскольку в процессе эволюции мы научились утолять свой голод в самой различной обстановке, то реагируем выделением дофамина, побуждающего нас к срочному действию, не только на присутствие еды. Изображения продуктов питания, растения, употребляемые в пищу, мысли о семье, сидящей за обеденным столом, улица, на которой находится ваш любимый ресторан, или телевизионная реклама пармезана со вкусом телятины – всё это может вызвать ту же самую цепочку внутренних событий, какую вызывали у ваших предков следы кролика. Именно там коренится предрасположенность к зависимости. Это взаимодействие серотонина с дофамином приводится в действие не только присутствием пищи, опасности или возможности получить сексуальное удовлетворение. Всё, что связано с пищей, опасностью или возможностью полового контакта, может, при низком уровне серотонина, повысить уровень дофамина настолько, чтобы привести нас в состояние боевой готовности, которое предусмотрено природой для борьбы за выживание в критических ситуациях.

Поскольку ум может связывать любой объект с чем угодно, то возможности для развития зависимости бесчисленны. Всё, что необходимо, это чтобы некое допинговое вещество, ситуация или символ могли вызвать выброс дофамина на фоне низкого уровня серотонина, который характерен для зависимого человека. Хотя выбор объекта пристрастия зависит от целого комплекса, включающего в себя нейрохимию зависимого человека, его окружение и историю, уровень дофамина может резко подниматься просто от одной мысли об алкоголе, сигаретах, наркотиках, кокаине, марихуане, пище, азартных играх, сексе, работе или покупках, а также от всего, что этот человек символически связывает с определённым веществом или поведением. Любой из этих объектов играет ведущую роль в драме зависимого человека, мозг которого предрасположен к низкому уровню серотонина, прилежащее ядро сразу реагирует на мысль о таком объекте.

Для зависимости (чрезмерная физическая или психологическая зависимость от вещества или поведения) характерны три последовательных состояния: 1) трезвость, 2) рецидив, и 3) компульсивное повторяющееся поведение, направленное на добычу вещества или на осуществление деятельности, которые являются объектом зависимости. У зависимого человека рецидиву предшествует низкий уровень серотонина, и прилежащее ядро получает сигнал к поиску объекта зависимости, реагируя на это выделением большого количества дофамина, – и трезвость переходит в рецидив. Это побуждает индивида к поискам вещества или поведения, к которым сформировалась зависимость.

Когда объектом зависимости являются такие аспекты, как азартные игры, секс или покупки (шопинг), поведение принимает компульсивный характер, когда человек действует безо всякого выбора и иногда вопреки своей воле. Зависимость может также глубоко корениться в представлении человека о самом себе, или быть частью культурной обусловленности. Если вы воспитаны на таком образе как «Человек Мальборо», который у вас ассоциируется с символом мужественности, или если ваш круг общения в основном состоит из курящих людей, то избавиться от этой привычки вам будет гораздо труднее, чем тому, кто сделал своим кумиром Далай-ламу и занялся йогическими практиками.

Наши рекомендации