Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности
ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
1. Подготовиться к собеседованию по следующим вопросам:
Раздел I. Психология в системе наук о человеке.
Психология как профессия. Понятие о профессии и ее роль в жизни человека.
2. История становления психологической профессии.
3. Мифы о психологии и психологах.
4. Общее представление о психологии как науке.
5. Житейская, научная и практическая психология.
6. Основные направления психологической науки.
7. Из истории становления психологии как науки:
А) психология как наука о душе,
Б) психология как наука о сознании,
В) психология как наука о поведении,
Г) психология как наука о психике.
Раздел II. Профессиональная этика психолога.
1. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
2. Профессионально-этический кодекс психолога.
3. Ответственность психолога.
Раздел III. Профессиональные и личностные качества психологов.
1. Личность профессионала.
2. Выбор профессиональной деятельности. Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты).
3. Профессионализация личности.
4. Проблема профессиональной деформации личности.
5. Становление личности профессионала.
6. Развитие профессионального самосознания.
7. Профессиональная самооценка.
8. Стадии профессионального развития.
9. Психолог как специалист и психолог как личность.
10. Личностный рост психолога как условие признания его профессионализма.
11. Профессиональные и личностные качества психологов.
Раздел iv. Практическая психология как отрасль психологической науки.
1. Общее представление о прикладной психологии и психологической практике.
2. Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом.
3. Основные сферы деятельности практических психологов.
4. Психологическая служба образования. Практический психолог сферы образования и обучения.
5. Психологическая работа в медицинской сфере.
6. Психология в сфере социальных отношений.
7. Психология труда и организационная психология.
8. Психология в сфере экономики.
9. Психологическая работа в юридической сфере.
10. Психологическая работа в спорте.
11. Психология в политике.
12. Психолог в банковской системе, коммерческом учреждении и промышленном предприятии.
13. Военные психологи.
2. Подготовить КОНСПЕКТ:
Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996 г.
О профессиональном самосознании
О профессиональной пригодности
Человек и его профессия
Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности
3. Выполнить письменно следующие задания:
Задание 1. В левой колонке дается название основных теоретических направлений психологии, в правой – основной предмет их исследования. Ваша задача – соединить стрелками каждое из названий направлений и соответствующий ему предмет исследования
Направление психологии | Предмет исследования |
Бихевиоризм | Сознание |
Психология сознания | Поведение |
Гештальтпсихология | Бессознательное |
Фрейдизм | Целостные структуры психики |
Когнитивная психология | Личность Индивидуальность |
Деятельностный подход | Познавательные процессы |
Гуманистическая психология | Внутренняя деятельность Психика |
Задание 2. Назовите основных представителей перечисленных в таблице научных школ и направлений
Гештальтпсихология | Бихевиоризм | Фрейдизм | Гуманистическая психология | Психология сознания |
Задание 3. Определите историческую последовательность возникновения научных учений и школ, проставив соответствующие цифры, начиная с «1» как самой ранней
Психология сознания | Бихевиоризм | Учение о душе | Гештальтпсихология | Гуманистическая психология |
Задание 4. Ответьте самостоятельно на следующие вопросы:
1. Каково происхождение термина «психология»?
2. Что означает понятие «психология» в современном понимании?
3. Что является объектом и предметом психологии?
4. Что такое психика?
5. В чем особенности естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии?
6. Чем отличается деятельность психолога-ученого от деятельности психолога-практика?
7. Каковы основания для выделения отдельных отраслей и научных направлений психологии?
8. Какую функцию выполняет общая психология в системе психологической науки?
9. Что являлось исторически первым предметом изучения психологии?
10. Какие научные направления возникли в первой половине ХХ в.?
11. Каковы квалификационные требования к специалистам-психологам в стране и за рубежом?
12. Назовите основные требования к личности психолога.
13. Назовите критерии эффективности деятельности психолога.
14. Раскройте отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов.
Задание 5.Заполните пропущенные слова в предложениях
1. Слово “психология”, образованное из греческих слов “psyche” (..........) и “logos” (учение, наука), впервые появилось в ........... веке в работах немецкого философа ............ ........... (1679-1754).
2. Психология – это наука о закономерностях, особенностях порождения, ........... и развития ........... .
3. С ......................... психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений и т.д.), которые выступают предметом исторической психологии.
4. .......................– системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Задание 6.Выберите правильные ответы в таблице
Житейская психология (в отличие от научной) | ||
1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на теоретические обобщения | да | нет |
2. Житейский опыт преимущественно индивидуален | да | нет |
3. Житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект | да | нет |
4. Житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения | да | нет |
5. Возможности массовой трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены | да | нет |
Задание 7.Проставьте знак «+» в таблице напротив правильного ответа
Психофизиологический параллелизм | Психофизиологическое взаимодействие | Психофизиологическая идентичность | |
Психическое и физиологическое представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия | |||
Полное отождествление психического с физиологическим. Примером такого подхода может служить метафора: “Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь” | |||
Психофизиологический параллелизм | Психофизиологическое взаимодействие | Психофизиологическая идентичность | |
Сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующих между собой |
Задание 8.На основе данных для выполнения задания произвести подстановку нижеперечисленных конкретных функций и задач к определенной сфере труда психологов
Данные для выполнения задания:
1) Изучают психологические особенности трудовой и управленческой деятельности.
2) Проводят профессиональный психологический отбор, подбор кадров.
3) Осуществляют оценку необходимости организационных изменений и консультирование руководителей.
4) Выявляют условия, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда.
5) Изучают причины различных отклонений в поведении людей.
6) Проводят с пациентами психокоррекционную и реабилитационную работу.
7) Выявляют причины психосоматических расстройств и заболеваний.
8) Изучают психологические условия образовательной среды.
9) Осуществляют консультирование педагогов и родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия.
10) Проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.
11) Определяют уровень психологической готовности к обучению в школе.
12) Помогают приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей в личной жизни, общении.
13) Помогают разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками.