Психологическая теория коллектива


Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллек­тива.

В педагогике идея коллектива была разрабо­тана А. С. Макаренко, в которой также пред­ставлен и социально-психологический аспект. По А. С.Макаренко, коллектив -это не любая совместная деятельность, а социально-по­зитивная деятельность, отвечающая потреб­ностям общества.

Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского [Психологиче­ская теория коллектива, 1979]. В его представ­лении, группа — это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ярда) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.

Деятельность, ради которой создан и кото­рой занимается коллектив, имеет положи­тельное значение для многих людей, а не толь­ко для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочно­сти, честности, взаимном уважении и т. п.

Требования к коллективу:
1) успешно справляться с возложенными на него задачами (быть эффективным в отноше­нии основной деятельности);
2) иметь высокую мораль;
3) устанавливать хорошие человеческие отно­шения;
4) создавать для каждого своего члена возмож­ность развития как личности;
5) быть способным к творчеству;
6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Коллективистские отношения определя­ются через следующие понятия:
1) нравственность — построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность — добровольное приня­тие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, явля­ется ли он членом данного коллектива; требовательность к себе и другим; объективное оценивание своих достижений;

3) открытость — способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими группами или новыми членами в своем коллективе;
4) коллективизм — постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщению;
5) контактность — доверительные личные от­ношения;
6) организованность — умелое взаимодей­ствие; бесконфликтное распределение обя­занностей;
7) информированность — знание задач, сто­ящих перед коллективом, содержания и ито­гов его работы;
8) эффективность — успешность решения за­дач.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в реальности почти нет. Большин­ство реальных малых групп занимают промежу­точное положение между слаборазвитой груп­пой и высокоразвитым коллективом.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ

Наиболее признанным в отечественной социальной психологии считается объяснение процесса становления личности через разви­тие трех сфер: деятельности, общения, самосознания.
По мнению А. Н. Леонтьева, на всём про­тяжении своего развития человек расширяет «каталог» деятельностей, т. е. осваивает разнообразные виды деятельности. В период этого освоения индивид осуществляеттри процесса:
1) ориентировка в системе связей, которые существуют между различными видами. Человек осознает значимость той или иной деятельности, т. е. осуществляет личностный выбор деятельности;
2) центрирование вокруг главного, выбранно­го, соподчинение ему всех остальных дея­тельностей;
3) освоение новых ролей и осмысление их значимости.

При прохождении этих этапов человек расши­ряет свои возможности как субъект деятель­ности.
С позиций такого подхода эксперименталь­ное изучение процесса становления личности сосредоточено 8 основном на исследовании механизмов ориентации личности в системе деятельностей, мотивационных выборах, реже — на процессах целеобразования.

Общение — также рассматривается со сто­роны его расширения и углубления. Расширение общения — умножение контактов человека с другими людьми, изменение содержания об­щения в различные возрастные периоды. Углуб­ление — переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Экспериментальные исследования, изучаю­щие значимость общения в социализации лич­ности, нацелены на рассмотрение обстоя­тельств, при которых происходит умножение связей, а также их значения для индивида.
Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. Как утверждает И. С. Кон, процесс социализации означает становление в человеке образа его «я»: отделе­ние «я» от деятельности, интерпретация «я», соответствие этой интерпретации с интерпрета­циями, которые дают личности другие люди.
Экспериментальные исследования показа­ли, что образ «я» не возникает у человека сразу же после рождения, а складывается на протя­жении всей жизни под влиянием социальных процессов.
По Г. М. Андреевой, самосознание— это сложный психологический процесс, включаю­щий: самоопределение (поиск позиции в жиз­ни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. При этом важно помнить, что самосознание не есть про­стой перечень составляющих его компонентов, а понимание личностью себя как некой целост­ности, собственной идентичности.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В широком смыслесоциализация — это процесс и результат социального развития че­ловека.
И. С. Кон полагал, что социализация — это совокупность всех социальных и психологиче­ских процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
С позиции Г. М. Андреевой, социализация — усвоение и воспроизводство индивидом социаль­ного опыта в процессе жизни.
Целесообразно рассматривать социализа­цию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроиз­водство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Целенаправлен­ные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихий­ные — через средства массовой коммуника­ции, социальные ситуации реальной жизни и др.

Внешний процесс — это совокупность всех социальных воздействий на человека, регули­рующих проявление присущих субъекту импуль­сов и влечений. Внутренний процесс — про­цесс формирования целостной личности.

Социализация может изучаться в филогене­тическом плане — формирование родовых свойств человечества и онтогенетическом — формирование конкретного типа личности.
Учитывая вышесказанное, Г. М. Андреева дает следующее понятие социализации: социа­лизация — это двусторонний процесс, включаю­щий в себя, с одной стороны, усвоение инди­видом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных свя­зей; с другой стороны — процесс активного вос­производства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает и как субъект, и как объект социализации. Я. Г. Ананьев определял человека прежде вое-го как объекта. Он полагал, что, определив че­ловека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его станов­ления как субъекта общественного развития.

Протекания социализации зависит от конк­ретного исторического периода. Современ­ная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими поколениями, оно харак­теризуется гуманизацией, т. е. ребенок вы­ступает в качестве основной ценности семьи и общества. Особая роль отводится образо­ванию и приобретению профессии. Необхо­димым для общества становится развитие творческой личности.

СТАДИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Отечественная социальная психология пола­гает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и слу­жит основанием для классификации стадий: дотрудовая (охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности), трудовая (период зрелости человека) и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.

Трудовой период имеет очень условные границы. Особо значим вопрос о непрерывно­сти образования, в том числе образования взрослых. Актуальным становится сотрудни­чество с акмеологией — наукой, изучающей закономерности и механизмы развития чело­века на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмыслен­но говорить о социализации в период свертыва­ния социальных функций (крайнее выражение идеи — десоциализация). Существует и пря­мо противоположная позиция, косвенным при­знанием которой является возрастная перио­дизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет).
А. В. Петровский выделяет три стадии раз­вития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интегра­цию. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (инте­грация).

Любой период начинается адаптацией, представляющей усвоение и овладение об­щественными нормами, формами и средства­ми деятельности. Человек обучается быть личностью, что не происходит в случаях с феральными людьми — это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта (дети-маугли).
Индивидуализация вызывается противо­речием между достигнутым результатом адап­тации и потребностью в максимальной реали­зации своих индивидуальных особенностей. Личность выступает как субъект общественных отношений, проявляет собственное «я».
Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в слу­чае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завер­шает возрастной период и одновременно под­готавливает переход к следующему.
Если переход к новому периоду не подготов­лен внутри предыдущего успешным протекани­ем фазы интеграции, то на рубеже между любы­ми периодами складываются условия для кризиса развития личности. Согласно концеп­ции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхожде­ния в новую группу (в любом возрасте), и возрастной аспект социального развития лич­ности.


ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Конкретные группы, в которых личность при­общается к системам норм и ценностей и кото­рые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.

Институты социализации — это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются систе­мой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.

Эффективность социализации обуславлива­ется их нравственным, культурным, экономи­ческим состоянием.

Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации лично­сти, ее нельзя ничем заменить. В семье осу­ществляется первый адаптивный период со­циальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, группо­вой идентичности.

По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как со­циальный институт имеет следующие функ­ции: репродуктивную, педагогическую, хо­зяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.

В современном обществе все большее зна­чение играют дошкольные детские учреж­дения, однако как объекты социально-психоло­гического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюдных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип

Наши рекомендации