Для студентов дневного отделения (ЧАСТЬ 2)
Рабочая программа дисциплины
ОБЩАЯ психология
Для специальности 030301.65 – «Психология»
Формы обучения: очная, заочная, заочная по сокращенной программе (ВВО)
Пермь
ПГПУ
Составители: докт. психол. наук, проф. Вяткин Б.А.
докт. психол. наук, проф. Щукин М.Р.
канд. психол. наук, доц. Корниенко Д.С.
канд. психол. наук, доц. Ротманова Н.В.
канд. психол. наук, доц. Таллибулина М.Т.
Программа обсуждена и одобрена на совместном заседании кафедр практической, теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного педагогического университета (протокол № 1 от 9 сентября 2008 г.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение курса «Общая психология» является важной частью профессиональной подготовки студентов по специальности «Психология».
Цель данного курса – обучение студентов базовым общепсихологическим основам знаний о психических явлениях, психологических особенностях их функционирования, взаимодействия и развития; создание категориальной и терминологической базы для последующего изучения специализированных дисциплин.
Основные задачиизучения данной дисциплины заключаются в том, чтобы:
Познакомить студентов с существующими в отечественной психологии и зарубежной психологии теоретическими концепциями по разным психическим явлениям.
Сформировать современное научное понимание психических явлений, их структурных компонентов и взаимодействия.
Познакомить студентов с адекватными методами диагностики психических явлений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения курса студент должен
- овладеть знаниямиоснов общей психологии;
- уметьпользоваться основными понятиями общей психологии при анализе профессиональных проблем;
- иметьпредставление о методах исследования психических явлений;
- овладеть навыкамианализа психических явлений.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Программой по общей психологии предусмотрено проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий. Дисциплина изучается в течение трех семестров и соответственно разделена на три части.
Лекционный материал содержит 9 разделов, которые включают35 тем, отражающих содержание курса. Проведение семинарских, практических и лабораторных занятий ориентировано на развитие у студентов навыков самостоятельного изучения теоретических материалов, их совместного анализа и практического применения. Кроме того, 270 часов программой курса отводится на самостоятельную работу студентов.
В лекционной части курса представлены наиболее сложные системообразующие компоненты дисциплины. Особое внимание в рамках курса отводится анализу различных позиций во взгляде на психические явления. С этой целью предложен ряд тем, предполагающих реферативную работу и выступления студентов на семинарах с докладами. Студенты также знакомятся с методами изучения различных психических явлений в рамках лабораторных занятий.
Для самостоятельной работы предлагается аннотирующая работа с теоретическим материалом, подготовка к семинарским и практическим занятиям, подготовка реферата, решение задач и анализ различных ситуаций.
Текущий контроль предполагает написание реферата (темы и методические требования приводятся в разделе 7), выполнение контрольных заданий и проверку наличия конспектов первоисточников.
Итоговая форма контроля – экзаменыпо каждой части.
