Использование тестов: разделы 3, 4и5

Компетентность в использовании тес­тов следует оценивать в связи с реальным конкретным инструментом или инстру­ментами. Основное внимание при оценке следует уделить способности экзаменуе­мого как практического психолога про­демонстрировать хорошее понимание сильных и слабых сторон инструмента, корректное применение инструмента в различных контекстах обследования, учет полученной с его помощью информации в соответствии с данными о кандидате из других источников.

Разделы 3 и 4 требуют свидетельства компетентности в интерпретации резуль­татов и обеспечении обратной связи как клиенту, так и кандидатам в каждом из двух типов контекста:

1) Ориентированном на нужды клиента или его организации, когда первооче­редной целью обследования выступа­ет необходимость предоставления клиенту информации о кандидате:

а) Подготовка отчета для клиента для проведения отбора, продвижения или формирования рабочих групп.

б) Обеспечение обратной связи канди­датам относительно вышеуказан­ного.

2) Ориентированном на нужды кандида­та, когда первоочередной целью об­следования выступает необходимость предоставления кандидату информа­ции о нем самом:

а) Подготовка отчета клиенту инфор­мации о потенциале развития/карь­еры и т. п. кандидата.

б) Обеспечение обратной связи канди­датам относительно вышеуказан­ного.

Совершенно очевидно, что ситуации, в которых возникает необходимость ориен­тироваться на интересы кандидата, имеют место и в тех случаях, когда: а) предостав­ление обратной связи организации-клиенту не является корректным шагом; б) кли­ент и кандидат одно и то же лицо.

Собранные свидетельства должны ох­ватывать оба указанных типа условий и включать как примеры устной обратной связи кандидату, так и письменной обрат­ной связи кандидату и клиенту. Получе­ние свидетельств должно протекать в ус­ловиях, приближенных к рабочим.

Если не представляется возможным получение достаточных свидетельств для удовлетворения данных требований при использовании одного инструмента, допу­стимо собирать свидетельства на основа­нии применения нескольких инструмен­тов.

Общий вес = 8.

Использование тестов: раздел 3. Проведение тестирования (вес = 1)

Может ли экзаменуемый:

1. Правильно информировать кандидата относительно характера психологи­ческого обследования, причин его ис­пользования, условий, в которых оно будет проводиться, а также характе­ра ожидаемой обратной связи.

2. Уверить его в конфиденциальности получаемых данных, характера их ис­пользования и хранения.

3. Обеспечить получение «информиро­ванного согласия» испытуемого.

4. Получить от испытуемого необходи­мые социально-демографические дан­ные.

5. Продемонстрировать способность провести обследование с помощью инструмента, уделяя должное внима­ние необходимости установить кон­такт с испытуемым, побудить к откро­венным ответам и поддерживать необ­ходимый темп тестирования.

6. Вести соответствующие записи и фик­сировать информацию для отчетнос­ти, а также для исследовательских целей и в исследовательских целях, гарантируя сохранение анонимности испытуемых при публикации данных.

7. Гарантирует использование данных обследования только для тех целей, относительно которых испытуемый дал свое согласие.

Использование тестов: раздел 4. Проблемы интерпретации данных (вес = 3)

Экзаменуемый:

1. Может в общих чертах, не прибегая к использованию специальной терми­нологии, описать теоретическую кон­цепцию, лежащую в основе методики, подход к ее построению, а также основные этапы создания.

2. С осторожностью интерпретирует «значимые» коэффициенты корреля­ции в матрицах, полученных для ме­тодик с большим числом шкал.

3. Демонстрирует понимание проблем, связанных с выбором подходящих нормативных выборок при интерпре­тации шкальных баллов.

4. Интерпретирует профиль шкальных оценок с учетом технического каче­ства инструмента.

5. Может прокомментировать эффект использования норм, основанных на: гетерогенных в противоположность однородным выборкам (низкая дис­персия); смешанных по полу или этническому составу выборках в проти­воположность однородным; профес­сиональных группах в противополож­ность общим популяционным нормам.

6. Увязывает интерпретацию балла по шкале с информацией об используе­мом инструменте, природе шкалы и способе ее построения.

7. Подтверждает информацию о лично­сти, полученную с помощью теста, данными из других источников.

8. Должным образом использует любую имеющую отношение к делу информацию (такую, как отчеты о предшеству­ющих обследованиях испытуемого, данные самооценки, экспертной оцен­ки его коллег по работе и т. п.) при ин­терпретации результатов.

