Q Какие ошибки могут встречаться при выполнении рисуночных методик?
Это, прежде всего проявления дефицита различных пространственных представлений. Приведем примеры. Могут встречаться изменения размера рисунка в сторону уменьшения или увеличения либо диспропорции в передаче размера его отдельных деталей. Такие симптомы в нейропсихологии называются соответственно микрографиями или макрографиями и могут свидетельствовать о «поломке» или несформированности метрических представлений. Они встречаются при поражении подкорковых структур мозга. Дефицит проекционных представлений выражается в отсутствии или в неверной передаче перспективы при самостоятельном рисунке или копировании объемных фигур. О нарушениях структурно-топологических представлений свидетельствует распад целостности рисунка, который превращается в хаотический конгломерат линий, а также те случаи, когда части рисунка меняются местами, теряют свою адекватную топическую отнесенность и логическую согласованность. Заметим, что такие симптомы характерны для поражений правого полушария мозга. Нарушения координатных представлений проявляются в «зеркальных» ошибках, поворотах фигур при копировании с образца. Интересные данные о латеральных различиях в этих симптомах можно найти в работе Деглина и соавторов (Деглин, Ивашина, Николаенко, 1986).
При интерпретации результатов рисунка следует обязательно принимать во внимание его расположение. Если рисунок располагается исключительно в правой части листа, — это отчетливое указание на наличие левостороннего пространственного игнорирования.
Следует иметь в виду, что у одного больного (и даже в одном рисунке) могут одновременно присутствовать сразу несколько типов описанных выше нарушений. Наконец, необходимо знать, что ряд нарушений рисунка может быть обусловлен дефицитарностью не пространственного, а иных нейропсихологических факторов. Примерами таких нарушений являются тремор или гиперкинезы, наблюдающиеся при поражении некоторых субкортикальных структур, или персеверации, характерные для патологии лобных отделов мозга.
q Есть методика, в которой испытуемому предлагается по речевой инструкции нарисовать 2 или 3 геометрические фигуры, определенным образом располагая их в пространстве (например, треугольник справа от квадрата, крест под кругом, треугольник справа от круга, но слева от квадрата). Скажите, применяется ли она для исследования оптико-пространственного восприятия?
Обычно нет. Она направлена, скорее, на исследование понимания речевых конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения. Подобные методические приемы будут описаны в главе, посвященной способам исследования речевых функций.
q Расскажите, пожалуйста, о лицевой агнозии. В чем выражаются ее симптомы, какие методики позволяют их выявить?
Лицевая агнозия (ее еще называют прозопагнозией), возникающая при поражениях задних отделов правого полушария, — это нарушение восприятия и узнавания лиц (Хомская, 1987; Зальцман, 1982; Николаенко, 1993). Для выявления ее симптомов прежде всего следует обратить внимание на жалобы больного или наблюдения хорошо знающих его людей. Они замечают, что с некоторых пор больной не узнает родственников и знакомых или узнает их по голосу, по одежде, но не по лицу. Симптомы лицевой агнозии могут также проявиться при узнавании лиц известных государственных или общественных деятелей, актеров по фотографиям или портретам. В нейропсихологическом альбоме также обычно присутствует лист с цветными фотографиями знаменитых актеров и политиков или с оформленными в виде черно-белых гравюр портретами известных русских писателей (Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010).
q Какие типы ошибок могут встречаться при выполнении этих методик?
Существуют два основных типа ошибок — отказы и ложные узнавания.
q Они возникают и в норме, и при локальных поражениях мозга?
Да. Однако следует отметить, что в норме даже сложные варианты описанных методик, как правило, выполняются хорошо. Психически здоровые испытуемые редко не узнают лица даже в сенсибилизированных, стилизованных вариантах их изображений; у них почти никогда не встречаются ложные узнавания. Этот факт свидетельствует не только об оптимальном функционировании лицевого гнозиса при нормальной работе мозга, но и о сохранности в этих условиях контроля за протеканием гностической деятельности: испытуемый предпочитает ответить «не знаю», чем дать неправильный ответ. Тем не менее, на наш взгляд, успешность выполнения сенсибилизированных вариантов методики исследования лицевого гнозиса зависит и от образовательного уровня испытуемых.
q При лицевой агнозии нарушается узнавание лиц, значит ли это, что при предъявлении изображения лица среди изображений других предметов оно не будет узнаваться?
Это не так. У больного с лицевой агнозией не обязательно присутствуют симптомы предметной агнозии. Он вполне может узнать лицо как таковое, но будет не в состоянии узнать лицо конкретного человека, обладающее уникальным комплексом индивидуальных перцептивных признаков.