Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых
Вначале устанавливается, соответствует ли тема рассказа испытуемого стремлению к достижению успехов. Если на этот вопрос получен положительный ответ, то рассматриваемый рассказ-сочинение считается ценным для дальнейшего, более подробного анализа. Если ответ на данный вопрос неопределенный, то рассказ откладывается в сторону и дальше не анализируется.
Решение по вопросу о том, имеет ли сюжет рассказа прямое отношение к теме достижения успехов, принимается на основе анализа цели, к которой стремятся описанные в нем персонажи. Если эту цель однозначно можно расценить как успех в деятельности, то принимается положительное решение. Во всех остальных случаях, в том числе при возникновении сомнений в правильности принимаемого решения, оно будет отрицательным.
Как успех в деятельности могут, в свою очередь, расцениваться:
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 61.
Рис. 62. 373
Часть I. Психологическая диагностика
Рис.63.
Рис. 64.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
1. Стремление человека к деловому успеху, например, открытие собственного дела, предприятия.
2. Стремление к достижению высокого качества в работе и высокой производительности труда.
3. Стремление к профессиональному самосовершенствованию, к приобретению необходимых для достижения успеха знаний, умений и навыков.
4. Стремление к созданию чего-то нового, оригинального, уникального — такого, что другими людьми безусловно будет воспринято и оценено как достижение человека.
Просматривая рассказ испытуемого в первый раз и ориентируясь на указанные выше критерии успеха в деятельности, тот, кто занимается содержательным анализом, должен будет решить, к какой из следующих ниже групп этот рассказ можно отнести:
Группа А— включает в себя рассказы с явно выраженным в их содержании стремлением персонажей к достижению успехов.
Группа Б— рассказы, в которых кто-то занят какой-либо полезной деятельностью, но к успеху в ней не стремится.
Группа В— рассказы, в которых нет даже намека на то, что кто-либо из персонажей занят полезной деятельностью или думает о ней.
К группе А относят рассказы, в которых имеются суждения, определенно свидетельствующие о том, что кто-то не просто занят деятельностью и думает о ней, но очевидным образом стремится добиться в этой деятельности успеха. Для этого необходимо, чтобы содержание рассказа соответствовало хотя бы одному из четырех указанных выше признаков 1-4.
Пример:«На картинке — люди, которые являются сотрудниками научной лаборатории. Они проверяют гипотезу, подтверждение которой должно привести к большому научному открытию. Они внимательно рассматривают данные, которые на бумажной ленте выдает прибор. Оба думают об этих данных и очень хотят, чтобы гипотеза подтвердилась».
К группе Б относятся рассказы, в которых речь идет о работе, но возникают сомнения в том, что персонажи действительно стремятся к достижению успехов в этой работе.
Часть I. Психологическая диагностика
Пример:«На фотографии — инженеры-эксплуатационщики районной ТЭЦ. Они рассматривают ленту с показаниями приборов. Это — обычная контрольная проверка, так они делают по нескольку раз в день. Они думают о том, что пора кончать работу и идти домой. Далее они снимут показания приборов и займутся их обсуждением».
Приведем также пример рассказа, относимого к группе В, где вообще речь не идет ни о какой работе:
«Эти люди шли по улице и увидели забор. Их что-то заинтересовало за забором, и они стали смотреть в щель. Постоят, посмотрят и пойдут дальше».
По окончании описанной процедуры рассказы, отнесенные к группам А и Б, получают по одному баллу, из них для дальнейшего детального анализа отбираются только рассказы, включенные в группу А.
Второй этап содержательного анализа рассказов группы А осуществляется следующим образом. В них по тем признакам, которые описаны ниже, ищутся предложения, свидетельствующие о следующем:
1. Наличии у персонажа, занятого трудовой деятельностью, желания добиться в ней успеха (мотива достижения успехов).
2. Наличии у этого же персонажа ожидания того, что он действительно добьется успеха.
3. Наличии у персонажа опасения того, что его постигнет неудача.
4. Наличии у персонажа положительных эмоциональных переживаний в связи с ожидаемым успехом.
5. Наличии у персонажа отрицательных эмоциональных переживаний в связи с ожидаемой неудачей.
6. Наличии у персонажа разнообразных умственных и практических действий, направленных на то, чтобы добиться успеха.
7. Наличии на пути к успеху внутренних или внешних препятствий, которые персонаж стремится преодолеть.
8. Наличии в рассказе-сочинении кого-либо или чего-либо, что оказывает помощь персонажу в его стремлении добиться успеха.
9. Наличии у персонажа единственного, доминирующего мотива деятельности, связанного исключительно со стремлением к достижению успеха.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Далее подробно описывается, на каких основаниях тот, кто анализирует рассказы группы А, делает выводы о наличии в них признаков, перечисленных выше. Для того, чтобы еще раз не повторять в тексте их развернутых названий, признак, о котором идет речь в следующих абзацах, отмечен соответствующим ему порядковым номером.
1. Мотив достижения успеха считается выраженным в содер
жании рассказа, если кто-либо из его персонажей проявляет яв
ное желание добиться успеха в соответствии с критериями успе
ха, описанными ранее. В этом и во всех остальных случаях, ког
да содержательный анализ проводится по заданным критериям,
вывод о том, что рассказ соответствует этим критериям, делает
ся только на основании имеющегося в рассказе явного сужде
ния и никак не может быть домыслен.Типичные примеры суж
дений, в которых явно выражается мотив достижения успеха, сле
дующие: «Он хочет добиться успехов в работе...», «Он полон ре
шимости добиться высоких показателей...»
