Q Какие ошибки могут встречаться при выполнении рисуночных методик?

Это, прежде всего проявления дефицита различных про­странственных представлений. Приведем примеры. Могут встречаться изменения размера рисунка в сторону уменьшения или увеличения либо диспропорции в передаче размера его отдельных деталей. Такие симптомы в нейропсихологии называ­ются соответственно микрографиями или макрографиями и могут свидетельствовать о «поломке» или несформированности метрических представлений. Они встречаются при пораже­нии подкорковых структур мозга. Дефицит проекционных пред­ставлений выражается в отсутствии или в неверной передаче перспективы при самостоятельном рисунке или копировании объемных фигур. О нарушениях структурно-топологических представлений свидетельствует распад целостности рисунка, который превращается в хаотический конгломерат линий, а так­же те случаи, когда части рисунка меняются местами, теряют свою адекватную топическую отнесенность и логическую со­гласованность. Заметим, что такие симптомы характерны для поражений правого полушария мозга. Нарушения координат­ных представлений проявляются в «зеркальных» ошибках, по­воротах фигур при копировании с образца. Интересные данные о латеральных различиях в этих симптомах можно найти в ра­боте Деглина и соавторов (Деглин, Ивашина, Николаенко, 1986).

При интерпретации результатов рисунка следует обязатель­но принимать во внимание его расположение. Если рисунок рас­полагается исключительно в правой части листа, — это отчет­ливое указание на наличие левостороннего пространственного игнорирования.

Следует иметь в виду, что у одного больного (и даже в од­ном рисунке) могут одновременно присутствовать сразу не­сколько типов описанных выше нарушений. Наконец, необхо­димо знать, что ряд нарушений рисунка может быть обуслов­лен дефицитарностью не пространственного, а иных нейропсихологических факторов. Примерами таких нарушений являют­ся тремор или гиперкинезы, наблюдающиеся при поражении некоторых субкортикальных структур, или персеверации, харак­терные для патологии лобных отделов мозга.

q Есть методика, в которой испытуемому предлагается по рече­вой инструкции нарисовать 2 или 3 геометрические фигуры, оп­ределенным образом располагая их в пространстве (например, треугольник справа от квадрата, крест под кругом, треуголь­ник справа от круга, но слева от квадрата). Скажите, применя­ется ли она для исследования оптико-пространственного вос­приятия?

Обычно нет. Она направлена, скорее, на исследование по­нимания речевых конструкций, описывающих пространствен­ные и квазипространственные отношения. Подобные методи­ческие приемы будут описаны в главе, посвященной способам исследования речевых функций.

q Расскажите, пожалуйста, о лицевой агнозии. В чем выражают­ся ее симптомы, какие методики позволяют их выявить?

Лицевая агнозия (ее еще называют прозопагнозией), возни­кающая при поражениях задних отделов правого полушария, — это нарушение восприятия и узнавания лиц (Хомская, 1987; Зальц­ман, 1982; Николаенко, 1993). Для выявления ее симптомов прежде всего следует обратить внимание на жалобы больного или наблю­дения хорошо знающих его людей. Они замечают, что с некото­рых пор больной не узнает родственников и знакомых или узнает их по голосу, по одежде, но не по лицу. Симптомы лицевой агно­зии могут также проявиться при узнавании лиц известных госу­дарственных или общественных деятелей, актеров по фотографи­ям или портретам. В нейропсихологическом альбоме также обыч­но присутствует лист с цветными фотографиями знаменитых ак­теров и политиков или с оформленными в виде черно-белых гра­вюр портретами известных русских писателей (Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010).

q Какие типы ошибок могут встречаться при выполнении этих ме­тодик?

Существуют два основных типа ошибок — отказы и лож­ные узнавания.

q Они возникают и в норме, и при локальных поражениях мозга?

Да. Однако следует отметить, что в норме даже сложные ва­рианты описанных методик, как правило, выполняются хорошо. Психически здоровые испытуемые редко не узнают лица даже в сенсибилизированных, стилизованных вариантах их изображений; у них почти никогда не встречаются ложные уз­навания. Этот факт свидетельствует не только об оптимальном функционировании лицевого гнозиса при нормальной работе мозга, но и о сохранности в этих условиях контроля за протека­нием гностической деятельности: испытуемый предпочитает ответить «не знаю», чем дать неправильный ответ. Тем не ме­нее, на наш взгляд, успешность выполнения сенсибилизирован­ных вариантов методики исследования лицевого гнозиса зави­сит и от образовательного уровня испытуемых.

q При лицевой агнозии нарушается узнавание лиц, значит ли это, что при предъявлении изображения лица среди изображений дру­гих предметов оно не будет узнаваться?

Это не так. У больного с лицевой агнозией не обязательно присутствуют симптомы предметной агнозии. Он вполне мо­жет узнать лицо как таковое, но будет не в состоянии узнать лицо конкретного человека, обладающее уникальным комплексом индивидуальных перцептивных признаков.

Наши рекомендации