Представление древних философов о душе
История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром 1и Апнодвреедеве нОи.еАм., Хчреолмоовве кЛа..Н П. Тсеиххноилкаогтиреян, икраоквк и пвасмея тниа.у Еккиа,т епреирнвбоурнга, ч1а9л9ь2-. 2ноРуздаерстоадмилКи. сГьр увп пноевдаяр апхси фхоитлероаспоифя.и Ми., Все.древние философы связы-
вали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое пред-ставление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления. Пытаясь объяснить такие явления, как сновиде-ния, обморок, смерть, первобытный человек пришел к мысли, что наряду с телом существует еще оболочка, которая может отделяться от него и существовать самостоятельно. Эту оболочку он называл “душой”. Душа в отличие от тела является бессмертной. После смерти душа отправля-ется в загробный мир, где вместе с другими душами ведет такую же материальную жизнь, как и живые люди. Душа, вселяясь в человека, яв-ляется источником жизни. Ко гда она покидает тело, а потом возвращает-ся, то возникает обморок или человек видит сновидения во сне. Таким образом, первоначально представление о душе как об источнике жизни, было материалистическим.
В дальнейшем с появлением философии одни ученые стали придерживаться материалистических представлений о душе и развивать их, другие придерживались иной точки зрения, поло-гая, что душа не материальное, а идеальное явление.
Большое влияние на развитие материалистических представ-лений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур (V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предме-ты и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших неде-лимых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и разума, является оживотворяющим началом тела. Она управля-ет всеми функциями организма и состоит из очень легких и под-вижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атом ы души приводятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира. Каким же образом функционирует разум и как возникает духовный мир человека, представители материалистического понимания души объяс-нить не могли.
Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Пла-тон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном виде описание своих представлений о душе. Он занимался тем, что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учени-ками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа. Он подробно записывал содержание этих бесед, развивал его взгляды и впоследствии все это изложил в своих произведениях, которые были написаны в форме диалогов с Сократом.
Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пы-
тались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представляют предметы и явления, как они возникают и исчезают, как у человека появляются представления и понятия о мире, как возникают мораль-ные взгляды и почему они разные у людей.
Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Сократ и Платон полагали, что человек и весь окружающий его мир, явля-ются составной частью вселенной, что они связаны невидимыми нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда пред-ставлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов, которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, долж-на управлять телом, направлять духовную жизнь человека. Душа, в отличие от материального тела, бесплотна, сверхъестественна и после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бес-смертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают про-тиворечия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями. Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удов-летворять другие плотские потребности. У человека, с нестойкой душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, войны, со-вершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и же-стокой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, на-деленный божественной душой и разумом, должен заботиться о по-знании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда его душа будет достойна бессмертия.
Слушатели и ученики Сократа нередко спрашивали у него: «Может ли он доказать, что душа бессмертна». Он отвечал, что может. Доказывал Сократ бессмертие души путем логических рассуждений и умозаключений, которые он делал вместе со слушателями. Он спраши-вал: «Согласны ли Вы, что человек имеет тело и душу, что душа одухот-воряет тело и является источником жизни, что без души тело становит-ся мертвым? Согласны ли Вы, что смерть отрицает жизнь, а жизнь от-рицает смерть? Но жизнь, которая отрицает смерть, является вечной т.е. бессмертием. Согласны ли Вы, что человеку свойственны три со-стояния: жизнь, смерть и бессмертие? Что же у человека может быть бессмертным: тело или душа? Тело, как всем известно, живет и умира-ет. Значит бессмертной у человека может быть только душа».
Как душа приобретает знания о мире, и как у человека возника-ют моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни? На эти вопросы Платон отвечал следующим образом. В природе су-ществует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на
земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Идеи - это сосредо-точение абстрактной сущности вещей. Есть идеи добра и зла вообще, добродетели и справедливости вообще и т. д. Каждый предмет или явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей, который возможен только в том случае, если душа полностью осво-бождается от власти тела.
Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много врагов, об-личая несправедливость властей, недостойный образ жизни именитых людей, лживость политиков. Афинский суд, в составе которого были обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то что он, якобы подрывал устои афинского общества, неуважительно относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание. Он предпочел смерть. В ответ на просьбы учеников и друзей отпра-виться в изгнание Сократ отвечал, что смерть его не пугает, наоборот, он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни, к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков тела и приобретет полую свободу и бессмертие.
Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмерт-ную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Со-крат он не оставил никаких письменных произведений. Все его проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоянием для людей всего мира. Всем известны заповеди И. Христа: возлюби ближнего как самого себя, отдай все людям, не убий , не укради, не лги, не богохульствуй, не прелюбодействуй и т.д.
Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой частью христианской религии, вошли в историю философии и пси-хологии, нашли отражение в мировой литературе. Основные поло-жения учений И. Христа, Сократа, Платона и других философов и просветителей и составляют тот мир идей, под влиянием которых формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне чело-веческого общества, не приобщенный к общественному сознанию, не приобретает общечеловеческих свойств психики, не становится полноценной личностью. Носителем идей являются слова, которы-ми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а также свои мысли, взгляды и убеждения.
Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в разви-тие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным источником знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по суще-ству, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о душе носили не только теологический, но и естественно-научный ха-рактер. Хот я он отрицал понимание души как материального веще-ства, но в то же время считал, что душа и тело едины.
Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он пи-сал, “энтеле хией ” тела , его оживотворяющей силой. Функция души зак-лючается в ее способности обеспечивать различные виды деятельно-сти. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жиз-недеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чув-ствующая движущая. У человека душа - разумная.
Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна позна-вать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, проис-ходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например, на воске возникает отти ск печати без железа или без золота, из кото р ы х она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощуще-ний остаются следы, на основе кото ры х возникают представления, как вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на орга-ны чувств. Представления связываются между собой на основе сход-ства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохра-нения и применения их в практической деятельности. Поведение и прак-тическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными условиями формирования характера человека. Справедливость, как черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он будет совершать справедливые действия.
Представления древних философов о душе и ее связи с те-лом заложили фундамент для развития психологических взгля-дов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться толь-ко к человеку, который способен, в отличие от животных, ра-зумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики человека.
В средние века господствовало идеалистическое понятие о душе, а сознание рассматривалось как способность души позна-вать свои состояния, независимо от показания органов чувств.