Установление семантических отношений
Как отмечалось выше, семантические отношения есть типы взаимосвязей между репрезентациями понятий в памяти человека, возникающие в результате когнитивных операций и отражающие объективно существующие отношения предметного мира.
Процесс установления семантических отношений на практике сводится к определению специфики взаимосвязей, полученных в результате применения тех или иных методов.
Компьютерная психодиагностика
Прямой метод [Кук, Макдональд, 1986]. Этот метод основан на непосредственном осмыслении каждой выявленной ранее взаимосвязи Очень часто эксперт затрудняется дать интерпретацию выделенной взаимосвязи (особенно если она была получена с помощью формальных методов установления взаимосвязей). В этом случае можно предложить ему следующую процедуру.
Сформулировать тройки вида: <понятие 1> - <связь> - <понятие 2>. Далее попросить эксперта написать рядом с каждой тройкой короткое предложение или фразу так, чтобы <понятие 1> и <понятие 2> входили бы в это предложение. При этом можно разрешить изменить порядок понятий внутри тройки (то есть поменять местами <понятие 1>и<понятие2>.
В инструкции дая эксперта необходимо также сделать следующее предписание:вкачествесвязокиспользоватьсодержательныеотношения инеиспользоватьнеопределенныесловатипа«похожна» или «связан с».
Пример использования этого метода в области программирования описан в п. 3.2.3.
Косвенный метод. Для этого метода не обязательно обозначать взаимосвязи, достаточно лишь наличия системы понятий. Суть метода такова. Формируется некий критерий, для которого из системы понятий выбирается определенная совокупность концептов. Далее отобранные концепты предъявляются эксперту с просьбой дать вербальное описание сформулированного критерия. Концепты предъявляются эксперту все сразу, и лучше, если они будут выписаны на карточки.
Вполне возможно, что эксперт затруднится выполнить такое задание. В этом случае следует перейти к совокупности локальных критериев (скажем, путем построения дерева целей) и разбить отобранные концепты на группы, соответствующие локальным критериям.
Нами был проведен эксперимент, который показал, что исходное количество концептов может быть произвольным, но после разбиения на группы в каждой группе не должно оказаться более девяти концептов (лучше всего семь плюс-минус два). Тргда эксперт достаточно легко выполняет задание по составлению вербального описания локальных критериев, используя концепты из соответствующих групп. После того как составлены описания по всем группам, эксперту предполагается объединить эти описания в одно.
Следующий шаг - это анализ текста, составленного экспертом. Концепты следует заменить цифрами (это может быть исходная нумерация концептов), а связи - дугами.
Далее необходимо проанализировать каждую связь в отдельности с тем, чтобы достроить семантическую сеть. Например, связь, вербали-
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
зованная экспертом словами «ввиду», может означать семантическое отношение «причина-следствие», связь «вплоть до» - отношение «усиления».
Приведем пример использования этого метода в области психодиагностики для решения задачи автоматизации процесса интерпретации тестовых данных.
Эксперимент проводился в процессе концептуального анализа знаний для автоматизации конкретной психодиагностической методики-методики MMР1. Концепты, отобранные в систему понятий, были выписаны на карточки. В качестве глобального критерия использовался такой признак профиля личности испытуемого, как показатель шкалы Рд(«Психопатия») выше 70 Т, изолированный пик.
Для эксперимента были отобраны карточки с соответствующим признаком. Все они (их оказалось 88) были предъявлены психологу с просьбой составить из разрозненных вербальных характеристик личности, зафиксированных на карточках, адекватный, связный и непротиворечивый, как можно более полный портрет личности гипотетического испытуемого.
Психолог разложил сначала их на пять групп, а затем сформулировал текст по каждой группе. После этого из пяти отдельных кусков был сделан единый текст.
Небольшой пример хорошо иллюстрирует описанный выше эксперимент.
В таблице представлены номера карточек и психологические характеристики личности.
____Таблица 3.10
Номера карточек
Психологические характеристики личности
_Ш_
(2)
(3)
(4)
(5).
__ (6)
(7)
Ж.
(9)
(10)
(П)
Ш1_
Пренебрежение последствиями своих действий
Отсутствие тревоги и страха перед потенциальным наказам"
Рационализация асоциального поведения посредством провозглашения необязательности для лиц его уровня обязательных для остальных правил
Аморальное поведе-^
Злоупотребление алкоголем
Пренебрежение моральными и этическим ценностями
Пренебрежение общественными нормами
Пренебрежение общепринятыми правилами поведения и обычаями
Переживание чувства несправедливости и непонимания со стороны окружающих
Выраженная напряженность
Эмоциональная незрелость (инфантильность)
Раздражительность"