Педагогические рекомендации. Прутченков А.С., Сиялов А.А

Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик

(фрагмент книги)

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве, но обычно такие дети сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, о чем-то думают, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого (именно эта игрушка, именно эта книга и т.п.).

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустрем­ленности.

Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определен­ной цели (причем достаточно большого масштаба), при этом он способен полностью пренебрегать интересами окружающих его людей (своих родителей, одноклассников и т. п.). Ради достижения постав­ленной цели он готов пожертвовать и своим благополучием, от­казаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные, черты характера: высокая энергичность, неза­висимость, самостоятельность, надежность в сотрудничестве, если его цели совпадают с целями тех людей, с которыми он вместе работает.

Отталкивающие черты характера: агрессивность, раздражитель­ность, гневливость, которые проявляются тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленной цели; не­чувствительность к чужому горю, отсутствие душевности в отноше­ниях с людьми, авторитарность.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит отсутствия обще­ственного признания и одобрения его успехов; он чрезвычайно че­столюбив, но по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы: подросток этого психотипа, как правило, конфликтен, так как у него нет естественной потреб­ности в общении, которое он рассматривает лишь как средство для до­стижения ранее поставленной глобальной цели.. И если ему прихо­дится вступать в контакт с людьми, он часто подавляет собеседника, бывает излишне категоричен в своих суждениях, при этом может легко ранить словом окружающих. Не замечает своей конфликтности.

Параноик совершенно несентиментален, недоверчив в дружбе, которую рассматривает как продолжение общего большого дела. Друзья для нею это только соратники, с которыми он идет к поставленной цели. Размолвки для него — предательство общего дела, он долго помнит обиды и оскорбления. Но даже долгая дружба с ним еще ни о чем не говорит, если человек ему не нужен для дела, он его забудет без всякого сожаления.

Отношение к учебе и работе. Паранойяльные дети обычно изу­чают тщательно лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем для успешного достижения поставленных целей. Для этого они могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах или в поезде метро. А все остальное в школе для них не представляет никакой ценности.

Наибольших успехов параноики достигают в индивидуальной творческой работе, так как им очень трудно работать в группе и тем более в большом коллективе. И если работа его увлекает, параноик становится «трудоголиком»: все время в работе, ничего не существует, кроме его цели и необходимой для ее достижения работы. Параноики непревзойденные поставщики, генераторы крупных идей, нестандар­тных подходов к решению сложных проблем.

Педагогические рекомендации

Среди конфликтогенных ситуаций, т. с. ситуаций, которые обост­ряют проявление отрицательных черт характера данного исихотипа и которых следует избегать при общении с ним, назовем:

  • ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике;
  • ситуации, в которых подростку приходится подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него;
  • ситуации, когда ему приходится заниматься «пустяками», обще­ственно незначимой деятельностью, рутинной работой или неинтересующим его предметом;
  • ситуации, которые заставляют его задумываться о каких-то бы­товых мелочах, решать житейские проблемы;
  • ситуации принудительного длительного общения с разными людь­ми, которые не разделяют его интересов;
  • ситуации отсутствия постоянного признания, общественного одобрения.

Основной задачей педагогической помощи учащимся паранойяль­ного психотипа является создание ситуаций, смягчающих проявление негативных особенностей характера. Для этого целесообразнее всего сформулировать значимую для параноика цель и направить всю его энергию на ее достижение. Это может быть большое дело для класса или даже школы.

С таким подростком довольно трудно установить продуктивный контакт, если он не увидит в вас единомышленника, сподвижника, увлеченного, как и он, общей идеей. Поэтому требуется определенное время, чтобы он мог признать в вас человека, мнение которого для него значимо.

В начале беседы с таким подростком желательно отметить боль­шое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели, которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не следует иронизировать над его перспективами, можно содержательно обсудить возможности их достижения и те планы, которые он раз­работал для достижения своих целей.

В ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-педагогический контроль, до­брожелательное доверие. Вместе с тем паранойяльным подросткам следует посоветовать видеть в одноклассниках, родных и просто окружающих людях не только массу, по и индивидуальность каждого. Для этого есть несколько психотехнических упражнений, которые им целесообразно регулярно выполнять.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста у детей, предрасположенных к данному типу акцентуации, замечается недетская бережливость одежды, своих игрушек, всего «своего», крайне злобная реакция на тех, кто пытается овладеть их собственностью, а с первых школьных лет проявляется мелочная скрупулезность и повышенная аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консервативность (не признают того, что еще не принято другими); высокий энергетизм (школьники полны жизненной энергии, они с охотой занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя; своем активностью часто мешают окружающим); агрессивность (подростки и экстремальных ситуациях становятся храбрыми и даже безрассудными, а в обыденной жизни у них проявляется гневливость, взрывчатость, придирчивость, бывают периоды злобно-тоскливого настроения с поиском объекта, на котором можно сорван, зло; такие дети злопамятны и мстительны).

