Тема 25. Особенности групповых методов работы

1. Групповое консультирование в организации.

2. Понятие о социально – психологическом тренинге.

3. Стадии работы группы.

1. Групповое консультирование имеет ряд преимуществ как средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки. Главное заключается в том, что участник может исследовать свой стиль отношении с другими и приобрести более эффективные социальные навыки. Также важно, что члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа. Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников группы мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем. Группа представляет собой образец реальности - члены группы борются друг с другом и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или не соглашаться с ними. В такой поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. По мере того как они практикуются в этом поведении в группе, они получают поддержку и помощь в попытках применить то, чему они научились, в реальном мире. Они могут сравнить свое восприятие себя с тем, как их видят другие, а затем решить, что делать с этой информацией. По сути, члены группы получают четкое представление о том типе личности, которой они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать таковыми.

Обычно группы по целям консультирования разделяют на терапевтические и тренинговые группы (Т – группы). В организациях и в деловом консультировании присутствуют и элементы терапевтической работы, так как любое взаимодействие людей содержит и эмоциональные компоненты, коррекцию поведенческих навыков и осознание рациональных установок. Больший акцент делается все – таки на социально – психологических умениях членов группы, участники которой объединены рамками организации или совместной трудовой деятельностью.

Обычно работу в группах применяют при плановых реорганизациях в рамках подхода, получившего название «Организационное развитие». Этот подход предполагает проведение специально спланированных мероприятий, которые помогают учреждению использовать кадровые ресурсы более полно и работать более эффективно. Особыми целями организационного развития могут быть и разрешение конфликтов между работниками или подразделениями, развитие методов совместного руководства и работы, совершенствование процедуры принятия решений. Проведение этих мероприятий должно основываться на тщательном изучении ситуации.

В настоящее время группы, организуемые для решения какой – либо проблемы или разрешения ситуации, отодвинуты на задний план тренинговыми методами, получившими название «командообразование». Цели этих мер, как мы говорили ранее, шире – изменение самой системы социальных отношений. Таким образом, групповое консультирование входит в нее как важный динамичный процесс.

В групповом консультировании необходимо учитывать следующие особенности и трудности.

- в группе не всегда можно учесть личностные проблемы работника;

- давление группы может вынудить участников выбирать поведение, удобное группе и самому участнику;

- группы могут также приводить к огрупплению мышления, при котором стереотипный, защитный, лишенный новизны характер мыслительного процесса становится нормой, а всякое творчество в подходе к решению задач подавляется;

- члены группы могут пытаться уйти от действительности или в каких-либо эгоистичных целях и нарушать процесс работы группы;

- лидерам групп не всегда удается найти время для проведения групповой работы с участием всех работников, включенных в общий процесс работы;

- если какие-либо стадии группового развития не будут пройдены успешно, групповая работа может приобрести регрессивный, непродуктивный и даже деструктивный характер (например, поиск «козла отпущения», групповой нарциссизм, проекция);

- если в общей группе могут собраны не равные по рангу и возрасту служащие для работы с их личностными проблемами, это затрудняет конструктивную работу.

Несмотря на то, что в развитии конкретных тренинговых методов российские психологи-практики шли по стопам своих западных коллег, нельзя не заметить: групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. Элементы методов, получивших впоследствии наименование тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идет, прежде всего, о своеобразном "психотехническом буме" первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.

Другим направлением, реализовывавшим групповые методы в социальной практике, выступила педология, претендовавшая на роль "метапсихологии". Педологические лаборатории и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания.

Советская психология на ранних этапах своего развития оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей. Одной из наиболее привлекательных концепций в то время безусловно являлся фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять групповые методы, творчески используя психоаналитические идеи в работе с детьми (Вульф, Ермаков). Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег. Впрочем, в советской педагогике разрабатывались формы группового воздействия (например, В. А. Сухомлинский и другие педагоги).

С методологической точки зрения деятельность в организации психолога или менеджера по работе с персоналом должна быть направлена на создание равновесия между психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность, в том числе на эффективность и производительность труда, этот подход называют психосоциальным. При таком подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем личности. Психосоциальный подход направлен на снижение уровня стресса и устранение внутреннего или внешнего конфликта в рамках проблемной ситуации посредством длительных поддерживающих, обучающих и развивающих отношений. Необходимость психосоциального подхода обусловлена тем фактом, что сотрудники даже с очень хорошими производственными показателями могут характеризоваться социальной дезадаптацией, социально-психологической девиантностью, психологическим дискомфортом или психотравмой, связанными с различного рода причинами. Например, потерей близких, хроническим заболеванием, проблемами в семье или с детьми, конфликтом с сослуживцами, ухудшившимися материально-бытовыми условиями и пр., а также сочетанием всех этих факторов.

Психосоциальное воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, его ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и внесемейной среды, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя не только работу с сотрудником, но и с другими референтными для него людьми, коллегами, руководством, целыми социальными системами. В рамках такой работы руководитель или менеджер по работе с персоналом может выполнять функции консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, наставника и др., но все это при активном участии клиента.

В качестве инструментария используются 2 основные группы процедур: поддержка и модификация.

Процедуры поддержки включают в себя:

1. Вентиляцию, прояснение: такое облегчение чувств и мыслей, которое позволяет подавленному клиенту сконцентрироваться на решении проблемы.

2. Реалистическое успокаивание: его цель - поддерживать контакт человека с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено; держать в фокусе оценку внешних фактов. Все это усиливает способности сотрудников к ориентации в мире реалий.

3. Принятие во взаимоотношениях, что позволяет работнику не защищаться от «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, переутомление, ригидность, стыд по поводу наличия проблемы.

4. Логическая дискуссия позволяет социальному работнику оценить способность сотрудников рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, пессимизм и т.д.

5. Демонстрационное поведение. Этот прием можно задавать в качестве примера устойчивости к фрустрации, установления ограничений, видения перспектив, рассуждений, что усиливает силу «Я» работников, которые могут эти образцы скопировать и со временем интернализировать.

6. Предоставление информации повышает мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на то, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает магические ожидания.

7. Предоставление советов и опеки расширяет понимание, поддерживает собственные усилия клиента по сохранению контроля, уменьшает сомнения и страх перед неизвестным, внушает надежду и способствует возможностям для рефлексии, адаптации и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией.

8. Средовые воздействия. Это помощь с жильем, деньгами, защитой прав. Добывая необходимые ресурсы, социальный работник показывает способы решения проблемы.

В самом общем виде, психосоциальное групповое консультирование имеет место тогда, когда оказываемая сотрудникам помощь предполагает использование как личностных, так и доступных для организации социальных ресурсов.

Модификация подразумевает под собой принятие и внедрение изменений в поведение членов организации и в группе.

В 70 – е годы 20века появился так называемый «проблемно-ориентированный подход», в рамках которого оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами работников и их осознанным отношением к этим проблемам. Проблемы порождаются неудовлетворенными потребностями и желаниями, и большинство проблем люди могут решить сами или хотя бы уменьшить их остроту. Но иногда принятие решений блокируется отношением работников к новациям, к руководству, их сложными взаимоотношениями.

Работа консультанта в этом случае предполагает изучение психологического и ситуационного контекста данной проблемы.

2. Понятие о социально – психологическом тренинге.

Тренинг, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

- тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;

- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

- тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Можно заключить, что возможности групповой работы весьма широки. Работа тренера определяется запросом практики, выбор тех или иных подходов и технологий тренинга зависит от позиции психологических умений тренера, а эффективность тренинга определяется такими критериями как повышение производительности труда, снижение напряженности и конфликтности в группе, наличие субъективной удовлетворенности работников своим трудом и отношениями с коллегами.

Насколько эффективен тренинг и каковы его последствия специалист по работе с персоналом должен оценивать самостоятельно, не только учитывая отзывы и оценки руководства. Оценка эффективности производится путем измерений и наблюдений психологического климата и индивидуальных состояний работников в организации.

3. Опыт работы практических психологов с разными по составу, возрасту, полу, профессиональной направленности и служебному статусу группами показал наличие определенных закономерностей групповой динамики (И.В.Вачков). Почти все группы, с которыми пришлось работать, проходили в своем развитии стадии, указанные еще Б. Тукманом: зависимое и исследующее поведение – разрешение внутригрупповых конфликтов, сплоченность и эффективное решение проблем.

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловлен такой же или меньшей цены, которые кажутся вам столь же привлекательными, но более дешевыми?»

