Защита профессии перед родителями

Цель:научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (това­рищами, учителями и т. д.). Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру «Профконсультация» как подготовительная игровая ситуация.

Возраст:14-16 лет (8-11 класс).

Ход игры:Время на игру 15-20 минут.

1 этап. Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «ро­дители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т. д.).

2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию: «Пред­ставьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если про­фессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом он вообще не собирается). Родители не согласны с позици­ей учащегося и пытаются его отговорить. Разыг­рывается домашний конфликт, при этом выигры­вает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т. к. насилие — признак слабости аргументов».

3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ве­дущего должны быть еще меньшими, чем в игре «Профконсультация», т. к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.

4 этап. Обсуждение игры. Если игра использует­ся в «Профконсультации», можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использова­нии можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.

Диагностические возможности игры. Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях ре­альных родителей данных учеников. Однако отно­ситься к этой информации следует с определенной осторожностью, т. к. школьники могут имитировать и чужих родителей.

Типичные трудности. Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и за­быть о главной цели игры. В крайнем случае ве­дущий может взять себе роль «прадедушки» и че­рез эту роль вернуть игру в деловое русло, а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союз­ником, но не решать за него все проблемы.

Перспективы развития игры. Результатами дан­ной игры могут стать совместно со школьниками сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии. Интересным представляет­ся также использование данной игры при участии и школьников, и родителей. Причем родители иг­рали бы роль «учащихся», а школьники — роль «родителей».

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

Цель: знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу (тогда игру бо­лее правильно было бы назвать «Отдел кадров»).

Возраст: 14-16 лет (8-11 класс), абитуриенты.

Материал: конкретная справочная литература («Справочник для поступающих в вузы, ссузы, ПУ и ПЛ»), а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учеб­ное заведение или на предприятие.

Ход игры: 1 этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией. Инструкция: «Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, вузы, оформляться на работу. Давайте пофантази­руем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собе­седование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять. В на­шей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить?»

2 этап. Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек (в зависимости от количества учащих­ся) и решается вопрос, какое учебное заведение бу­дет представлено в игре. Ведущий может в обяза­тельном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное пред­приятие, сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.

3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной ко­миссии знакомятся с учебным заведением (чита­ют рекламные проспекты, профессиограммы основ­ных профессий, заранее подготовленных ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, напри­мер: знание будущей профессии, желание учиться в данном учебном заведении, способности к обу­чению, поведению, воспитанность и т. п.

Ведущий предлагает остальным учащимся поду­мать, чем они могут понравиться приемной комис­сии, чтобы поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.

4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.

5 этап. Обсуждение игры. Оценивается правиль­ность действия членов приемной комиссии. Веду­щий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное за­ведение.

Диагностические возможности игры. Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возмож­ностях работы после окончания того или иного учеб­ного заведения или при устройстве на работу.

Типичные трудности. Учащимся гораздо инте­реснее попробовать «поступить» в престижный вуз, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом веду­щий должен следить за строгостью отбора в труд­ное и престижное учебное заведение.

Перспективы развития игры. Большие возмож­ности совершенствования игры — в более качест­венной подготовке членов приемной комиссии. Мож­но устроить соревновательную игру, когда опреде­ляются два разных учебных заведения, выбираются две приемные комиссии и потом по очереди орга­низуют прием. Выигрывает та комиссия, которая совершила меньше ошибок, а сами ошибки опреде­ляются при обсуждении игры. Перспективно также давать членам комиссии большее время на подго­товку, например после выбора комиссии перенести игру на следующий день.

Наши рекомендации