Вопрос для размышления. Где бы вы провели черту между приемлемыми средствами обеспечения дисциплины и
Где бы вы провели черту между приемлемыми средствами обеспечения дисциплины и жестоким обращением с детьми? Почему?
410 Часть II. Детство
они по возрасту, тем интенсивнее бывают их отношения (Sutton-Smith, Rosenberg, 1970).
Однако эффект порядка рождения сильно варьирует в зависимости от принадлежности к той или иной культуре. Роберт Ливайн утверждает, что концепция порядка рождения существенно различается для семей, живущих в странах с климатическими условиями, способствующими процветанию земледелия (как Кения), и, например, американских. Во многих аграрных странах несколько семей — идю-дители, и дети — могут ютиться в одной хижине. В результате нередки случаи, когда дети нескольких матерей воспитываются вместе, тогда как в американской семье первенец часто бывает единственным ребенком в доме. Он имеет свою комнату, собственные вещи, в любое время может рассчитывать на внимание родителей, если ему захотелось поговорить или поиграть с ними. Первенец в аграрной стране живет со старшими детьми из других семей. В его обязанности, как и в обязанности большинства старших сиблингов, входит забота о малышах и их обучение. Поэтому, заключает Ливайн, «первый социальный опыт единственного или первого ребенка в земледельческой стране редко настолько отличается от опыта его младших братьев и сестер, насколько он отличается у первенцев и последующих детей в американских семьях среднего класса» (LeVine, 1990, р. 105).
Краткое содержание главы
• Три основных подхода к изучению развития — психодинамическое направление, теория социального научения и когнитивный подход акцентируют внимание на различных процессах, протекающих в течение раннего детства.
Проблемы развития и техники совладания
Страхи маленьких детей специфичны, а тревоги — общие. Страхи и тревоги маленьких детей могут возникать под влиянием как внутренних, так и внешних причин; большинство из них — естественная часть процесса взросления.
Исследования показали, что маленькие дети чаще всего боятся незнакомых людей и вещей, темноты, громких звуков и падения. Систематическая десенсибилизация и активное моделирование — методы лечения фобий у детей.
Снижение стресса, испытываемого ребенком, способствует снижению количества его страхов и тревог.
Дети вырабатывают свои собственные способы борьбы со страхом и тревогой; даже очень маленький ребенок использует защитные механизмы. Западные общества ожидают, что дети начнут прогрессивно приобретать все большую эмоциональную регуляцию и саморегуляцию как негативных, так и позитивных эмоций.
Чувства вины и стыда тесно связаны с эмоциональной регуляцией ребенка. Чувственность и сексуальное любопытство — обычное явление в течение раннего детства.
Конфликты развития в раннем детстве — стремление к автономии против зависимости и стремление к инициативе против чувства вины; автономия
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 411
и инициатива непосредственно связаны с приобретением навыков, умений и развития компетентности.
Агрессия и просоциальное поведение
• Маленькие дети могут демонстрировать и враждебную, и инструментальную агрессию; и то и другое отличается от ассертивного поведения.
• Физические проявления агрессии снижаются в течение раннего детства по мере замещения их вербальной агрессией.
• Фрустрация может привести к агрессии, а агрессия иногда возникает вследствие фрустрации.
• Физические наказания могут сделать ребенка еще более агрессивным; также повышению агрессии детей способствует наблюдение за моделями, показывающими агрессивное поведение, и насилия непосредственно в жизни или на телеэкране; последнее явление потребовало принятия в США законодательного акта в 1999 году.
• Альтруизм, эмпатия и другие аспекты просоциального поведения могут усваиваться через обусловливание, а также через наблюдение за моделями; техники, укрепляющие просоциальное поведение, — исполнение роли и индукция.
• Выраженность такого просоциального поведения, как сотрудничество, значительно варьирует в различных культурах.
Сверстники, игра и развитие социальных навыков
• Игра обычно проходит пять стадий развития: одиночная игра, игра-наблюдение, параллельная, ассоциативная, совместная.
• Социальная сюжетно-ролевая игра (социальная «игра понарошку») проявляется в середине раннего детства, ее формы и значения варьируют от культуры к культуре.
• Непопулярность ребенка в течение раннего детства может оказывать влияние и в дальнейшем; непопулярные дети часто бывают агрессивными или изолированными.
• Для популярных детей обычно характерна склонность к сотрудничеству, они демонстрируют целый ряд других видов просоциального поведения.
• Воображаемые товарищи — широко распространенное явление в период раннего детства; маленькие дети, имеющие таких друзей, обычно бывают более общительными и креативными.