7.Сохранение социальной экологии

Подумайте, как достижение этой цели повлияет на отношения с другими людьми? Вспомните легенду о царе по имени Мидас – он пожелал, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. В результате он был обречен на адские муки и страдал от голода и жажды – все, к чему он прикасался, в том числе и еда, становилось золотом, но это его не радовало. Поэтому будьте осторожны в своих желаниях и пророчествах – нередко они сбываются!!!

Определяя социальную экологию, подумайте о возможных союзниках и противниках на своем пути. Кто еще стремится к той же цели? Кому выгодно ее достижение вами, а кто не заинтересован в этом? Как можно использовать других людей в своих интересах, как заинтересовать их?

8.Определение необходимых ресурсов

«Обладаете ли вы ресурсами, необходимыми для достижения цели?»

«В чем именно вы нуждаетесь?»

«Как вы собираетесь получить эти ресурсы?»

Ресурсы бывают внутренние и внешние. Для получения внешних ресурсов вам придется ввести в свои планы достижение вспомогательных целей.

***

Если вы будете согласовывать свои желанные цели с этими принципами, сверять их, прежде чем начинать действовать наобум, то уверяю, что вы гораздо реже будете сталкиваться со «стрессом недостижимой цели».

Итоги раздела.

Столкнувшись со стрессом, связанным с невозможностью получить желаемое, подумай, а так ли это нужно тебе?

Точней формулируйте свои жизненные цели, и вам не придется разочароваться по их поводу.

3.3 ПРИНЦИП ПАРЕТО

Способность выбирать есть драгоценнейшее из

свойств разума. Т.Уайдлер

Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848 – 1923) предложил свой подход к оценке производительности труда, согласно которому человек работает с переменной эффективностью. По его мнению, люди выполняют примерно 80% своей работы, затрачивая на это 20% своего времени, в то время как остальные 4/5 своего времени они тратят гораздо менее эффективно, так что 80% затраченного времени дают только 20% нужных результатов.

Задумайтесь: этот принцип в той или иной мере присутствует во всех областях вашей жизни! За 20% своего рабочего времени вы успеваете решить 80% важных дел, только 20% телепередач действительно поставляют вам 80% нужной в жизни информации или дают такое же количество положительных эмоций (если вы смотрите развлекательный канал). Если вы занимаетесь продажами, то на 20% потенциальных покупателей приходится 80% всех сделок, и только 20% ваших личных планов способствует большей части ваших успехов.

Осталось сделать следующий логический шаг и рассортировать ваши дела и начинания по двум ящикам – в один положить то, что дает 80% успеха при минимальных затратах, а во второй контейнер поместить хлопотные и малополезные занятия, которые отнимают у вас уйму времени, но в итоге приносят лишь 20% дохода.

Вот, например, один из возможных способов подходов к разделению дел на действительно эффективные и те, что только крадут наше время, принося досаду и усталость:

Дела, которые навязывают нам другие люди. Дела, которые способствуют достижению наших собственных целей.
То, что мы делаем через силу и кое-как. То, что доставляет нам удовольствие.
Деятельность, во время которой нас часто прерывают. Непрерывная деятельность в течение 1-1,5 часа.
Действия и навыки, которые мы плохо освоили. Деятельность, в которой мы ощущаем себя профессионалами.
Деятельность в компании с некомпетентными или немотивированными людьми. Работа в команде с мотивированными и квалифицированными коллегами.
Любая работа, производимая в спешке и суете. Неспешная, продуманная деятельность с чувством, с толком, с расстановкой.
Если вы не прочь отложить эту работу на потом. Если вы работаете под девизом: «Если не сейчас, то когда?»

Поэтому, чтобы не тратить свою жизнь попусту, периодически спрашивайте себя: «Чем я занимаюсь в настоящее время? Тем делом, которое принесет мне 80% успеха при минимуме затрат, или же той нудной и малоэффективной работой, которая отнимет 80% времени, а в итоге даст только 20% результата?»

Правда, тогда возникает вопрос: «А кто же будет выполнять за нас малоэффективную работу?» Ответа на этот вопрос два.

Первый. Самое лучшее, что можно придумать, - это вообще стараться действовать только более эффективным способом. Менеджер по продажам может раз за разом обходить несговорчивых клиентов, теряя время и нервы, а может и поставить себе за правило при втором отказе переключаться на нового потенциального покупателя, оставляя «за бортом» неперспективных персон. Можно самому выискивать ошибки в деловом письме, а можно просто включить соответствующую опцию на компьютере. Это первое следствие из принципа Парето: «Ищите наиболее эффективные пути к цели и не увязайте в рутине».

