Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника

Ближайшим социальным окружением, в которое по­падает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего челове­ка. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в дан­ный период детства такую побудительную силу, что слу­жат регулятором поведения и стимулом психического развития.

Каково же влияние семейной атмосферы на формиро­вание отдельных свойств личности детей, некоторых осо­бенностей их поведения? Изучением этого вопроса зани­мались как психологи, так и психиатры.

Психиатры утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых со­стояний и психастении. Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в рабо­тах советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала пробле­му неуверенности в своих силах у учащихся I класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и край­не неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и сов­сем отсутствует.

Исследователь обратила внимание, что родители неуве­ренных в себе детей стремились изолировать своего ребен­ка от детского окружения при домашнем воспитании, ли­шали его элементарной самостоятельности. Для них ха­рактерно было постоянное навязчивое назидание и мора­лизирование с целью приучения к хорошему, положитель­ному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообраз­ных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отноше­ний отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, способствовали формированию неуверенности в своих силах.

В каждой семье между ребенком и родителями склады­ваются особые индивидуальные отношения, и в то же вре­мя в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобла­дают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авто­ритарную» («контролируемую»).

Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, боль­шой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стрем­ление родителей избегать решений по произволу, разъясне­ние принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их. любознательность.

«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преоб­ладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.

Отмечено различие в личностных качествах в поведе­нии детей дошкольного возраста «авторитарных» и «де­мократических» родителей. Дети из «демократических» се­мей чаще проявляли стремление к творчеству, инициатив­ность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрица­ние конформизма), обнаруживали больше эмоционально­сти в своих социальных взаимоотношениях.

В ряде исследований, проведенных в русле социомет­рии, установлено влияние особенностей семьи на статус ре­бенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полу­ченных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культур­ный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом дошкольника среди свер­стников.

Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла по­лучает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Психологический климат в семье, т.е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их пробле­мам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формиро­вания морального облика растущего человека. Необходи­мо, чтобы в семьях складывались благоприятные отноше­ния, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Ма­каренко).

Влияет ли размер, состав семьи на формирование лич­ности дошкольника? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной[138], была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчи­вость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей сте­пени проявляет сочувствие к окружающим, более доброже­лателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организатор­скими качествами.

Роль, влияние каждого члена семьи на развитие опре­деляется в значительной степени тем, как ребенок воспри­нимает и оценивает каждого из них, какое у него сложи­лось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживани­ях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисун­ках, высказываниях детей.

Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка. Особо значимое место в ней занимает мать. Ей как «самому любимому человеку» отдают предпочтение де­ти всех возрастных групп детского сада. Так называли ее в беседах — 57 %, изобразили в рисунках — 49,6 % де­тей[139].

«Она очень красивая и добрая такая» (Виталик); «Моя мама мед­сестра. Она всех лечит, чтоб никто не болел. Я люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть в шахматы» (Слава); «Мама готовит обед вкусный и купает нас с Юриком. Она все умеет делать» (Жанна).

В числе «самых любимых» у дошкольников и отец (в бе­седах — 23 %, в рисунках — 18 %).

«Папа водит меня в детский сад, а вечером читает нам сказки, катает на санках» (Лена); «Люблю папу. Он меня брал с собой на рыбалку и на лодке катает» (Игорь); «Папу люблю. Он мне всегда показывает, как рисовать или строить. И на лыжах с нами ходит, и на каток. Маме все не­когда» (Коля).

Обращает на себя внимание частое указание дошколь­никами на брата и сестру как на самых любимых членов семьи (в рисунках их образы встречаются даже чаще, не­жели образ отца,— 22 %). Среди самых любимых до­школьники называют и рисуют также бабушку и дедуш­ку (6,1 %), более дальних родственников (тетя, дядя), знакомых.

«Бабушка вкусные пироги с капустой печет и шапочку мне связала» (Ира), «Люблю бабушку, она ласковая такая и меня тоже любит» (Ла­риса) ; «Бабушка не ругает никогда и сказки мне всегда рассказывает» (Коля); «Это соседка наша тетя Лена: когда мамы нет, она со мной иг­рает» (Тома).

Проявляются некоторые половые различия в отноше­нии дошкольников к членам семьи: например, мальчики значительно чаще девочек предпочитают представителей своего пола — отца, брата, дедушку.

Взрослым членам семьи следует способствовать созда­нию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Воспитателю — быть главным помощником в этом нелёгком процессе.

Наши рекомендации