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пункту­альность (чтобы не опоздать, заведет два будильника и попросит родителей разбудить его), внимательность к своему здоровью (поэ­тому здоровье, как правило, крепкое).

Отталкивающие черты характера: жестокость, нечувствитель­ность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком, неаккуратно­стью других или нарушением ими определенных правил. Эпилептоид для себя — единственно хороший человек.

«Слабое звено» этого психотипа: практически не переносит не­подчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов.

Особенности общения и дружбы. Как и во всем остальном, эпи­лептоид любит устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Он не заводит случайных знакомств, а предпочитает общение с друзьями детства и школьными товарищами. Но если подросток считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства, которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе (как и в любви) он никогда не простит.

Отношение к учебе и работе. Эиилептоиды отличаются целеуст­ремленностью, выполняют все домашние задания, никогда не про­гуливают уроков (таков порядок и его нужно соблюдать): обычно они отличники.

В дальнейшем такие школьники лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим. Например, финансист соблюдает денежную дисцип­лину, юрист — законы, учитель выполняет учебные программы, во­енный — требования уставов и т. п.

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуаций, провоцирующих прояв­ление отрицательных черт данного психотипа, следует включить:

  • ситуации, которые требуют от ребенка ломки, изменения устояв­шихся порядков установленных правил, особенно если это ему приходится делать самостоятельно;
  • ситуации жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных людей;
  • ситуации, ограничивающие возможность для подростка проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями;
  • ситуации, когда критикуются действия подростка, тем более, когда смеются над его недостатками;
  • ситуации, в которых от подростка требуются повседневная ра­бота, длительные усилия и нет возможности выделиться среди ок­ружающих;
  • ситуации, в которых так или иначе ущемляются права и интересы самого ребенка.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера. Но педагогическая помощь часто затруднена тем, что ребенок не вос­принимает советы и просьбы. Поэтому так важно установить контакт, взаимопонимание с этим ребенком. Обстоятельность и неторопли­вость, чуткость и тактичность — вот что требуется от взрослого. Такой стиль общения педагога и родителей позволяет сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения.

Контакт с эпилептоидным подростком целесообразнее всего ус­танавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем, например о том, что он коллекционирует и чем его коллекция отличается от других.

Очень важно такому ребенку найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение. Этим подросткам можно, и нужно поручать руководство небольшими груп­пами, например, в ходе деловой игры или спортивных соревнований. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих ус­пехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают под­ростку самоутвердиться.

Семейные конфликты у детей эпилептоидного типа обычно трудно поддаются коррекции. Обусловлено это, с одной стороны, его пре­тензиями на роль властелина, которого остальные члены семьи дол­жны уважать и ублажать (на что далеко не каждая семья согласна), с другой стороны, сам подросток не готов уступать в чем-либо другим членам семьи.

В отношениях с ним необходима твердость, даже категоричность, требовательность. Нужно дать ему четкую, конкретную программу действий. Наказание для него – частая сменяемость работы (при его вязкости). Поощрение – дать побыть одному и заняться любимым делом.

ГИПЕРТИМ

Подростки, относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, даже смелостью, склонны к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнако­мыми людьми, однако им недостает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: постоянно повышенное настро­ение, экстравертированность, т.е. обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щед­рость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность, причем его настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг него. Но высокий жизненный тонус, брыз­жущая энергия, неудержимая активность, жажда деятельности соче­таются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело до конца.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособ­ность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более инте­ресным в данный момент), перескакивание с одного дела па другое (может записаться сразу в несколько кружков или секций, но ни в один из них больше 1—2 месяцев не ходит), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла), склонность к прожектерству и амо­ральным поступкам (но не злоумышленно и сразу готов покаяться).

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит однообразной об­становки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество и вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Гипертим всегда выступает в роли весельчака и балагура. Он любит собирать гостей, его дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может запросто прийти любой человек и остаться до тех пор, пока ему нравится. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к лидерству. Легко может оказаться в неблагоприятной среде, склонен к авантюрам.

Гипертим готов дружить со всем светом, по на глубокую привя­занность не способен. Ему присущ альтруизм, любовь к ближнему (а не ко всему человечеству), он может броситься на помощь человеку не раздумывая. В дружбе он добр и незлопамятен. Обидев кого-то, он быстро, забывает об этом и при следующей же встрече может искренне обрадоваться; если нужно, он может от всей души изви­ниться за нанесенную обиду и тут же сделать что-либо приятное обиженному человеку.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа могли бы добиться значительных успехов, но они легкомысленны и ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если для его освоения требуются определенные длительные усилия. В принципе все учебные предметы даются им легко, но знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны.

Гипертим постоянно опаздывает на уроки, прогуливает (особенно те занятия, на которых ему скучно и нет возможности выразить себя). Но ему легко наверстать упущенное, например, перед конт­рольной работой или экзаменом не поспать одну ночь и выучить почти весь необходимый материал.

Гипертим может достичь успеха практически в любом деле. И действительно, вначале у него все спорится в руках, появляются определенные достижения, но, как только начинается обычная ру­тинная работа, ему становится неинтересно, дело перестает быть новым, и он готов бросить его, переключиться на что-то другое.

Часто шумливый и сверхактивный, гипертим создает лишь ви­димость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берется за дело, планирует массу мероприятий, проводит совещания и т.п.), и это помогает ему делать карьеру.

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

  • ситуации вынужденного одиночества, лишающие подростка сво­бодного и разнообразного общения;
  • ситуации, ограничивающие двигательную активность;
  • ситуации, в которых нужно подчиняться определенным система­тическим требованиям;
  • ситуации, в которых приходится отказывать себе в чем-то инте­ресном, новом, необычном.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу явля­ется создание таких условий, в которых проявляется инициатива и анергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно сво­бодное и интересное общение. Это может быть трудная» но интересная и разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т. п.

Подросткам гипертимного типа не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограни­чивающую его связи людьми.

Установление контакта с этими детьми не является проблемой в силу их открытости и готовности идти навстречу. Они обычно адек­ватно реагируют на доброжелательное отношение и искренний ин­терес к их делам и проблемам.

В общении с ними следует избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности. В противном случае это может привести к обострению реакции эмансипации.

Так как гипертимы неусидчивы и энергичны, беседу лучше вести в живом и быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (но не забывайте о дистанции, которую гипертим легко может нарушить, перейти к фамильярному стилю общения).

Противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода из дома или из школы. Но недопустим и недостаток контроля, безнадзорность, а главное — отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям. Гипертимы очень тонко чувствуют, что старшим (педагогам и родителям) не до него, что они выполняют свои обязанности лишь формально. Такое отношение провоцирует их асоциальное поведение.

Задача педагога и родителей найти для подростка гипертимного психотипа интересное дело, увлечь его каким-нибудь занятием (спор­тивная секция, туристский клуб и т. п.).

Этот человек не для конвейера, нуждается в контроле, не мелочном, но регулярном. Главное – направить деятельность, заинтересовать. Ребенок плохо учится даже на своих ошибках (как с гуся вода). Более эффективно не само наказание, а угроза.

ИСТЕРОИД

Истероид виден с раннего детства. Милый малыш в центре ком­наты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, ноет незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент — восхищение окружающих.

Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить на себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает истерику, но... он добился своего — снова всеобщее внимание, пусть даже такой ценой.

Доминирующие черты характера: демонстративность, т. е. стрем­ление быть постоянно в центре внимания, причем иногда лю­бой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда посто­янного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, по­клонения.

Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятель­ность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается поело выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

«Слабое звено» этого психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их вы­смеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидных попыток.

Особенности общения и дружбы. В силу особенностей своего характера нстсроид постоянно нуждается в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма его жизни (жизнь на людях и для людей). Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно шире.

Истероиды очень избирательны, они стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности.

Отношение к учебе и работе. Учеба для истероида часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам.

В принципе истероид одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются профессии, связанные с художественным творче­ством. Лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вис обязательных рамок.

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

  • ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие истероида;
  • ситуации пусть даже некоторого равнодушии со стороны ок­ружающих людей, а тем более сознательною игнорировании его личности;
  • ситуации критики его достижений, таланта или способностей;
  • ситуации, когда он вынужден оставаться в одиночестве или ог­раничить круг своего общения, поклонников;
  • ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;
  • ситуации, когда он попадает в нелепое или смешное положение;
  • ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, воз­можности проявить свои способности;
  • ситуации, в которых приходится находиться в постоянном пси­хическом или физическом напряжении.