Общая карта курса (часть 1):
Отделение | ||
очное | заочное | |
Общая трудоемкость (часов) | ||
Лекционных | ||
Семинарских | ||
Практических | - | |
Самостоятельная работа | ||
Форма контроля | экзамен | экзамен |
Общая карта курса (часть 2):
Отделение | ||
очное | заочное | |
Общая трудоемкость (часов) | ||
Лекционных | ||
Семинарских | ||
Практических | - | |
Самостоятельная работа | ||
Форма контроля | экзамен | экзамен |
Общая карта курса (часть 3):
Отделение | ||
очное | заочное | |
Общая трудоемкость (часов) | ||
Лекционных | ||
Семинарских | ||
Практических | - | |
Самостоятельная работа | ||
Форма контроля | экзамен | экзамен |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Для студентов дневного отделения (ЧАСТЬ 1)
№ п/п | Наименование разделов и тем.. | Количество часов. | |||||
Всего | Лекции | Практич. и семинар. занятия | Лаборат. занятия | Самост. работа | |||
Введение в психологию | |||||||
1. | Предмет психологии. | ||||||
2. | Мозг и психика. | ||||||
3. | Развитие психики в филогенезе. | ||||||
4. | Возникновение сознания и его характеристика. | ||||||
5. | Психология и другие науки. Отрасли психологии. | ||||||
6. | Методы психологии. | ||||||
Психические процессы | |||||||
1. | Общая характеристика психических процессов. | ||||||
2. | Ощущение. | ||||||
3. | Восприятие. | ||||||
4. | Память. | ||||||
5. | Мышление. | ||||||
6. | Воображение. | ||||||
7. | Внимание. | ||||||
Итого | |||||||
Форма контроля –экзамен (1 семестр)
для студентов дневного отделения (ЧАСТЬ 2)
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | |||||
Всего | Лекции | Практич. и семинар. занятия | Лаборат. занятия. | Самост. работа | |||
Психические процессы (продолжение) | |||||||
1. | Эмоции и чувства | ||||||
2. | Воля | ||||||
Психические состояния | |||||||
1. | Понятие о психических состояниях. Характеристики состояний. | ||||||
2. | Классификации и регуляция состояний. | ||||||
Деятельность | |||||||
1. | Общая характеристика деятельности. | ||||||
2. | Структура деятельности. Характеристика компонентов деятельности и их проявления в совместной деятельности. | ||||||
3. | Физиологические механизмы регуляции деятельности. | ||||||
4. | Умения, навыки, привычки. Освоение деятельности. | ||||||
5. | Стиль деятельности. | ||||||
6. | Виды деятельности. | ||||||
Общение и речь | |||||||
1. | Понятие общения. Общение и деятельность | ||||||
2. | Структура и функции общения. | ||||||
3. | Влияние общения на психические процессы. | ||||||
4. | Понятие о речи. Функции речи. | ||||||
5. | Порождение речи. Восприятие и понимание речи. | ||||||
6. | Физиологические основы речи. | ||||||
7. | Виды речи. | ||||||
8. | Речь и мышление. | ||||||
9. | Речь и индивидуальность. | ||||||
Сознание и бессознательное | |||||||
1. | Сознание | ||||||
2. | Неосознаваемые явления в психике. Связь сознания и бессознательного | ||||||
Итого | |||||||
Форма контроля –экзамен (2 семестр)
для студентов дневного отделения (часть 3)
П№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||||||
Лекции | Прак- тич. и семин. занятия | Лабо- раторн. занятия | Самост. работа | Всего | |||||
Раздел 1. Понятие личности в системе наук о человеке | |||||||||
1.1. Личность в системе современного научного знания | - | ||||||||
1.2. Личность как предмет психологического исследования | |||||||||
1.3. Личность и индивидуальность | - | ||||||||
Раздел 2. Психофизиологические основы личности | |||||||||
2.1. Темперамент | |||||||||
2.2. Межполушарная асимметрия и особенности личности | - | ||||||||
Раздел 3. Психологическая структура личности | |||||||||
3.1. Мотивационно-потребностная сфера личности | |||||||||
3.2. Характер и типологии характера личности | |||||||||
3.3. Способности и одаренность | |||||||||
3.4. Самосознание и жизненный путь личности | |||||||||
ИТОГО | |||||||||
Форма контроля –экзамен (3 семестр)
для студентов заочного отделения (часть 1)
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов. | ||||
Всего | Лекции | Практич. и семинар. занятия | Лаборат. занятия | Самост. работа | ||
Введение в психологию | ||||||
1. | Предмет психологии. | |||||
2. | Мозг и психика. | |||||
3. | Развитие психики в филогенезе. | |||||
4. | Возникновение сознания. | |||||
5. | Психология и другие науки. Отрасли психологии. | |||||
6. | Методы психологии. | |||||
Психические процессы | ||||||
1. | Общая характеристика психических процессов. | |||||
2. | Ощущение. | |||||
3. | Восприятие. | |||||
4. | Память. | |||||
5. | Мышление. | |||||
6. | Воображение. | |||||
7. | Внимание. | |||||
Итого |
Форма контроля –экзамен