Тема 1. Психология как профессия
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа профессиональной переподготовки по направлению (специальности) «Психология» разработана с учетом государственного стандарта высшего профессионального образования специальности 030301 – Психология, квалификация – психолог, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000г. № 686.
Учебный процесс строится по принципу деятельностного подхода, возрастно-психологического изучения человека и непрерывного обоснования высокой социальной значимости и востребованности будущей новой профессиональной деятельности. Понятие о каждом направлении профессиональной деятельности формируется на протяжении 12 месяцев, как логический ряд обобщенных и функциональных представлений и понятий о конкретных психологических задачах и методах их решения в системе практической психологии. Общий профиль обучения - гуманитарный. Основной контингент слушателей - работники системы образования, здравоохранения, социальной службы и др.
Образовательная программа рассчитана на 1200 часов, из которых 356 часов-лекции, 224 часа- семинары, практические занятия, практикумы, тренинги, 200 часов- психологическая практика в учреждениях разного типа, 480 часов - самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается сдачей зачета или экзамена согласно учебного плана. Аттестационные испытания, составляющие промежуточную аттестацию (зачет, экзамен) включают проверку уровня усвоения практических умений, и уровня теоретической подготовленности по данной дисциплине. Результат испытаний имеет оценку «зачтено»-«незачтено» и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» в бальной системе при сдаче экзамена.
Итоговая государственная аттестация специалиста включает Государственный экзамен, выпускную квалификационную работу позволяющую выявить теоретическую и практическую подготовку к решению профессиональных задач.
Выпускник факультета профессиональной переподготовки должен отвечать следующим требованиям, соответствующим его квалификации:
- Быть знакомым с основными умениями, теориями и концепциями отечественных и зарубежных психологов;
- Знать этические принципы и нормы работы психолога;
- Быть способным научно анализировать социально-психологические и личностные проблемы;
- Применять современные методы научного познания; уметь прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса задач, проблем, их систем, использовать для этого модели, методы психологического исследования;
- Владеть методами оценки и контроля качества своей деятельности;
- Уметь делать обоснованные доказательные выводы;
- Владеть методами обучения в процессе деятельности, обучения новым методам, средствам деятельности, приобретения новых знаний, в том числе используя современные программы ЭВМ; уметь рефлексировать, моделировать, анализировать, оценивать свою интеллектуальную деятельность, деятельность в кооперации с коллегами;
- Уметь осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;
- Уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества психологических услуг населению;
- Уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- Участвовать в практической прикладной деятельности психолога, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни.
В целом, схема образовательного маршрута будущего психолога отражает идею комплексного подхода: от теоретической подготовки и рефлексии к самостоятельной работе и практике. Теоретическая подготовка ведется по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации. Далее обучение строится как практическое овладение специальными профессиональными навыками и умениями непосредственно в учреждениях различных типов и видов.
Важнейшим компонентом профессиональной переподготовки является 200 часовая психолого-педагогическая практика, которая носит характер «Школы профессионального становления».
Руководителями практики являются сотрудники кафедры и руководители психологических подразделений учреждений. Завершает практику конференция, как итоговое мероприятие, подтверждающее правильность выбора новой профессии.
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
- Введение в специальность
Тема 1. Психология как профессия
Профессиональная деятельность как непреходящая общечеловеческая ценность. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности.
Человек на пороге профессионального самоопределения. Интересы. Мир возможных увлечений и занятий. Жизненные перспективы и пути их реализации.
Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты). Стадии профессионализации личности. Психологические трудности развития личности при переходе от стадии выбора профессии к стадии профессиональной подготовки. Дефицит информации о специфике будущей профессиональной деятельности и знаний о себе как о будущем субъекте этой деятельности.