Младший школьный возраст
Кризис 7 лет
«Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.»
Стоит отметить что это все обобщает переживания ребенка. Это искусственная платформа для развития ребенка. Она то как раз отражает состояние психики ребенка . Но не устанавливает граница природного развития человека.
Младший школьный возраст
«Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б.Эльконин. У дошкольника имеется две сферы социальных отношении: "ребенок – взрослый" и "ребенок – дети". Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура этих отношении. Система "ребенок – взрослый" дифференцируется. Система "ребенок – учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.С.Славина показали это экспериментально. Хорошее, "пятерочное" поведение и хорошие отметки – это то, что конструирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: "Как ты учишься?" Система "ребенок – учитель" становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условиируется.»
Что выплывает из последних суждений? Что происходит стрессовое построение ценностей ребенка. Ребенок должен угождать учителю. Появляется система оценок. Из-за неподготовленности психики к такой нагрузке учителя и родители прибегают к масштабным атакам на неустойчивую психику ребенка. К примеру, они требуют выполнения домашнего задания а потом гарантируют свободное время, формируя в голове ребенка психологический скрипт что учеба-это наказание, после нее необходим отдых, свободное время, не заполненное учебой. Таким образом, формируется ненависть к обучению уже с детства. А все началось с того что психика еще не доросла до взрослых плавок. Конечно, есть дети которые неплохо справляются с учебной деятельностью в 7 лет, это как раз и доказывает то что психика развивается неравномерно для разных детей. Поэтому система периодизации не является справедливой и не всегда является полезной. Еще одно доказательство ее не полезности я приведу после описания последних двух периодов.
Школьный возраст
Л. С. Выготский указал в качестве хронологического ориентира для начала «школьного возраста» 8 лет . Л.И. Божович констатировала, что в первое время пребывания в школе у детей наблюдается «добросовестное, … ответственное отношение … к учению», им «интересно делать все, что предлагает учитель»; причем «в первом и втором классах такое отношение» детей «усиливается и развивается» . (Т. е. формируется социальная ситуация развития, связанная с подчинением ребенка внешней регуляции со стороны взрослого, в данном случае – учителя.)
Это как раз тот период начала созревания психики детей.
Старший школьный возраст
Л.С. Выготский именно самосознанию и его развитию в этом возрасте отводил ключевую роль.
Действительно, у человека впервые появляются личные ценности, внутренние потребности, сексуальные выражения личности, так же мощные физиологические изменения организма. (в связи с половым созреванием)
Интересно то , что Выготский тут не выделяет четкого возраста: от 15 до 18 лет. Давать размытые границы в данном случае - лучший вариант. Но что насчет того минуса в периодизациях? Это их истинность перед социумом, когда с периодизацией начинают сверять процессы отдельного ребенка, могут попасть с просак , ведь даже в русском языке есть исключения. А в чем же плюсы этой теории ? Она дала росток развитию педагогики как науки, а это уже частица вдохновения для научного сообщества, и то что показал что детям бывает трудно в какие то периоды, и мы должны быть к этому внимательными, вот в чем его заслуга! Спасибо Вам , Лев Семенович!
http://psylib.ukrweb.net/books/obuhl01/txt06.htm,
http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_RAZV/MET_UK/MAHOVA/3.htm,
http://www.razlib.ru/psihologija/vozrastnaja_psihologija_konspekt_lekcii/p4.php,
http://yoga-mama.ru/beremennost/kak-razvit-pamyat-rebenka-s-pervyx-dnej-zhizni/,
http://www.securitylab.ru/blog/personal/securegalaxy/138755.php,
http://vocabulary.ru/dictionary/1019359/word/standartizacija,
http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/razvitie-psihiki,
http://psixologiya.org/vozrastnaya/sistema-vygotskogo/1978-64-shkolnyj-vozrast-shv.html,
http://www.persev.ru/book/starshiy-shkolnyy-vozrast,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.