Второе следствие гласит: «Делегируйте малоэффективные дела другим людям». Если хорошенько подумать, то большую часть дел мы можем перепоручить другим людям, чтобы высвободить время и усилия для более важных дел. Раньше большинство российских автолюбителей из-за отсутствия доступного автосервиса сами ремонтировали свои машины. Но и сейчас некоторые достаточно высокооплачиваемые специалисты тратят время, копаясь в моторе, в то время как их час стоит гораздо больше часа автомеханика. На работе мы можем делегировать часть дел подчиненным, экспертам или консультантам, дома – членам своей семьи или фирмам, специализирующимся на бытовом обслуживании граждан. Только в этом случае у вас будет возможность сосредоточиться на таких делах, которые за 20% всего времени позволяют достичь 80% результатов.

Если какая-то деятельность вызывает у вас разочарование, остановитесь и подумайте: а каков полезный эффект от этой работы? Может быть, есть смысл прекратить деятельность, от которой мало пользы, и заняться тем, что принесет вам гораздо большую выгоду?

3.4 ПРИНЦИП «ЗОЛОТОГО БАЛАНСА»

Здоровье – вопрос баланса, утверждает специалист в области тайм-менеджмента, профессор Лотар Зайверт, и с этим трудно не согласиться. Труднее определить, по каким позициям следует этот баланс искать, и совсем трудно бывает провести ту черту, за которой «лучшее становится врагом хорошего».

Например, все знают, что движение необходимо для здоровья, а гиподинамия приводит к ряду заболеваний нервной и сердечно-сосудистой системы. Но если физическая нагрузка будет слишком большой, то это так же может привести к нарушению сердечной деятельности и нормальной работы суставов, поэтому каждый человек должен методом проб и ошибок найти свой индивидуальный баланс покоя и движения.

Неподвижный образ жизни, сидячая работа, недостаток движения. Умеренные и регулярные физические нагрузки, упражнения на растяжку. Чрезмерная физическая нагрузка, короткие, но интенсивные тренировки.
Игнорирование потребностей организма в пище, нерегулярное питание. Умеренное, регулярное питание, потребление свежей растительной пищи. Переедание, злоупотребление жирной и углеводной пищей, алкоголем и сладостями.
Скука, отсутствие эмоционально значимых событий. Умеренный уровень стресса, позитивные эмоции. Чрезмерно насыщенная и напряженная стрессами жизнь.
Отсутствие значимых жизненных целей. Осознанная и привлекательная жизненная цель средней трудности. Слишком высокая планка жизненных целей, чрезмерные амбиции.

Знаменитый хирург Амосов, например, считал, что для укрепления здоровья человек должен ежедневно испытывать предельные физические нагрузки, и для доказательства правоты своей теории каждое утро подвергал себя тяжелейшим физическим испытаниям: многочисленным приседаниям, быстрому бегу, упражнениям с отягощением.. Однако через несколько лет он признал ошибочность этой теории и пришел к выводу, что для здоровья полезней именно умеренные занятия физической культурой и спортом. Впрочем, принцип умеренности хорош и в отношении других факторов человеческой жизни.

МОДЕЛЬ МИРА

Представление – это отпечаток в душе,

то есть некоторое изменение в ней.

Хрисипп

Возможно, вы не раз задумывались о том, что одни люди легко и уверенно идут по жизни, добиваясь того, чего желают, а другие беспомощно плутают по жизненному пути, периодически попадая в неприятности. Здесь можно привести очень уместное сравнение с путешественниками, которые отправились в путь, имея на руках разные карты новых земель. У одного путешественника есть очень старая карта местности, со многими ошибками, но он свято верит в нее, и если встретит на пути болото там, где на карте пески, то скорее подумает, что ошибся дорогой, нежели усомнится в карте. Другой же путешественник настроен более скептически. Он вполне доверяет своим глазам и ушам и четко понимает, что карта – всего лишь карта и она не может совершенно точно описать ему местность. Поэтому, когда он встречает какое-то расхождение между планом и реальностью, то спокойно исправляет свою карту, внося в нее необходимые подробности и изменения.

Точно так же одни люди с упорством, достойным лучшего применения, держатся за свои убеждения и представления, даже если они безнадежно устарели и периодически приводят их к ошибкам, и со временем превращаются в хронических неудачников. А другие люди спокойно и без особых переживаний учатся новому и мужественно меняют свои представления в соответствии с реальностью, все чаще добиваясь успеха.

В глубине души каждый стремится к свободе, к избавлению от любой формы зависимости и принуждения. Мы готовы на многие жертвы, если понимаем, какой выигрыш получим впоследствии. Но нас пугает непонятность и непредсказуемость ситуации, когда неизвестно, чего ждать от будущего. Мы привязаны к этому миру и становимся свободными лишь тогда, когда осознаем истинные причинно-следственные связи, приводящие в движение те или иные события. Каждый из нас стоит перед выбором: познание истины и действительности и тем самым привнесение уверенности и гармонии в свою жизнь или же глупое упорство в своих неадекватных убеждениях и потеря шансов что-либо изменить.

Когда мы приходим в этот мир, наша голова пуста, а мир кажется огромным и непознаваемым. Постепенно мы учимся ориентироваться в нем, и, чтобы не запутаться, наш мозг создает свою модель этого мира. К этому процессу прикладывают свою руку и родители, и учителя, и друзья, и те события, которые происходят с нами. Скажем, одни родители поощряют в своих детях предприимчивость и смелость, а другие – послушание и дисциплину. Один человек жил у реки и плавает как рыба, а другой чуть не утонул в детстве и теперь до смерти боится воды. Соответственно, на карте мира у первого рядом с водой стоит слово «Радость!», а на карте второго человека водоемы помечены словом «Опасность!».

В школе мы приобретаем набор знаний, но вместе с ним – и комплекс предрассудков и ошибок, который вольно или невольно передают нам старые учителя. Какие-то неточности и заблуждения мы получаем из газет, Интернета, телепередач или из разговоров. На самом деле только половина информации, содержащейся в нашей памяти, абсолютно точна, а вторая половина или отличается неполнотой, или же вообще ошибочна. Но это нормально, и мы привыкли так жить, время от времени ошибаясь или «упираясь лбом в стену». Однако если мы хотим, чтобы подобных стрессов в нашей жизни становилось меньше, то должны отбросить вредный снобизм насчет того, что мы уже достаточно мудры, чтобы все знать и все понимать. Истинная мудрость состоит в том, чтобы в любом возрасте смотреть на мир глазами ребенка - с удивлением и радостью и всегда быть готовым отбросить закоснелые предрассудки и менять свои представления о жизни, какими бы привычными и удобными они ни были.

Психическое здоровье

1. Понятие нормы в психологии.

2. Понятие о психическом здоровье.

3. Понятие о ПТРС.

Вопрос о здоровье – нездоровье становится актуальным в сложные жизненные периоды, при возникновении трудностей, связанных и со сложными внешними условиями. То, как личность реагирует и организует свое поведение и деятельность в постоянно меняющихся и неопределенных условиях, обнаруживает и его уровень психического здоровья. Его переживания и эмоциональное состояние доступны для анализа и самому человеку, а его деятельность является показателем для его близких, в деловой сфере для коллег, педагогов и работодателей. Какими бы изменчивыми и напряженными не были внешние условия – социально – экономические, культурные, демографические и трудовые - каждый человек пытается достичь субъективного комфорта, понять условия среды и приспособиться к ним. Индивид не сразу приходит к протестному поведению, к агрессии или изоляции. Не смотря на то, что физические и психические возможности могут находиться в широких пределах так называемой нормы, и научное, и обыденное понимание психического здоровья включает ясные критерии. Так З.Фрейда спросили, что должен уметь делать нормальный человек, он ответил – «Любить и работать».

1. Понятие "нормы" в психологии связано с разделом ПД.

Норма – количественный или качественный показатель какого-либо свойства или совокупности свойств, выраженных индивида. Норма определяется адекватностью реагирования на внешние раздражители, ощущения времени, временности, пространства, целостности "Я", принятие себя, ответственности за близких и потомство.

В патопсихологии, мед. психологии используются понятия аномальность, симптомокомплекс, патологический характер, психопатия. Медицинские науки связывают с состоянием мозга.

