Установление семантических отношений

Как отмечалось выше, семантические отношения есть типы взаи­мосвязей между репрезентациями понятий в памяти человека, возни­кающие в результате когнитивных операций и отражающие объектив­но существующие отношения предметного мира.

Процесс установления семантических отношений на практике сво­дится к определению специфики взаимосвязей, полученных в резуль­тате применения тех или иных методов.

Компьютерная психодиагностика

Прямой метод [Кук, Макдональд, 1986]. Этот метод основан на не­посредственном осмыслении каждой выявленной ранее взаимосвязи Очень часто эксперт затрудняется дать интерпретацию выделенной взаимосвязи (особенно если она была получена с помощью формаль­ных методов установления взаимосвязей). В этом случае можно пред­ложить ему следующую процедуру.

Сформулировать тройки вида: <понятие 1> - <связь> - <понятие 2>. Далее попросить эксперта написать рядом с каждой тройкой ко­роткое предложение или фразу так, чтобы <понятие 1> и <понятие 2> входили бы в это предложение. При этом можно разрешить изменить порядок понятий внутри тройки (то есть поменять местами <понятие 1>и<понятие2>.

В инструкции дая эксперта необходимо также сделать следующее предписание:вкачествесвязокиспользоватьсодержательныеотношения инеиспользоватьнеопределенныесловатипа«похожна» или «связан с».

Пример использования этого метода в области программирования описан в п. 3.2.3.

Косвенный метод. Для этого метода не обязательно обозначать вза­имосвязи, достаточно лишь наличия системы понятий. Суть метода такова. Формируется некий критерий, для которого из системы поня­тий выбирается определенная совокупность концептов. Далее отобран­ные концепты предъявляются эксперту с просьбой дать вербальное описание сформулированного критерия. Концепты предъявляются эксперту все сразу, и лучше, если они будут выписаны на карточки.

Вполне возможно, что эксперт затруднится выполнить такое зада­ние. В этом случае следует перейти к совокупности локальных крите­риев (скажем, путем построения дерева целей) и разбить отобранные концепты на группы, соответствующие локальным критериям.

Нами был проведен эксперимент, который показал, что исходное количество концептов может быть произвольным, но после разбиения на группы в каждой группе не должно оказаться более девяти концеп­тов (лучше всего семь плюс-минус два). Тргда эксперт достаточно лег­ко выполняет задание по составлению вербального описания локаль­ных критериев, используя концепты из соответствующих групп. После того как составлены описания по всем группам, эксперту предполага­ется объединить эти описания в одно.

Следующий шаг - это анализ текста, составленного экспертом. Концепты следует заменить цифрами (это может быть исходная нуме­рация концептов), а связи - дугами.

Далее необходимо проанализировать каждую связь в отдельности с тем, чтобы достроить семантическую сеть. Например, связь, вербали-

Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

зованная экспертом словами «ввиду», может означать семантическое отношение «причина-следствие», связь «вплоть до» - отношение «уси­ления».

Приведем пример использования этого метода в области психоди­агностики для решения задачи автоматизации процесса интерпрета­ции тестовых данных.

Эксперимент проводился в процессе концептуального анализа зна­ний для автоматизации конкретной психодиагностической методики-методики MMР1. Концепты, отобранные в систему понятий, были выписаны на карточки. В качестве глобального критерия использовался такой признак профиля личности испытуемого, как показатель шка­лы Рд(«Психопатия») выше 70 Т, изолированный пик.

Для эксперимента были отобраны карточки с соответствующим признаком. Все они (их оказалось 88) были предъявлены психологу с просьбой составить из разрозненных вербальных характеристик лич­ности, зафиксированных на карточках, адекватный, связный и непро­тиворечивый, как можно более полный портрет личности гипотети­ческого испытуемого.

Психолог разложил сначала их на пять групп, а затем сформулиро­вал текст по каждой группе. После этого из пяти отдельных кусков был сделан единый текст.

Небольшой пример хорошо иллюстрирует описанный выше экспе­римент.

В таблице представлены номера карточек и психологические харак­теристики личности.

____Таблица 3.10

Номера карточек

Психологические характеристики личности



_Ш_

(2)

(3)

(4)

(5).

__ (6)

(7)

Ж.

(9)

(10)

(П)

Ш1_

Пренебрежение последствиями своих действий

Отсутствие тревоги и страха перед потенциальным наказам"

Рационализация асоциального поведения посредством провозглашения необязательности для лиц его уровня обязательных для остальных правил

Аморальное поведе-^

Злоупотребление алкоголем

Пренебрежение моральными и этическим ценностями

Пренебрежение общественными нормами

Пренебрежение общепринятыми правилами поведения и обычаями

Переживание чувства несправедливости и непонимания со стороны окружающих

Выраженная напряженность

Эмоциональная незрелость (инфантильность)

Раздражительность"

Наши рекомендации