Психологическая теория коллектива
Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллектива.
В педагогике идея коллектива была разработана А. С. Макаренко, в которой также представлен и социально-психологический аспект. По А. С.Макаренко, коллектив -это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского [Психологическая теория коллектива, 1979]. В его представлении, группа — это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ярда) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.
Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т. п.
Требования к коллективу:
1) успешно справляться с возложенными на него задачами (быть эффективным в отношении основной деятельности);
2) иметь высокую мораль;
3) устанавливать хорошие человеческие отношения;
4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;
5) быть способным к творчеству;
6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Коллективистские отношения определяются через следующие понятия:
1) нравственность — построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность — добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является ли он членом данного коллектива; требовательность к себе и другим; объективное оценивание своих достижений;
3) открытость — способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими группами или новыми членами в своем коллективе;
4) коллективизм — постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщению;
5) контактность — доверительные личные отношения;
6) организованность — умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей;
7) информированность — знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы;
8) эффективность — успешность решения задач.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в реальности почти нет. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ
Наиболее признанным в отечественной социальной психологии считается объяснение процесса становления личности через развитие трех сфер: деятельности, общения, самосознания.
По мнению А. Н. Леонтьева, на всём протяжении своего развития человек расширяет «каталог» деятельностей, т. е. осваивает разнообразные виды деятельности. В период этого освоения индивид осуществляеттри процесса:
1) ориентировка в системе связей, которые существуют между различными видами. Человек осознает значимость той или иной деятельности, т. е. осуществляет личностный выбор деятельности;
2) центрирование вокруг главного, выбранного, соподчинение ему всех остальных деятельностей;
3) освоение новых ролей и осмысление их значимости.
При прохождении этих этапов человек расширяет свои возможности как субъект деятельности.
С позиций такого подхода экспериментальное изучение процесса становления личности сосредоточено 8 основном на исследовании механизмов ориентации личности в системе деятельностей, мотивационных выборах, реже — на процессах целеобразования.
Общение — также рассматривается со стороны его расширения и углубления. Расширение общения — умножение контактов человека с другими людьми, изменение содержания общения в различные возрастные периоды. Углубление — переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Экспериментальные исследования, изучающие значимость общения в социализации личности, нацелены на рассмотрение обстоятельств, при которых происходит умножение связей, а также их значения для индивида.
Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. Как утверждает И. С. Кон, процесс социализации означает становление в человеке образа его «я»: отделение «я» от деятельности, интерпретация «я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.
Экспериментальные исследования показали, что образ «я» не возникает у человека сразу же после рождения, а складывается на протяжении всей жизни под влиянием социальных процессов.
По Г. М. Андреевой, самосознание— это сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. При этом важно помнить, что самосознание не есть простой перечень составляющих его компонентов, а понимание личностью себя как некой целостности, собственной идентичности.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В широком смыслесоциализация — это процесс и результат социального развития человека.
И. С. Кон полагал, что социализация — это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
С позиции Г. М. Андреевой, социализация — усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни.
Целесообразно рассматривать социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные — через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др.
Внешний процесс — это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс — процесс формирования целостной личности.
Социализация может изучаться в филогенетическом плане — формирование родовых свойств человечества и онтогенетическом — формирование конкретного типа личности.
Учитывая вышесказанное, Г. М. Андреева дает следующее понятие социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны — процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает и как субъект, и как объект социализации. Я. Г. Ананьев определял человека прежде вое-го как объекта. Он полагал, что, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития.
Протекания социализации зависит от конкретного исторического периода. Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими поколениями, оно характеризуется гуманизацией, т. е. ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Особая роль отводится образованию и приобретению профессии. Необходимым для общества становится развитие творческой личности.
СТАДИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Отечественная социальная психология полагает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и служит основанием для классификации стадий: дотрудовая (охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности), трудовая (период зрелости человека) и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.
Трудовой период имеет очень условные границы. Особо значим вопрос о непрерывности образования, в том числе образования взрослых. Актуальным становится сотрудничество с акмеологией — наукой, изучающей закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмысленно говорить о социализации в период свертывания социальных функций (крайнее выражение идеи — десоциализация). Существует и прямо противоположная позиция, косвенным признанием которой является возрастная периодизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет).
А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).
Любой период начинается адаптацией, представляющей усвоение и овладение общественными нормами, формами и средствами деятельности. Человек обучается быть личностью, что не происходит в случаях с феральными людьми — это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта (дети-маугли).
Индивидуализация вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Личность выступает как субъект общественных отношений, проявляет собственное «я».
Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.
Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми периодами складываются условия для кризиса развития личности. Согласно концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и возрастной аспект социального развития личности.
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.
Институты социализации — это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.
Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием.
Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как социальный институт имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.
В современном обществе все большее значение играют дошкольные детские учреждения, однако как объекты социально-психологического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюдных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип