Часть 3. Отклоняющиеся формы поведения и их

Содержание

Часть 1. Эмоционально-волевая сфера человека

(норма и патология)……………………………………….. 6

Тема 1. Эмоционально-волевая сфера человека и ее патология……….....6

1. Роль эмоций и воли в регуляции поведения и деятельности человека….....6

2. Особенности эмоционально-волевой сферы детей разного возраста……....8

2.1.Особенности эмоционально-волевой сферы младенцев……………......8

2.2.Особенности эмоционально-волевой сферы детей раннего детства…....9

2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников..10

2.4. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников….12

2.5. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков……………...13

2.6. Особенности эмоционально-волевой сферы школьников старших

классов……………………………………………………………………14

3. Патология эмоциональной сферы……………………………………………16

3.1. Патологические изменения эмоциональных свойств личности………17

3.2. Патологические эмоциональные состояния…………………………....23

4. Патология волевой сферы…………………………………………………....25

4.1. Различные проявления безволия……………………………………….. 25

4.2. Нарушения произвольного управления психическими процессами… 31

4.3. Нарушение целесообразности действий………………………………..33

4.4. Расстройства произвольных двигательных действий………………… 34

4.5. Нарушение силы волевых побуждений………………………………...36

ЧАСТЬ 2. Ранний детский атутиз и специфика

коррекцитонгной работы с детьми……………… 37

Тема 2. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое

нарушение развития…………………………………………………37

1. История изучения проблемы раннего детского аутизма……………....37

2. Причины и механизмы возникновения РДА. ………………………….44

3. Клинико-психологические особенности детей с аутизмом. ………….46

4. Признаки проявления РДА………………………………………………49

Тема 3. Психологическая классификация РДА…………………………...51

1. Формы аутизма…………………………………………………………...51

2. Классический аутизм Каннера…………………………………………..55

3. Синдром Аспергера как вариант РДА…………………………………..57

4. Группа аутизма в МКБ-10………………………………………………..58

5. Диагностические критерии РДА по МКБ-10…………………………...60

Тема 4. Особенности психического и социального развития детей

при РДА………………………………………………………………..65

1. Привязанность к матери…………………………………………………65

2. Фазы привязанности (по Дж. Боулби)…………………………………..69

3. Психическое развитие ребенка с РДА в предшкольном возрасте…….72

4. Особенности развития перцептивных и мнемических функций у

детей с РДА……………………………………………………………….74

5. Интеллектуальное развитие и развитие речи у детей с РДА в

дошкольном возрасте (по группам)……………………………………..85

6. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных

Состояний…………………………………………………………………92

Тема 5. Организация и содержание психокоррекционной работы с

детьми с РДА…………………………………………………………..95

1. Специфические методы коррекции детей с РДА……………………….95

1.1 Принципы работы с аутичным ребенком…………………………...96

1.2. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми

имеющими диагноз «ранний детский аутизм»………………….....97

1.3. Характеристика и содержание коррекционной программы……...98

2. Основные направления психологической коррекции детей с аутизмом:

коррекция гностических и речевых процессов, игровая коррекция…100

2.1. Психокоррекционные технологии гностических процессов у детей

с аутизмом…………………………………………………………. 103

2.2. Психокоррекционные технологии речевого развития процессов у

детей с аутизмом………………………………………………….. 106

2.3. Психокоррекционные технологии игровой коррекции………… 109

3. Коррекция страхов у детей с РДА…………………………………….. 116

3.1. Игровая терапия коррекции страхов………………………………120

3.2. Психогимнастика в коррекции страхов…………………………...122

3.2. Арттерапия как метод коррекции страха у детей с аутизмом……124

3.3. Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха

у детей с аутизмом………………………………………………….126

4. Социальная адаптация детей и подростков с РДА…………………....127

Тема 6. Организация и содержание психокоррекционной работы с

семьей, имеющей ребенка с РДА…………………………………..130

1. Психологическая поддержка родителей детей с аутизмом…………..130

2. Взаимодействие специалистов и семьи в работе с аутичным

ребенком....................................................................................................130

3. Опыт клубной работы с детьми и родителями………………………..135

4. Холдинг-терапия в системе психологической помощи детям с аутизмом………………………………………………………………….138

Часть 3. Отклоняющиеся формы поведения и их

коррекция у детей…………………………………………143

Тема 7. Непатологические формы нарушения поведения……………....143

1. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями……………....143

2. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТРС) в детском возрасте………………………………………………………...146

3. Коррекционная работа с детьми, имеющими непатологические

формы нарушения поведения…………………………………………..148

Тема 8. Акцентуации характера……………………………………………149

1. Определение характера…………………………………………………149

2. Исторический экскурс акцентуация характера……………………… 150

3. Виды акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко……………154

Тема 9. Патологические формы девиантного поведения………………155

1. Понятие девиантного поведения……………...………………………..155

2. Группы и виды отклоняющегося поведения..........................................158

3. Особенности социального развития........................................................160

4. Делинквентное поведение........................................................................164

5. Психосоциальные расстройства...............................................................173

6. Психосексуальные расстройства.............................................................174

7. Аддиктивное поведение. ..........................................................................178

8. Психология алкоголизма и наркомании.................................................180

9. Психология суицида..................................................................................184

10. Психические проявления расстройств личности..................................190

Тема 10. Дисгармонический вид дизонтогенеза..........................................192

1. Клинико-психологическая характеристика дисгармонии

психического развития..............................................................................192

2. Клинические подходы к выделению групп психопатических

расстройств (Ганнушкин П.Б., Кербиков О.В.). ....................................195

3. Формы психопатий и их происхождение в детском возрасте..............198

4. Основные виды психологических защит в подростковом возрасте....207

5. Коррекционная работа при дисгармонии психического развития.......210

Тема 11. Организация и содержание психокоррекционной и социальной

работы с детьми, имеющими нарушение в поведении.............212

1. Профилактика отклоняющегося поведения...........................................212

2. Основные принципы профилактики.......................................................216

3. Психокоррекционная работа с детьми. ..................................................217

4. Методы коррекции. ..................................................................................219

4.1. Стимулирование позитивной мотивации........................................219

4.2. Методы коррекции эмоциональных состояний..............................222

4.3. Методы саморегуляции.....................................................................223

4.4. Методы когнитивного переструктурирования................................226

4.5. Методы угашения нежелательного поведения................................226

4.6. Методы формирования позитивного поведения.............................228

5. Социальная адаптация..............................................................................231

Тема 12. Организация и содержание психокоррекционной и

Наши рекомендации