Использование тестов: раздел 5. Обеспечение обратной связи (вес = 4)

Экзаменуемый:

1. Демонстрирует достаточное знание инструмента для обеспечения компе­тентной интерпретации и устной об­ратной связи по крайней мере не­скольким испытуемым и подготовки взвешенного письменного отчета а) испытуемому, б) клиенту — в слу­чае, если обследование проводится для третьей стороны.

2. Обеспечивает испытуемым безоце­ночную устную обратную связь по результатам обследования, решая ме­тодическую задачу верификации ди­агностических гипотез.

3. Указывает испытуемому и клиенту (при наличии третьей заинтересован­ной стороны) на статус и значение по­лученной информации и ее связь с другими данными о личности испыту­емого.

4. Готовит письменные отчеты, в кото­рых в интегрированном виде содер­жится информация о личности, спо­собностях и других имеющих отноше­ние к делу особенностях испытуемо­го, для обеспечения целостного сба­лансированного описания в контексте решаемой задачи.

5. Гарантирует, что ни организацион­ные, ни личностные решения не будут основываться исключительно на ин­терпретации данных единственного личностного опросника.

Перечень функций обследования:

· Ориентированные на потребности клиента или организации: напр., отбор, продвижение, сокращение, увольнение.

· Ориентированные на кандидата: напр., индивидуальное личностное развитие, развитие коллектива, уп­равление карьерой, консультирова­ние.

Выбор теста и оценивание: разде­лы 6, 7, 8 и 9

Данные разделы охватывают знания и уровень понимания, предположительно необходимый пользователям тестов для компетентного выбора инструмента в со­ответствии с его пригодностью для дости­жения различных целей. Затрагиваемые в разделе 6 аспекты конструирования тес­тов предполагают наличие уровня знаний, который необходим для компетентной оценки инструмента на основании литера­турных данных и информации, содержа­щейся в техническом руководстве к тесту. Уровень понимания и практических навы­ков, требующихся для создания и постро­ения тестов, не является необходимым на уровне В.

Раздел 7 расширяет круг вопросов, свя­занных с понятиями надежности и валидности, затронутыми на уровне А, и пред­полагает наличие базовых знаний на уров­не А.

В 9 разделе следует убедиться в том, что экзаменуемый обладает значительно более широкой базой знаний для принятия решений о выборе инструментов, чем та, которая требуется для решения задач дан­ного раздела.

Общий вес = 8.

Выбор теста: раздел 6. Подходы к исследованию личности и конструи­рованию тестов

Экзаменуемый может:

1. Привести пример инструмента, осно­ванного на одном из перечисленных подходов к изучению личности — психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социально­го научения, — и пояснить взаимо­связь между методикой и теоретичес­ким направлением.

2. Проанализировать влияние ситуационистских концепций на построение и использование личностных мето­дик, а также на положение, согласно которому обобщенные «стабильные» диспозиции могут объяснить поведе­ние в различных обстоятельствах.

3. Описать роль теорий личности в создании и интерпретации методик изучения профессиональных инте­ресов.

4. Указать личностные опросники, ба­зирующиеся на каждом из перечис­ленных подходов: типологическом, теории черт, гуманистическом, а так­же указать их достоинства и недос­татки.

5. Привести примеры трех различных методов обнаружения или контроля погрешностей или искажений проце­дур исследования и описать их прак­тическое использование.

6. Описать (не прибегая к помощи мате­матических терминов) основные принципы, лежащие в основе фактор­ного анализа, и объяснить его силь­ные стороны и ограничения как осно­вы для конструирования тестов.

7. Привести пример инструмента, чьи шкалы построены на основе фактор­ного анализа, а также инструмента, созданного на основе так называемых «рациональных» критериев (напр., содержания заданий).

8. Привести пример инструмента, кото­рый измеряет черты, по предположе­нию коррелирующие друг с другом, а также инструмента, основанного на предположении о независимости измеряемых черт.

9. Привести данные, свидетельствую­щие в пользу пятифакторной модели личности, и привести примеры шкал из различных тестов, которые соот­ветствуют и не соответствуют этой модели.

10. Объяснить, как профиль, порож­даемый ипсативным инструментом, подвержен влиянию количества со­держащихся в нем шкал, и проиллюс­трировать примерами двух различных тестов.

11. Объяснить, не прибегая к помощи специальной терминологии, основные моменты касательно области приме­нимости ипсативных инструментов, приводимых в дискуссии о преимуще­ствах ипсативных или нормативных методик.

Раздел 7: Выбор теста и оценива­ние. Проблемы валидности и надеж­ности (вес = 2)

Может ли экзаменуемый:

1. Объяснить разницу между эквивален­тностью, стабильностью и внутренней согласованностью.