Основная цель педагогической помощи этому психотипу — по­степенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружа­ющих.

Необходимо выработать у подростка представление о «демонст­ративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более ра­ционального удовлетворения своих желаний. Способствует этому чтение литературы или просмотр фильмов, в которых изображены персонажи с ярко выраженным истероидным поведением.

Преодоление эгоцентризма является наиболее, трудной задачей. В ходе бесед педагог и родители должны пробуждать интерес ре­бенка к своим товарищам, родным и близким, другим окружающим людям. Нужно поощрять его рассказы о других, их успехах и

достижениях.

Учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подрост­ков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных спо­собностей (участие в проведении дискотек и т. п.).

В отношениях с ним нужно держать дистанцию. Поощрять нужно публично, наказывать не на людях. К деньгам лучше не допускать.

ШИЗОИД

С первых школьных лет такие дети любят играть одни, мало тянутся к одноклассникам, избегают шумных детских забав, пред­почитая общество более старших ребят.

В подростковом возрасте бросаются в глаза прежде всего их замкнутость и отгороженность в сочетании с неумением сопереживать окружающим.

Доминирующие черты характера: интровертированность, т. с. фик­сация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признается высшая ценность.

Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно осмысли­вающий окружающую действительность. При этом он самостоятельно создает схемы анализа и пытается с их помощью объяснить суще­ствующий мир.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий.

Это, как правило, талантливые, умные и. неприхотливые школь­ники. Шизоид очень продуктивен, может долго трудиться над своими идеями, но не пробивает их, не внедряет в жизнь.

Отталкивающие черты характера: замкнутость, холодность, рас­судочность.

Шизоид малоэнергетичен, малоактивен при интенсивной работе, как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холоден, почти не выражает никаких эмоций: не печалится и не радуется, не сердится и не смеется. Он равнодушен к чужой беде, может быть даже жестоким. Но его эгоизм не сознательный, он просто не замечает чужого горя. В то же время шизоид может быть и сам легкоранимым, так как самолюбив. Не любит, когда критикуют его систему.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит ситуации, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты, и на­сильственное вторжение посторонних людей в его внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Шизоид очень избирателен, лю­дей он в основном не замечает, так же как и многие вещи матери­ального мира. Но все же он нуждается в общении, которое должно отличаться глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми он общается, очень ограничен, как правило, эти люди старше его.

Для шизоида характерна самодостаточность в сфере отношений, он может довольствоваться общением с самим собой или с одним

человеком.

Другом шизоида может быть человек, хорошо понимающий его особенности, способный не обращать внимания на его странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера. По если он кого-то считает своим другом, то часто становится назойливым, при­липчивым, надоедливым, требующим особого внимания к себе.

Отношение к учебе и работе. Шизоид может быть очень способым и даже талантливым, но он требует индивидуального подхода, так как отличается особым видением мира, своей, не похожей ни на что точкой зрения на обычные явления и предметы Шизоид может заниматься очень много, но не систематически, так как ему трудно выполнять общепринятые требования, да еще по не им самим при­думанным схемам.

Поэтому если шизоид видит, что педагог оценивает результат его работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то он может проявить весь свой талант и все способности. Если же педагог (и родители) требует от детей этого психотипа, например, решения задач строго определенным способом (ведь так объясняли на уроке), тогда такой подросток может быть отстающим, несмотря на то, что ему вполне по силам решить эти же задачи несколькими оригиналь­ными способами. Это относится не только к математике, но и ко всем остальным учебным предметам.

Шизоид чаще всего научный работник, например математик-те­оретик или физик-теоретик.

Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогениых ситуаций следует включить:

  • ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложив­шихся привычек поведения;
  • ситуации, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми;
  • ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам;
  • ситуации, в которых приходится руководить другими людьми;
  • ситуации коллективной или групповой деятельности;
  • ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам.

Установление контакта с этим типом подростков с целью оказания педагогической помощи представляет значительную трудность. Многие из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить ребенка, и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше.

В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы, города или страны и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка.

Основным признаком установления контакта, преодоления пси­хологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

При организации учебного процесса необходимо учитывать глу­бокий интерес к какой-либо науке и обширные значит подростка в этой области, создавать ребенку условия для реализации знаний. Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы интересов ребенка, причем эти задания могут быть высокой степени трудности.

Для развития коммуникативных способностей шизоидов необхо­димо включать в различные групповые и коллективные формы де­ятельности, например в командные спортивные игры.

