Ориентироваться на систему
ПРИЗНАКОВ (УСЛОВИЙ)
Цель: формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).
Возраст:8-10лет.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры:Детям предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре чертежей (на одном из них изображается фасад, на другом — задняя стена одного и того же здания). Всего детям было предложено воспроизвести по чертежам 8 усложняющихся построек. Вот примеры некоторых из них:
Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Учитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик. Затем проводится поэтапная интериоризация ориентировочной стороны действия, в соответствии с методом П. Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий.
На следующем этапе дети строят домик вдвоем, сидя один напротив другого. Перед каждым из них лежит чертеж, обращенный к нему стороной, требующей постройки. Дети по очереди выкладывают по одному кубику. Если кубик, поставленный одним из них, не удовлетворяет второго, тот может убрать его и заменить другим.
Наконец, на заключительном этапе дети обучаются исходя из выработки у них «двойной позиции». Первый домик строится двумя детьми совместно (как на втором этапе), затем ребенок собирает домики, действуя «за двоих» (свой кубик — кубик партнера и т. д.). В зависимости от позиции, занимаемой ребенком, изменяется цель, с точки зрения которой производится ориентировка. Анализ ситуации под углом зрения двух разных целей позволяет расчленить как собственную деятельность (выделив в ней отдельные операции), так и поставленную задачу (выделив каждое из ее условий).
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
ПО ПРАВИЛУ И РАЗНЫХ ВИДОВ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в четыре этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный, этап рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.
Ориентировочно-обучающий этап
Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий.
Этап освоения правил
Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия.
Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется «линия роста» в качестве планирующей и контрольных функций: ребенок видит перспективу освоения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры.
Этап совместных форм деятельности
Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.
Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).
Контрольно-итоговый этап
Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции — субъекта присвоения учебно-игрового опыта.
ОФИЦЕР-СОЛДАТ
Цель: формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.
Возраст: 8-10 лет.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: На первом этапе игры («Подготовка к службе») взрослый вместе с ребенком определяет пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозначает пространственные признаки листа.
Собственно игра начинается на втором этапе («Служба солдата»). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределяет роли (взрослый — «офицер», ребенок — «солдат»), знакомит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд «офицера»), вводит игровое употребление предметов (лист бумаги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подобное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем 2-3 задания с различным количеством ходов в зависимости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок «докладывает офицеру» о выполнении каждого хода.
Обычно первые задания обнаруживают необходимость введения дополнительного обучающего упражнения «Молчаливая карта заговорила». После него предлагаются более сложные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.
На третьем этане («Присвоение звания») происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составляет задания для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоятельно организовывает обучение в игровом процессе.
На четвертом этапе («Трудные задания») взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже выполняет письменные команды взрослого — «офицера», после чего, приняв роль «офицера», составляет свое письмо для взрослого — «солдата».
Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правильном выполнении команд «офицера» в пределах условно выделенного периода (например, начиная с третьего задания), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действиях, принятии роли «офицера» и умении управлять игровой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового опыта.
ПОИСК КЛАДА
Цель: формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.
Возраст: 8-10 лет.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: На первом этапе игры («Учусь составлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.
На втором этапе игры («Учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет — «клад» — и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).
На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет «клад» и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения.
На заключительном, четвертом этапе («Учу играть другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее).
Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать «клад», рефлексии присвоения новых умений.
Комментарии: Как показано выше, в соответствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствующие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материализации игровой ситуации в наглядном плане вводится так называемая «линия роста», на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. «Линия роста» является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими нового учебно-игрового опыта. Дети имеют возможность на каждом занятии фиксировать меру освоения деятельности.
В игре «Офицер — солдат» эта «линия» (полоска бумаги) называется «линия службы», на ней ребенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продвижения на каждом занятии:
«Подготовка к службе» | «Служба солдата» | «Присвоение звания» | «Трудные задания» | ||||
Где какая сторона | Знакомство с картой местности | Начало службы | Молчаливая карта заговорила | Слово офицера | Школа офицера | Служба офицера | Полевые учения |
В игре «Поиск клада» «линия роста» представляет собой «круг моих умений» (см. выше). Каждому этапу игры соответствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету, круг фиксирует начало освоения того или иного умения. Чуть больший по размеру и интенсивности цвета круг означает итог отработки того же умения.
В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.