2. Объяснить, какое влияние оказывает широта проявлений измеряемой чер­ты на внутреннюю согласованность шкалы, а также обсудить относитель­ные преимущества и недостатки вы­сокогомогенных и гетерогенных шкал.

3. Объяснить необходимость периоди­ческого проведения новых обследо­ваний и причины, по которым инфор­мация о личности может «устаре­вать».

4. Перечислить факторы, которые вно­сят вклад в ненадежность методов ис­следования личности, различая фак­торы, обусловливающие вариатив­ность тестовых баллов, и факторы, влияющие на вариативность их интер­претации.

5. Провести аргументированный анализ свидетельств в пользу валидности двух различных инструментов отно­сительно их: а) содержательной (т. е. внутренней) валидности; б) конструктной валидности; в) критериальной (т. е. внешней) валидности.

6. Привести пример двух реальных ис­следований в одной или нескольких областях психологии профессиональ­ной деятельности, посвященных уста­новлению критериальной валидности методик изучения личности или инте­ресов.

7. Объяснить относительные преимуще­ства информации о валидности шка­лы на основании локальных критери­ев и метааналитического подхода к обобщению данных о валидности.

8. Продемонстрировать понимание про­блем, связанных с валидизацией и интерпретацией: а) линейных и б) не­линейных взаимосвязей между лично­стными шкалами и внешними крите­риями.

9. Дать примеры интегральных баллов, получаемых с помощью взвешенной комбинации шкал (напр., специфика-ционные уравнения, критериально-ориентированные уравнения предска­зания и т. п.), и продемонстрировать четкое понимание различий между эмпирическим (основанным на стати­стическом анализе реальных данных) и рациональным (базирующимся на теоретических соображениях, сужде­ниях о содержании шкал) подходами к их формированию.

10. Объяснить важность подкрепления информации о личности, получаемой с помощью одного типа инструмента, данными из других источников с целью устранения ошибки интерпре­тации вариативности, вызванной спецификой метода измерения как ва­риативности, обусловленной индиви­дуальными различиями в измеряемой черте.

11. Обсудить влияние действующего за­конодательства и директив, связан­ных с корректным применением психологических тестов в области профо­риентации и профотбора.

Раздел 8: Выбор теста и оценива­ние. Компьютеризованное обследова­ние и генерируемая программой ин­терпретация (вес = 2)

Может ли экзаменуемый:

1. Обсудить проблемы эквивалентности тестов, надежности, отношения к те­стированию в связи с различиями между бланковыми и компьютеризо­ванными тестами.

2. Сравнить относительные преимуще­ства и недостатки интерпретаций, ге­нерируемых компьютерной програм­мой и экспертом-психологом в отно­шении надежности, валидности, сте­пени принятия испытуемым, полезно­сти и стоимости.

3. Объяснить в общих чертах основные методы построения интерпретации, использующиеся в компьютерных программах генерации отчетов.

4. Описать, каким образом можно фор­мально оценить валидность личност­ной интерпретации, генерируемой компьютерными программами.

5. Очертить проблемы профессиональ­ного и практического плана, связан­ные с использованием компьютеризо­ванной интерпретации: а) как вспомогательного средства для пользователя теста; б) для клиента; в) для испытуемого.

Раздел 9: Выбор теста и оценива­ние. Когда и каким образом исполь­зовать инструменты исследования личности и интересов (вес = 3)

Может ли экзаменуемый:

1. Оценить степень применимости и ог­раничения двух инструментов в отно­шении каждой из набора функций об­следования. В каждом случае: а) Обсудить факторы, ограничиваю­щие пригодность и практичность использования инструментария раз­личных типов (ипсативных и неипсативных; основанных на самоотче­те, поведенческих и т. п.) б) Объяснить, каким образом и по ка­кой причине следует или не следу­ет использовать информацию о лич­ности и/или интересах.

2. В отношении по крайней мере трех различных функций психологическо­го обследования:

а) Указать и обосновать использова­ние одного инструмента измерения личности и/или интересов.

б) Описать, какого рода подтверждаю­щую информацию о личности и/или интересах можно получить, ис­пользуя другие методы. в) Обсудить, как действующее зако­нодательство и директивы отно­сительно корректного применения психологических тестов связаны с использованием данного метода.

Перечень функций обследования:

• отбор;

• продвижение;

• сокращение/увольнение;

• индивидуальное развитие;

• развитие коллектива;

• планирование карьеры;

• консультирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ VI. Названия и адреса издательств, специализирующихся на выпуске психологических и образовательных тестов

Наши рекомендации