Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых

Вначале устанавливается, соответствует ли тема рассказа ис­пытуемого стремлению к достижению успехов. Если на этот во­прос получен положительный ответ, то рассматриваемый рас­сказ-сочинение считается ценным для дальнейшего, более подроб­ного анализа. Если ответ на данный вопрос неопределенный, то рассказ откладывается в сторону и дальше не анализируется.

Решение по вопросу о том, имеет ли сюжет рассказа прямое отношение к теме достижения успехов, принимается на основе анализа цели, к которой стремятся описанные в нем персонажи. Если эту цель однозначно можно расценить как успех в деятель­ности, то принимается положительное решение. Во всех осталь­ных случаях, в том числе при возникновении сомнений в пра­вильности принимаемого решения, оно будет отрицательным.

Как успех в деятельности могут, в свою очередь, расцениваться:

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых - student2.ru


Рис. 61.

Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых - student2.ru

Рис. 62. 373

Часть I. Психологическая диагностика

Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых - student2.ru

Рис.63.

Процедура содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых - student2.ru

Рис. 64.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

1. Стремление человека к деловому успеху, например, откры­тие собственного дела, предприятия.

2. Стремление к достижению высокого качества в работе и высокой производительности труда.

3. Стремление к профессиональному самосовершенствова­нию, к приобретению необходимых для достижения успеха зна­ний, умений и навыков.

4. Стремление к созданию чего-то нового, оригинального, уни­кального — такого, что другими людьми безусловно будет воспри­нято и оценено как достижение человека.

Просматривая рассказ испытуемого в первый раз и ориенти­руясь на указанные выше критерии успеха в деятельности, тот, кто занимается содержательным анализом, должен будет решить, к какой из следующих ниже групп этот рассказ можно отнести:

Группа А— включает в себя рассказы с явно выраженным в их содержании стремлением персонажей к достижению успехов.

Группа Б— рассказы, в которых кто-то занят какой-либо по­лезной деятельностью, но к успеху в ней не стремится.

Группа В— рассказы, в которых нет даже намека на то, что кто-либо из персонажей занят полезной деятельностью или ду­мает о ней.

К группе А относят рассказы, в которых имеются суждения, определенно свидетельствующие о том, что кто-то не просто за­нят деятельностью и думает о ней, но очевидным образом стре­мится добиться в этой деятельности успеха. Для этого необхо­димо, чтобы содержание рассказа соответствовало хотя бы од­ному из четырех указанных выше признаков 1-4.

Пример:«На картинке — люди, которые являются сотруд­никами научной лаборатории. Они проверяют гипотезу, подтверж­дение которой должно привести к большому научному откры­тию. Они внимательно рассматривают данные, которые на бу­мажной ленте выдает прибор. Оба думают об этих данных и очень хотят, чтобы гипотеза подтвердилась».

К группе Б относятся рассказы, в которых речь идет о работе, но возникают сомнения в том, что персонажи действительно стре­мятся к достижению успехов в этой работе.

Часть I. Психологическая диагностика

Пример:«На фотографии — инженеры-эксплуатационщики районной ТЭЦ. Они рассматривают ленту с показаниями при­боров. Это — обычная контрольная проверка, так они делают по нескольку раз в день. Они думают о том, что пора кончать рабо­ту и идти домой. Далее они снимут показания приборов и зай­мутся их обсуждением».

Приведем также пример рассказа, относимого к группе В, где вообще речь не идет ни о какой работе:

«Эти люди шли по улице и увидели забор. Их что-то заинте­ресовало за забором, и они стали смотреть в щель. Постоят, по­смотрят и пойдут дальше».

По окончании описанной процедуры рассказы, отнесенные к группам А и Б, получают по одному баллу, из них для дальней­шего детального анализа отбираются только рассказы, включен­ные в группу А.

Второй этап содержательного анализа рассказов группы А осуществляется следующим образом. В них по тем признакам, которые описаны ниже, ищутся предложения, свидетельствую­щие о следующем:

1. Наличии у персонажа, занятого трудовой деятельностью, желания добиться в ней успеха (мотива достижения успехов).

2. Наличии у этого же персонажа ожидания того, что он дей­ствительно добьется успеха.

3. Наличии у персонажа опасения того, что его постигнет не­удача.

4. Наличии у персонажа положительных эмоциональных пе­реживаний в связи с ожидаемым успехом.

5. Наличии у персонажа отрицательных эмоциональных пе­реживаний в связи с ожидаемой неудачей.

6. Наличии у персонажа разнообразных умственных и прак­тических действий, направленных на то, чтобы добиться успеха.

7. Наличии на пути к успеху внутренних или внешних пре­пятствий, которые персонаж стремится преодолеть.

8. Наличии в рассказе-сочинении кого-либо или чего-либо, что оказывает помощь персонажу в его стремлении добиться успеха.

9. Наличии у персонажа единственного, доминирующего мо­тива деятельности, связанного исключительно со стремлением к достижению успеха.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Далее подробно описывается, на каких основаниях тот, кто анализирует рассказы группы А, делает выводы о наличии в них признаков, перечисленных выше. Для того, чтобы еще раз не по­вторять в тексте их развернутых названий, признак, о котором идет речь в следующих абзацах, отмечен соответствующим ему порядковым номером.

1. Мотив достижения успеха считается выраженным в содер­
жании рассказа, если кто-либо из его персонажей проявляет яв­
ное желание добиться успеха в соответствии с критериями успе­
ха, описанными ранее. В этом и во всех остальных случаях, ког­
да содержательный анализ проводится по заданным критериям,
вывод о том, что рассказ соответствует этим критериям, делает­
ся только на основании имеющегося в рассказе явного сужде­
ния и никак не может быть домыслен.Типичные примеры суж­
дений, в которых явно выражается мотив достижения успеха, сле­
дующие: «Он хочет добиться успехов в работе...», «Он полон ре­
шимости добиться высоких показателей...»

Если цель, расцениваемую как достижение успеха, выбрал не сам персонаж, а кто-то ему ее навязал, то наличие у данного пер­сонажа собственного мотива достижения успеха не отмечается. Скорость работы сама по себе также не является достаточным признаком стремления к достижению успехов. Точно так же нельзя делать вывод о наличии мотива достижения успеха на ос­новании того, что персонаж предпринимает какие-то действия, которые могли бы привести его к успеху, Необходимо, чтобы в рассказе было выражено явное и недвусмысленное желание до­биться успеха.

2. Ожидание успеха отмечается тогда, когда действующий и стремящийся к успеху персонаж рассказа высказывает предпо­ложение о том, что он добьется успеха, или уверенность в этом.

3. Ожидание неудачи отмечается тогда, когда высказывание об этом содержит предположение или опасение неудачи. К по­следней категории относятся высказывания, из которых не впол­не ясно, о чем идет речь: об ожидании успеха или об ожидании неудачи. Приведем примеры высказываний, свидетельствующих об ожидании успеха или неудачи.

«Этот человек рассчитывает на успех в своем деле». «Этот человек опасается, что его в конечном счете постигнет неудача».

Часть I. Психологическая диагностика

А вот пример неопределенного высказывания, которое следует отнести к категории 3: «Его работа в конечном счете придет к какому-то результату».

4. Если в рассказе-сочинении есть предложение, которое го­ворит о том, что деятельность, направленная на достижение ус­пеха, вызывает у персонажа приятные эмоции или что он раду­ется уже достигнутому успеху, то данное предложение отмеча­ется как признак того, что со стремлением к успеху у персонажа связаны положительные эмоции. Пример: «Идет спектакль. Ру­ководитель художественного коллектива смотрит вместе со сво­им помощником из-за кулис на сцену и рассчитывает на успех. Все идет хорошо, и они испытывают приятные эмоции в связи с ожидаемым успехом».

5. Если анализируемый рассказ содержит предложения, сви­детельствующие о том, что деятельность, направленная на до­стижение успеха, вызывает у вовлеченного в нее персонажа от­рицательные эмоции, или если из соответствующего предложе­ния недостаточно ясно, о каких — положительных или отрица­тельных эмоциях идет речь, то делается вывод о том, что данное предложение соответствует категории 5. Примеры: «У него что-то не получается, и это вызывает чувство разочарования», «Че­ловек занят делом и переживает за него».

