Учимся прицеливаться и попадать точно в цель
Так или иначе, использование популярной психологией аффирмаций и визуализаций зачастую не приводит к желаемым результатам. Хотя эти методы очень мощные и потенциально эффективные, их часто применяют неправильно. Даже когда соблюдены все принципы эффективного их использования, всё равно находится одна очень важная причина, объясняющая, почему они не работают. И эта причина в том, что зачастую аффирмации непреднамеренно ориентированы не на ту цель.
Часто проблема заключается в том, что, в действительности, мы подтверждаем отнюдь не то, о чём заявляем, и зачастую даже противоположное. Если аффирмация противоречит основному убеждению, то психика просто «прикрепляет» основное убеждение к концу фразы аффирмации. «Я отлично играю в теннис» – это сознательное утверждение, но в уме вы продолжаете: «но, я слишком несобран, чтобы хорошо играть». Эта ментальная приписка, которую мы ставим в конец аффирмации, называется «шлейфом». Как и в случае психологической реверсии, вы произносите аффирмацию и непреднамеренно даёте энергию вашему шлейфу, или основному убеждению, а не тому, что вы произносите вслух. Это всё происходит на тонком уровне, вне вашего осознания, однако оказывает мощное действие. Поэтому, прежде чем вводить другие принципы создания эффективных аффирмации и визуализаций, мы сосредоточимся на том, как идентифицировать эти «шлейфы» и прицелиться к ним.
Выявление шлейфов
Позитивные аффирмации часто произносятся в настоящем времени, как будто это уже есть. Около трёх десятилетий назад у Гэри был опыт, когда, благодаря одному лишь вмешательству, сопровождавшемуся аффирмацией «Мой нормальный вес – 160 фунтов, и именно столько я вешу» он навсегда сбросил тридцать фунтов. Он никогда не сидел на диете. Его желания и его биохимия изменились так, чтобы соответствовать его «нормальному» весу.
Однако та же самая стратегия может активизировать шлейф и произвести противоположный эффект. В своей книге «Энергетическая медицина» Донна описывает, как женщина, пытавшаяся похудеть на двенадцать фунтов, наоборот, набрала восемнадцать фунтов, поскольку хоть и старательно, но без наблюдения применяла технику, включавшую в себя аффирмацию, которая была ей показана. Когда она, в конце концов, встретилась с Донной и гневно объявила о результате её прилежного применения этой новой и, вроде бы, многообещающей техники, Донна попросила её отследить: какие мысли у неё следуют сразу за аффирмацией, не блуждает ли её ум и не вторгаются ли в её сознание какие-либо образы. Оказалось, что каждый раз, когда она произносила аффирмацию, в её ум вторгался образ самой себя как тучной женщины, сопровождавшийся мыслью: «О, чёрт! Мне досталась по наследству эта славянская комплекция, и у меня всегда будет такое тело. В конце концов, я совсем растолстею и буду такая же, как моя тётушка Софи». Она проделывала это по пять раз в день. И это сработало! Она прибавила восемнадцать фунтов.
В конце концов, эта женщина сбросила лишние восемнадцать фунтов, а вместе с ними и двенадцать фунтов, которые она первоначально хотела сбросить, соблюдая все возможные диеты. На её представление о себе и на её метаболизм было воздействовано серией энергетических вмешательств. Но первым шагом к достижению эффективности всех остальных процедур стала работа с шлейфом, связанным с этой тётушкой Софи. И это – первый шаг к эффективному выполнению всех остальных процедур.
Часто шлейфы включают в себя ограничивающее представление о себе, которое убеждает вас, что желаемое состояние невозможно, что вы на него не способны. «Я унаследовала славянское телосложение» – вот и всё! Но они также могут включать в себя последствия достижения цели, которые человек не признаёт или не желает признать. Как раз такие неосознаваемые шлейфы, прицепляющиеся к позитивной аффирмации, и мешали этой женщине похудеть до идеального веса:
· «Но, если я похудею, то ко мне будут приставать мужчины и требовать секса»
· «Но, если я похудею, то буду весить меньше, чем мама, и она будет завидовать и злиться»
· «Но, если я похудею, я стану эмоционально уязвимой»
· «Но, если я похудею, то другие будут считать, что это ненадолго»
· «Но, если я похудею, то мне придётся отказаться от удовольствия есть всё, что захочется»
· «Но, если я похудею, то не буду знать, любит мужчина меня или моё тело»
Этот список возможных шлейфов бесконечен. Однако, в результате, аффирмация, которая должна быть направлена на достижение цели, запутывается в этом шлейфе, и то, что вы утверждаете, становится не столько вашей целью, сколько доводами в пользу того, что вы не можете или не должны её достичь.
Вспомните о какой-нибудь цели, которую давно ставите перед собой, но достичь не можете. Это может быть как цель, к которой вы усиленно стремитесь, так и цель, которая пока остаётся для вас на заднем плане. У большинства людей есть как минимум одна цель, пусть даже они весьма смутно осознают её. Сформулируйте эту цель на листке бумаги. Затем опишите, что к вам приходит, и если ничего, то подумайте о том, как завершить каждое из утверждений:
· Момент, касающиеся меня, который мешает мне достичь цели, заключается в том, что...
· Момент, касающийся моего прошлого, который мешает мне достичь цели, заключается в том,.что...
· Если есть какая-то эмоциональная причина того, что я не могу достичь цели, то это, должно быть...
· Если бы я достиг своей цели, то это повлекло бы за собой следующие последствия:...
· Чтобы достичь этой цели, мне придётся...
· То, чего я на самом деле хочу, помимо осуществления этой цели, это...
