Классификация тестов и их использование в психодиагностике
Д. В. Журавлев
Классификации методик психодиагностики
1. Классификация по форме представления тестового материала
2. Классификация по типу применяемых в методике тестовых задач
3. Классификация по мере "объективности - субъективности"
4. Классификация по предмету диагностирования
Ключевые термины: критериальное поведение, критериальный показатель, метод, методика, физиологическая регистрация, аппаратурные методики, хронометрические методики, тест тренажер, субъективное шкалирование, свободная сортировка, свободный ответ, контент-анализ, протокольный факт, материал наблюдения, включенное наблюдение, интервью, анкета, ролевая игра, качественный анализ, сравнительное решение, нормативное решение, инструментальные ошибки, ошибки психодиагноста.
В психологии предлагаются системы классификаций по разным основаниям:
1.
По форме представления тестового материала испытуемым;
2.
По типу применяемых в методике тестовых задач.
3.
По мере "объективности-субъективности".
4.
По предмету диагностирования.
5.
По наличию в методике тестовых норм и др.
1. Классификация по форме представления тестового материала
По форме представления тесты можно разделить на два основных типа: стандартизированные и проективные. Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тест-опросники и тест-задания.
Стандартизированные
Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надежность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надежным средством психодиагностики.
Достоинства:
1.
Возможность дифференцированного их применения (серии стандартизированных тестов разрабатываются применительно к различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и профессии)
2.
С помощью стандартизированных тестов получают количественные оценки, по которым можно сравнивать выраженность психологических свойств испытуемого с их выраженностью в популяции
Недостатки:
1.
Возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности (особенно, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности)
2.
Трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г. Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах Вовремя заметить такую реакцию на тест — задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору [Основы психодиагностики учеб пособие / Отв ред А Г Шмелев М Ростов- н /Д 1996 , с. 138].
3.
В определенных условиях применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест-заданий) становится просто нецелесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения либо просто не в состоянии осознать их наличие. В этих ситуациях прибегают к использованию проективных тестов.
ПОДТИПЫ
1. Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого.
2. Тест-задание. В тест-задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности)
Проективные тесты
Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей людей и их поведения, — особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических особенностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает. Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам — психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида.
Достоинства:
1.
Человек в своем восприятии жизненных ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует их сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями, определяя свое видение жизненных ситуаций на основе ассоциативных связей, прошлого опыта, установок и убеждений).
2.
Проективные методики как бы "портретируют" всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции
ПОДТИПЫ
Классификации проективных тестов Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова
1 Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование.
Тест Роршаха (тест "чернильных пятен"). Обследуемому предлагаются по одному изображения пятен. Он должен ответить на вопросы, что здесь изображено, на что это похоже. Ответы обследуемых анализируются по специальным критериям, позволяющим определить тип переживаний по Г. Роршаху, особенности взаимодействия человека с окружением
2 Конструктивные тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей.
Тест мира. В "тесте мира" обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (люди, транспорт, дома, животные и др.) Обследуемый по своему усмотрению создает из этих моделей некий мир, не обязательно используя все модели. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций, освоение пространства и др. Работу обследуемых соотносят с авторскими подходами к конструированию мира.
3. Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений.
"Тест тематической апперцепции" (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морганом (США). Материал теста — таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование. Каждый рисунок, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям. Испытуемым предлагается по картинкам составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, мысли, чувства и отношения персонажей. Ведется условная запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведения, мимики и др. В итоге создается представление об особенностях потребностной сферы, о внутренних и внешних конфликтах, способах защиты и др.
Тест детской апперцепции (разновидность ТАТ). В качестве персонажей здесь выступают дети или животные.
"Тест руки" (обследуемым предлагается приписать определенное значение различным положениям человеческой кисти) и др
4. Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях.
Психодрама чаще рассматриваемая как метод психотерапии, но выступающая и как психодиагностическое средство. (предложена Дж. Морено в 1946 г.). В психодраме осуществляется нечто подобное импровизированной театральной постановке по поводу истории, рассказываемой одним из участников группы. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности. А это имеет диагностическое значение.
5. Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему. Из экспрессивных методов широко распространены так называемые рисуночные тесты:
"Нарисуй человека", предложенный К. Маховер в 1948 г.;
"Дом — дерево — человек", разработанный Дж Буком в 1948 г., и др.). При интерпретации экспрессивных тестов исходят из положения о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое "Я", его особенности можно выявить по определенной системе критериев.
6. Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.
Тест Люшера, или тест цветовых предпочтений. (Предложен М. Люшером в 1948 г.) При интерпретации этого теста исходят из предположения о том, что каждый цвет несет определенное символическое значение, а композиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая (в зависимости от места) цели личности, способы достижения целей, подавленные потребности.
7. Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа и др.
"Незаконченные предложения". Обследуемому предлагается ряд незаконченных предложений. По итогам завершения предложений судят об определенных потребностях, мотивах и чувствах индивида, о его отношении к будущему, характере взаимоотношений с родителями, друзьями и т.п.
2. Классификация по типу применяемых в методике тестовых задач
*
опросные (в них используются вопросы, адресованные испытуемым);
*
утверждающие (приводятся некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие);
*
продуктивные (представляются определенные виды собственной творческой продукции испытуемым);
*
действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологических особенностях);
*
физиологические (производится анализ непроизвольных физических или психофизиологических реакций организма человека).
3. Классификация по мере "объективности - субъективности"
Ведущим основанием методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».
Жесткой границы между двумя классами методик (объективными и субъективными) не существует. Та или иная методика в определенной мере может обладать признаком как объективности, так и субъективности.
Прагматическая или операционально-технологическая классификация методик. Перед прагматической классификацией, в самом кратком варианте чисто методическую классификацию методик. Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называется МЕТОДОМ. Если частная МЕТОДИКА привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то МЕТОД определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.
Ресурсная база СКД.
Ресурсная база - совокупность основных компонентов необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. А также совокупность финансовых, трудовых, энергетических, природных, материальных, информационно-творческих ресурсов. Ресурсы -- всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды.
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом -- содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны.
Одной из самых актуальных сегодня является проблема раскрытия этого огромного потенциала, творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло. Перед социальным менеджером стоит задача найти механизмы управления социальными ресурсами и средства их качественного и количественного измерения.
С этой целью социальные ресурсы необходимо разделить на
1) мотивационные,
2) интеллектуальные,
3) информационные,
4) коммуникативные,
5) социально-психологические,
6) соревновательные,
7) демографические,
8) социально-экологические,
9) деятельностные,
10) инновационные,
11) стратегические,
12) кадровые,
13) организационные,
14) управленческие,
15) научные.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов. Без их рационального использования невозможно получить эффективных результатов от реализации любых видов ресурсов -- материальных, хозяйственных, природных и т.д.
Материально-технические ресурсы включают в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для эксплуатации и производства культурного продукта и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составная часть материально-технических ресурсов - недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социально- культурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними. Основные фонды:
1. архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;
2. инженерно-коммуникационные системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;
3. механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;
4. транспортные средства.
Информационно-методический ресурс - совокупность внешней и внутренней информации, на основании которой принимаются управленческие решения, средства и способы организационно-методического руководства, научно-методического обеспечения, переподготовки, повышение квалификации кадров в области социально-культурной деятельности. СМИ - средство распространения информации, характеризующиеся:
1. Обращенностью к массовой аудитории
2. общедоступностью
3. корпоративным характером производства и распространения информ
Социально-демографический ресурс - совокупность физических лиц, проживающих на территории данного региона, города, микрорайона. Различаются по возрастному, профессиональному, этническому и другим принципам, а так же учитывается их активность.
Ресурс -- (источник, доход) количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурсы -- всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды.
Ресурсы могут быть трудовые, информационные, материальные, финансовые.
1. Входящие (то чем мы обладаем)
2. Исходящие (результат)
3. Природные ресурсы
Возобновляемые ресурсы
Невозобновляемые ресурсы,
4. Экономические ресурсы
Организационные ресурсы
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Материальные ресурсы
5. Информационные ресурсы
Сетевые ресурсы
Интернет-ресурсы
Печатные издания