Отношения строятся через идею, владеющую человеком, интеллектуальными методами, логикой. К наказаниям он мало чувствителен.

ПСИХАСТЕНОИД

В детстве наряду с некоторой робостью и пугливостью у таких детей проявляются склонность к рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте возникают раз­личные фобии — боязнь незнакомых людей, новых предметов, тем­ноты, страх остаться одному дома или за закрытой дверью и т. п.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают проявляться с особой силой, является начало обучения в школе. Это связано с необходимостью отвечать за себя и тем более за других, что представляет одну из самых трудных задач для психастеника.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мни­тельность, опасение за будущее свое и своих близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настро­ение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определен­ный формализм, безынициативность, склонность к бесконечным рас­суждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. При­чем опасения адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня или моих родных укусит собака или я заболею или получу двойку и т.д.).

Поэтому психастеноид так верит в приметы: обувь надевает только с правой ноги; если запнется левой ногой, то обязательно плюнет три раза через правое плечо и т. п., — считая их панацеей от всех бед.

Другой формой защиты от постоянных страхов является созна­тельный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея о том, что если вес заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не случится, все обойдется.

Таким подросткам очень трудно принять практически любое ре­шение, они все время сомневаются, все ли обстоятельства и возмож­ные последствия они учли. При том они думают уже не о том, как добиться успеха, а о том, как избежать возможных неудач и непри­ятностей. Но если все же решение принимается, то психастеник начинает действовать немедленно, так как боится сам себя «вдруг передумаю».

«Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности за себя и за других.

Особенности общения и дружбы. Психастеноид стеснителен, за­стенчив, боится устанавливать новые контакты. В отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, дру­зей у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.

Отношение к учебе и работе. Психастеноид способен заниматься, не поднимая головы, проявляя несвойственную ему целеустремлен­ность, настойчивость и усидчивость, длительное время, так как боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей. Долгое время сверяет полученный результат по справочникам, словарям, энциклопедиям, позвонит другу, спросит у него и т. п. Психастеноид; как правило, подчиненный, который аккуратно, точно и в срок выполнит любую работу, если задание конкретно и полученная инструкция четко регламентирует порядок его выполне­ния. Таким людям по душе тихая, аккуратная, спокойная работа, например работа библиотекаря, бухгалтера, лаборанта или надомная работа. Педагогические рекомендации

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

  • ситуации, когда необходимо принять самостоятельные решения; ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое;
  • ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций; ситуации сильного беспокойства или страха;
  • ситуации прямой критики самого подростка или его поведения;
  • ситуации длительных физических или психологических пере­грузок.

Педагогическая помощь этому психотипу направлена па преодо­ление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, за­комплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно ослож­няют его жизнь.

Поэтому при общении с этим психотипом не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни и коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу такого ребенка.

При установлении контакта следует сначала подбодрить подро­стка, дать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным человеком. Если установятся доверительные отношения, можно обсудить те опа­сения, которые ему мешают принимать решения. При этом вместе с ним подробно рассмотреть возможные последствия, например, что может случиться и чем это грозит или самому подростку, или его родным.

Во время беседы следует поощрять решительные высказывания подростка, его готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними.

Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регла­ментированной работы, когда нет необходимости самостоятельно при­нимать ответственные решения.

Никогда сразу не нагружать большой мерой ответственности. Должна быть постепенность в принятии ответственности: сначала за себя, за других - минимально; худшее наказание – ответственность еще за кого-то кроме себя. Энергичные наказания нежелательны, отношения лучше строить один на один.

СЕНЗИТИВ

С первых детских лет ребенок боязлив, боится одиночества, тем­ноты, животных, особенно собак. Избегает активных и шумливых сверстников. Но он достаточно общителен с теми, к кому уже привык, любит играть с малышами, чувствуя себя с ними уверенно и спокойно.

К родным и близким очень привязан, это «домашний ребенок»: старается поменьше выходить из дома, не любит ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко, например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка.

Доминирующие черти характера: повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

Сензитивы робки и застенчивы особенно среди посторонних лю­дей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, вни­мательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисципли­нированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Сензитив стремится преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, расте­рянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конф­ликтность на этой почве.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит насмешек или по­дозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжела­тельное внимание или публичные обвинения.

Особенности общения и дружбы. Сензитивы охотно идут на кон­такт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии.

В то же время они всячески избегают знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными. Настоятельная потребность по­делиться своими переживаниями и ощущениями реализуется в об­щении со старыми друзьями.

Наши рекомендации