· Мысль об этой цели напоминает мне о...
· Я буду больше готов достичь этой цели, если в первую очередь...
Эти утверждения могут помочь нам увидеть все как явные, так и неявные шлейфы. Они могут раскрыть нам цепочку событий, убеждений и установок, которые мешают цели стать реальностью. Если вы не привыкли составлять списки, то пусть кто-нибудь из ваших коллег задаст вам вопрос: «Как вы планируете саботировать свою цель?», и говорит, что люди «обычно знают». Если эта цель важна для вас, то вы можете использовать процедуру простукивания, чтобы убрать с каждого из шлейфов эмоциональный заряд. Вы формулируете свою цель, идентифицируете все шлейфы, и нейтрализуете каждый из них при помощи процедуры простукивания.
Устранение шлейфов
Обычно терапевты не работают со своими друзьями и родственниками, поскольку эти отношения сами являются частью процесса исцеления. Отношения между терапевтом и пациентом должны сохранять беспристрастность и оставаться незапятнанными противоречащими интересами. Даже чрезмерное желание помочь может оказаться препятствием, мешая как здравым суждениям терапевта, так и мотивации пациента. Однако то, о чём сообщают энерготерапевты, несколько отличается. Поскольку этим техникам можно обучить человека, чтобы он потом применял их самостоятельно, некоторые практикующие считают обучение им своих детей частью своих родительских обязанностей. Один опытный терапевт с большим опытом использования энергетических вмешательств* рассказывает следующую историю о своём двадцатитрёхлетнем сыне Джонатане:
* Терапевт – Дебора Митник.
Джонатан работает в банковской компании в качестве представителя службы работы с клиентами. Он из тех сотрудников, которые отвечают на ваш звонок, когда вы обращаетесь за получением информации о кредитной карте. За смену у него бывает около 120 телефонных звонков, и он помогает клиентам решить вопросы, связанные с задержкой поступления денег, ставкой процента, потерей карты, кредитным лимитом, и так далее.
Он находит эту работу интересной и увлекательной, за исключением того, что он ненавидит продавать! Одна из его обязанностей – предлагать соответствующим покупателям услугу «балансового трансфера». Это означает, что покупатель может перевести свои денежные средства с других кредитных карт в компанию Джонатана и получить на целых полгода очень низкую процентную ставку.
Банковская компания побуждает своих сотрудников продавать клиентам банка эту услугу. При достижении определённого процента продаж этой услуги сотрудники получают денежное вознаграждение, а это означает, что Джонатан должен в течение месяца продавать в день в среднем по десять «балансовых трансферов». У него же получалось только по два в день.
Ему удалось «заставить» себя продавать хотя бы по шесть «балансовых трансферов», но он ненавидел каждую минуту, когда ему приходилось это делать. Эта деятельность выводила его из себя. Его мучили головные боли. Он ненавидел заниматься продажами!
За четыре дня до конца месяца, когда он понял, что заслуживает денежной премии по всем направлениям своей деятельности, за исключением статистики «балансовых трансферов», он попросил меня помочь ему. Поэтому я попросила его рассказать мне, что его «достаёт» в этой области. И он рассказал мне следующее:
«Я не люблю продажи»
«Никто не хочет об этом слышать»
«Я думаю об этом, когда говорю с покупателем по телефону, но просто не делаю этого»
«Когда люди звонят по поводу просрочек, они больше ни о чём не хотят слышать»
«Когда я задаю этот вопрос, я чувствую, что меня просто игнорируют»
«Я боюсь, что меня пошлют подальше»
«Мне бы не хотелось, чтобы, когда обращаешься по одному вопросу, тебе подсовывали что-то другое»
«Мне наплевать на эту свою обязанность»
«Думаю, что это несправедливо, что я должен выполнять эту работу только для того, чтобы получить премию»
Мы простукивали каждый из этих шлейфов. Ему нравились сеансы, и он много смеялся, когда мы работали. Затем я решила провести с ним энергетическое тестирование (техника, использующаяся в энергопсихологии для оценки энергетической реакции тела на вопрос или любой другой стимул). Я спросила его, сколько, по его мнению, «балансовых трансферов» он мог бы продать сейчас. Помните, что ему никогда не удавалось продать больше семи в день, и обычно он продавал около двух.
Он сказал, что теперь у него появилась уверенность в том, что он мог бы продавать до сорока «балансовых трансферов» в день. Я спросила его, могу ли я задать этот вопрос его телу. Он дал мне разрешение. Для тестирования я взяла его руку и попросила его произнести: «Я могу легко дойти до десяти продаж «балансовых трансферов» в день». Рука оставалась упругой. Тогда я попросила его сказать: «Я могу легко дойти до пятнадцати продаж «балансовых трансферов» в день». Рука продолжала оставаться упругой. Когда было произнесено «двадцать», упругость сохранилась, и на «тридцати» тоже сохранилась. Так мы дошли до тридцати шести! Собственное тело подсказало Джонатану, что в день он может доходить до тридцати шести продаж «балансовых трансферов»!
Я напомнила ему, что, наличие цели не всегда означает, что мы «достигаем» в точности того, что вообразили себе, но наши цели «ведут нас в заданном направлении». Он был очень удовлетворён этим наблюдением.
На следующий день у Джонатана число продаж «балансового трансфера» достигло тридцати семи! Каждый день, вплоть до конца месяца, у него в среднем получалось примерно то же количество! Он получил денежное вознаграждение за свою работу. «Что вы сделали со мной?! – говорил он. Эти «денежные трансферы» у меня разлетаются молниеносно! Мое начальство и мои коллеги в недоумении, что за перемена со мной произошла. Это потрясающе!»