В психологии личности норма определяется степенью и характером отношений человека с другими людьми.

В любом случае важную роль играют психофизиологические особенности, то есть состояние мозга, при котором не может сформироваться правильный характер. Есть понятие "краевая психопатия", которая взращивается искусственно, в результате воспитания.

Успешность в различных видах деятельности связана со следующими моментами:

7) адекватностью самооценки;

8) реалистичностью УП;

9) надситуативной активностью;

10) отсутствие тревожностью, страза и невроза;

11) адекватной ответственностью;

12) принадлежностью к отдельной группе.

Есть зависимость норм от половозрастных особенностей индивида и диапазон показателей, содержащих нормальные значения.

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин (Психология. Словарь, 1990).

2. Значение психического здоровья во многом зависит от социальных стандартов и стандартов, установленных в медицине. Врачи имеют дело с пограничными состояниями и неврозами, их методы лечения часто являются специфическими - медикаментозными и амбулаторными. Те коррекционные методы, которые используются в психологии, можно свести к терапии средой. Но самая сложная для индивида задача – уметь формировать эту среду самостоятельно.

В науке существует несколько подходов к пониманию психического здоровья. В частности, достаточно долго пользовался значительным авторитетом подход Сандры Бэм, утверждающий существование трех типов личности: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и андрогинных, то есть умеренных или средних. В рамках этой концепции поднимается вопрос и о психическом здоровье, так гибкость, присущая андрогинному типу, обеспечивает лучшее приспособление и выживание.

Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. В психологии акцент делается на субъективных ощущениях индивида и социальном восприятии его поведения другими людьми. Для обозначения переживания сильного воздействия внешних факторов можно воспользоваться терминологией теории стресса.

Согласно теории стресса, разработанной Гансом Селье и его последователями, фаза резистентности (сопротивления) связана не только с физиологическими возможностями, но и с когнитивными и социальными знаниями и навыками. Индивид на этой стадии проводит реорганизацию своего поведения, которое в конечном итоге может привести к достижению равновесия и разрешению проблемы. Психологические аспекты, подлежащие рассмотрению в данном случае, это способность контролировать свою жизнь, окружение и способность действовать. В литературе встречается понятие континуум опыта, которое ввел физиолог Леннарт Леви. Структурирование и способность к использованию не только своего опыта и поисковая деятельность способствуют расширению этого континуума.

В психологических науках значительное количество данных и практических методов, касающихся развития способности к самоуправлению, самоорганизации и творческому целедостижению. Здесь уже личность производит анализ значения внешних стимулов, решая вопрос об их возможном вреде. Сознательно анализируя трудности, личность выбирает или путь их разрешения, или в случае невозможности преобразований, находит силы примириться с этими условиями. Таким образом, силы фокусируют на проблеме, а не переживаниях. В настоящее время достаточно широкое распространение получили парадигма позитивной психологии: необходимо понять, что делает жизнь человека ценной, а не только то, как справляться с трудностями и неприятностями и избавляться от них. Современный менеджмент постоянно обращается именно к этим исследованиям, основываясь на позиции: позитивная мотивация значительно полезнее системы наказаний и тотального контроля.

Так в конце 20 века американский психолог П. Варр, известный своей витаминной моделью психического здоровья, изучал взаимосвязь между занятостью и безработицей и душевным здоровьем и психологическим равновесием. Он сделал вывод, что существует 9 разных видов факторов, благодаря которым занятость или безработица приводят к улучшению или ухудшению душевного здоровья.

10. Возможность персонального контроля обеспечивает среда. Контроль состоит из двух элементов: возможность решать и действовать по своему усмотрению, и предвидеть последствия своих действий.

11. Возможность применять навыки.

12. Внешне порождаемые цели стимулируют человека к достижениям и развитию.

13. Разнообразие среды и деятельности.

14. Ясность среды обеспечивается обратной связью, касающейся последствий произведенных действий и четкостью ролевых требований.

15. Доступность денег дает возможность контролировать собственную жизнь.

16. Физическая безопасность связана с постоянством среды.

17. Возможность межличностных контактов обеспечивает социальную поддержку, инструментальную и эмоциональную помощь.

18. Достойное социальное положение обеспечивается осознаваемой ценностью своих действий и приписанной роли. Обычно существует обыденное представление об уважении, на нем базируется отношение индивида к себе.

Наши рекомендации