Если цель, расцениваемую как достижение успеха, выбрал не сам персонаж, а кто-то ему ее навязал, то наличие у данного персонажа собственного мотива достижения успеха не отмечается. Скорость работы сама по себе также не является достаточным признаком стремления к достижению успехов. Точно так же нельзя делать вывод о наличии мотива достижения успеха на основании того, что персонаж предпринимает какие-то действия, которые могли бы привести его к успеху, Необходимо, чтобы в рассказе было выражено явное и недвусмысленное желание добиться успеха.
2. Ожидание успеха отмечается тогда, когда действующий и стремящийся к успеху персонаж рассказа высказывает предположение о том, что он добьется успеха, или уверенность в этом.
3. Ожидание неудачи отмечается тогда, когда высказывание об этом содержит предположение или опасение неудачи. К последней категории относятся высказывания, из которых не вполне ясно, о чем идет речь: об ожидании успеха или об ожидании неудачи. Приведем примеры высказываний, свидетельствующих об ожидании успеха или неудачи.
«Этот человек рассчитывает на успех в своем деле». «Этот человек опасается, что его в конечном счете постигнет неудача».
Часть I. Психологическая диагностика
А вот пример неопределенного высказывания, которое следует отнести к категории 3: «Его работа в конечном счете придет к какому-то результату».
4. Если в рассказе-сочинении есть предложение, которое говорит о том, что деятельность, направленная на достижение успеха, вызывает у персонажа приятные эмоции или что он радуется уже достигнутому успеху, то данное предложение отмечается как признак того, что со стремлением к успеху у персонажа связаны положительные эмоции. Пример: «Идет спектакль. Руководитель художественного коллектива смотрит вместе со своим помощником из-за кулис на сцену и рассчитывает на успех. Все идет хорошо, и они испытывают приятные эмоции в связи с ожидаемым успехом».
5. Если анализируемый рассказ содержит предложения, свидетельствующие о том, что деятельность, направленная на достижение успеха, вызывает у вовлеченного в нее персонажа отрицательные эмоции, или если из соответствующего предложения недостаточно ясно, о каких — положительных или отрицательных эмоциях идет речь, то делается вывод о том, что данное предложение соответствует категории 5. Примеры: «У него что-то не получается, и это вызывает чувство разочарования», «Человек занят делом и переживает за него».
6. В качестве действий, направленных на достижение успеха, рассматриваются такие, которые способствуют продвижению к нему. Это могут быть действия как умственного, так и практического планов. Важно только, чтобы эти действия совершал именно тот персонаж, который стремится к успеху, а не кто-либо иной. Примеры: «Человек думает над задачей» (это — умственное инструментальное действие), «Человек отлаживает работу машины, которую он изобрел» (практическое инструментальное действие).
В содержании того или иного рассказа-сочинения могут встретиться предложения, указывающие на наличие нескольких разных умственных и практических инструментальных действий. В этом случае каждое из них отмечается как отдельное, независимо от наличия остальных. Например, если в одном и том же рассказе испытуемого встретились оба указанных выше в ка-
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
честве примеров предложения, то считается, что в данном рассказе фактически имеется два разных инструментальных действия, и каждое из них учитывается и оценивается отдельно.
7. Любые предложения в рассказе, рассматриваемые как внутренние (связанные с личностью действующего лица) или внешние (связанные с обстановкой, в которой данный персонаж действует) препятствия, отмечаются отдельно и относятся к данной категории. Примеры таких суждений в рассказе: «Он не уверен в себе» (препятствие внутреннего плана); «Неожиданно сломалась машина, которую он изобрел» (препятствие внешнего плана);
8. Любая помощь со стороны, направленная на достижение успеха, на которую рассчитывает или которую принимает персонаж, отмечается как относящаяся к данной категории. Примеры: «Ему сочувствуют, сопереживают окружающие»; «Товарищ по работе помогает ему добиться успеха».
9. В заключение содержательного анализа рассказа-сочинения, отнесенного к группе А, определяется, является ли стремление персонажа к успеху единственным мотивом, который руководит его действиями, мыслями и чувствами. Если в результате анализа рассказа обнаруживается какой-либо иной мотив поведения персонажа, конкурирующий с мотивом достижения успеха, то стремление к успеху не считается единственным внутренним побуждением действий данного персонажа и наличие в рассказе признака категории 9 не отмечается. Приведем пример такого рассказа, в содержании которого просматриваются два конкурирующих друг с другом мотива: стремление к успеху и желание отдохнуть. «Человек долго стремился добиться успеха в этом деле, но очень устал, и в данный момент времени он думает не только о работе, но и о том, чтобы скорее бросить все и отдохнуть».
Оценка результатов
С помощью изложенной выше процедуры анализируется каждый из рассказов-сочинений испытуемых, отнесенный к группе А, и за каждый из девяти описанных выше признаков данный рассказ-сочинение получает по 1 баллу. При этом баллы,
Часть I. Психологическая диагностика
полученные по признакам 1, 2, 4, 6, 7, 8 и 9, берутся с положительным знаком, а баллы, полученные по признакам 3 и 5, — с отрицательным знаком (последние свидетельствуют о степени развитости мотива избегания неудач).
Общая сумма положительных баллов, полученных испытуемым по всем его рассказам, является общим количественным показателем степени развитости у него мотива достижения успехов. Под мотивацией достижения успехов понимается разница между силой потребностей достижения успехов и избегания неудач. Она устанавливается как алгебраическая сумма положительных и отрицательных баллов, полученных рассказами-сочинениями, написанными данным испытуемым.
Если эта сумма положительная, то делается вывод о том, что у данного испытуемого мотив достижения успехов преобладает над мотивом избегания неудач. При отрицательной сумме делается вывод о том, что мотив избегания неудач доминирует над мотивом достижения успехов. При нулевой сумме считается, что оба мотива взаимно погашают друг друга и мотивация достижения успехов отсутствует (как реальная поведенческая тенденция).