6. В качестве действий, направленных на достижение успеха, рассматриваются такие, которые способствуют продвижению к нему. Это могут быть действия как умственного, так и практичес­кого планов. Важно только, чтобы эти действия совершал имен­но тот персонаж, который стремится к успеху, а не кто-либо иной. Примеры: «Человек думает над задачей» (это — умственное ин­струментальное действие), «Человек отлаживает работу маши­ны, которую он изобрел» (практическое инструментальное дей­ствие).

В содержании того или иного рассказа-сочинения могут встретиться предложения, указывающие на наличие нескольких разных умственных и практических инструментальных дейст­вий. В этом случае каждое из них отмечается как отдельное, не­зависимо от наличия остальных. Например, если в одном и том же рассказе испытуемого встретились оба указанных выше в ка-

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

честве примеров предложения, то считается, что в данном рас­сказе фактически имеется два разных инструментальных дейст­вия, и каждое из них учитывается и оценивается отдельно.

7. Любые предложения в рассказе, рассматриваемые как внут­ренние (связанные с личностью действующего лица) или внеш­ние (связанные с обстановкой, в которой данный персонаж дей­ствует) препятствия, отмечаются отдельно и относятся к данной категории. Примеры таких суждений в рассказе: «Он не уверен в себе» (препятствие внутреннего плана); «Неожиданно сломалась машина, которую он изобрел» (препятствие внешнего плана);

8. Любая помощь со стороны, направленная на достижение успеха, на которую рассчитывает или которую принимает пер­сонаж, отмечается как относящаяся к данной категории. При­меры: «Ему сочувствуют, сопереживают окружающие»; «Това­рищ по работе помогает ему добиться успеха».

9. В заключение содержательного анализа рассказа-сочине­ния, отнесенного к группе А, определяется, является ли стрем­ление персонажа к успеху единственным мотивом, который ру­ководит его действиями, мыслями и чувствами. Если в резуль­тате анализа рассказа обнаруживается какой-либо иной мотив поведения персонажа, конкурирующий с мотивом достижения успеха, то стремление к успеху не считается единственным внут­ренним побуждением действий данного персонажа и наличие в рассказе признака категории 9 не отмечается. Приведем пример такого рассказа, в содержании которого просматриваются два конкурирующих друг с другом мотива: стремление к успеху и желание отдохнуть. «Человек долго стремился добиться успеха в этом деле, но очень устал, и в данный момент времени он дума­ет не только о работе, но и о том, чтобы скорее бросить все и от­дохнуть».

Оценка результатов

С помощью изложенной выше процедуры анализируется каждый из рассказов-сочинений испытуемых, отнесенный к группе А, и за каждый из девяти описанных выше признаков дан­ный рассказ-сочинение получает по 1 баллу. При этом баллы,

Часть I. Психологическая диагностика

полученные по признакам 1, 2, 4, 6, 7, 8 и 9, берутся с положи­тельным знаком, а баллы, полученные по признакам 3 и 5, — с отрицательным знаком (последние свидетельствуют о степени развитости мотива избегания неудач).

Общая сумма положительных баллов, полученных испытуе­мым по всем его рассказам, является общим количественным по­казателем степени развитости у него мотива достижения успе­хов. Под мотивацией достижения успехов понимается разница между силой потребностей достижения успехов и избегания не­удач. Она устанавливается как алгебраическая сумма положи­тельных и отрицательных баллов, полученных рассказами-сочи­нениями, написанными данным испытуемым.

Если эта сумма положительная, то делается вывод о том, что у данного испытуемого мотив достижения успехов преобладает над мотивом избегания неудач. При отрицательной сумме дела­ется вывод о том, что мотив избегания неудач доминирует над мотивом достижения успехов. При нулевой сумме считается, что оба мотива взаимно погашают друг друга и мотивация достижения успехов отсутствует (как реальная поведенческая тенденция).

Наши рекомендации