Темы эссе по дисциплине. 1) Исследование проблем блата, связей, коррупции в различных сферах нашей жизни

1) Исследование проблем блата, связей, коррупции в различных сферах нашей жизни.

2) Социальные сети и взаимоподдержка семей в современной России.

3) Социальная поддержка родственников и друзей (Как помогают люди друг другу в современных условиях?).

4) Неравенство в современной России: зарисовки из личного опыта.

5) Возможности восходящей мобильности в российском обществе в современный период. Социальная и профессиональная мобильность различных социальных групп в обществе. Неравные возможности социальных лифтов в современный период в России. (Примеры типичных и нетипичных «социальных лифтов»).

6) Дискриминация в занятости по признаку пола: виды, причины и механизмы поддержания.

7) Проблемы молодежных субкультур, неформальных организаций молодежи

8) Проблемы выбора работы: интерес или деньги?

9) Проблемы карьеры современной молодежи

10) Репрезентация образа молодежи в современных журналах: за и против?

11) Виртуальное или реальное знакомство: за и против.

12) Жизненные ценности различных социальных групп ( в т.ч. современной молодежи).

13) Место работы в жизни современной молодежи.

14) Место досуга в жизни современной молодежи.

15) Исследование социальных норм и привычек, традиций современного российского общества, изучение проблемы пьянства и алкоголизма.

16) Анализ современных обрядов, церемоний, ритуалов. ( Современные обряды женитьбы, крестин, вечеринок, тусовок).

17) Современные модные течения в экономике, политике.

18) Стиль жизни различных социальных групп

19) Социальные аспекты моды: классовые и гендерные аспекты.

20) Формальные и неформальные отношения на современных предприятиях: взгляд изнутри.

21) Проблема блата и связей в современном мире труда.

22) Сегментация рабочей силы на производстве в России: новые тенденции.

23) Современный труд и организация производства: деквалификация или переквалификация работающих?

24) Сексуальные домогательства на работе: насколько актуально это для России?

25) Формирование имиджа современного политика: основные пути формирования.

26) Основные методы влияния политики на экономику.

27) Современный идеал женщины.

28) Современный идеал мужчины.

29) Анализ современных стереотипов мужественности и женственности: взгляд изнутри.

30) Социальные аспекты отношения к телу в современном мире: (модные течения и преобразование своего тела).

31) Современное понимание мужественности: взгляды современной молодежи.

32) Современное понимание женственности: взгляды современной молодежи.

33) Конструирование мужской идентичности в современном мире: что заставляет мужчин чувствовать себя мужчинами?

34) Конструирование женственности в современном мире: при каких обстоятельствах себя чувствует женщиной современная женщина?

35) Исследование гендерного неравенства в различных сферах (образование, труд, семейная сфера…).

36) Исследование гендерных стереотипов среди различных социальных групп.

37) Существует ли в настоящее время кризис маскулинности? Кризис женственности?

38) Проблемы властных отношений в семье, лидерство в семье, распределение обязанностей в семье.

39) Стратегии выживания различных социальных групп в современный период: студентов, мигрантов, представителей различных социальных групп.

40) Проблемы социализации: освоение социальных ролей и культурных норм общества

41) Отношение к старикам в современной России со стороны молодежи.

42) Проблемы родительства: материнство и отношение к нему женщин и мужчин Что в современном мире означает хорошая мать.

43) Проблемы родительства: отцовство: типы отношений с детьми. Что в современном мире означает хороший отец.

44) Насилие в семье

45) Сравнительные исследования в различных сферах. Мы и они (Россия и другая страна в разных аспектах). Сравнение культур, нравов, обычаев различных народов.

46) Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации

47) Богатые и бедные в современной России: социальные функции стереотипа

48) Взаимодействие общества, государства и СМИ в условиях глобализации

49) Влияние гендерных стереотипов на взаимоотношения в семье

50) Влияние телевидения на общество

51) Интернет как социальный феномен

52) Классы и слои в современной России

53) Маргинальные слои в социальной структуре российского общества

54) Массовая культура - её плюсы и минусы

55) Материнство как психосоциальный феномен

56) Наркомания как социальное явление

57) Российская ментальность – существует ли она?

Глоссарий

Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

Авторитет – 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т. п.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.

Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

Атрибуция каузальная – (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция – (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аффилиация– стремление человека быть в обществе других людей.

Вербальный – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

Влияние(в психологии) – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Гипноз(от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Группа референтная – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.

Групповая поляризация – социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению не сглаживаются, а заостряются, разделяя группу на две полярные группировки.

Группообразование – процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной внутренней структурой и типологическими признаками.

Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Депривация(от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.

Дистанция социальная– степень близости или отчуждения классов, социальных групп и лиц по их положению в обществе.

Достижения мотивация – потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми.

Дружба – вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Заражение- 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию;2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Идентификация— 1) распознавание чего-либо; 2) отождествление с кем-либо, с чем-либо. 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. 2) Идентификация групповая — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

Идентификация внутригрупповая— возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Импринтинг(англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных — жертв, и др.).

Ингибиция социальная(от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных так и воображаемых.

Индивидуализация — развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Институт социализации– социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

Интеграция - процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Когнитивная сложность—психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.

Когнитивный диссонанс – напряжение, которое появляется при осознании несовместимости каких-либо двух знаний.

Компетентность (социальная) коммуникативная– ориентированность в различных ситуациях общений, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Контент-анализ– метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.

Конформизм – изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформность(от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.

Корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих интересов.

Лидерство –отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.

Межгрупповая дискриминация – установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.

Нормы групповые –принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Общение– 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Огруппление мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.

Перцептивная защита– разновидность психологической защиты, являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.

Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

Подражание— следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

Предубеждение— установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Пространство социальное– социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития.

Раппорт – установление межличностного контакта.

Расизм– 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы;

2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.

Референтная группа(от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Реципиент – субъект, реагирующий на сообщение.

Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.

Роль гендерная– набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.

Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная дискриминация – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.

Сплоченность групповая- один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Стереотип социальный(от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.

Теория социального научения – теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.

Теория социального обмена – теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».

Толпа – скопление людей (бесструктурное), лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Установка- готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Установка социальная(аттитюд) — субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Фаворитизм внутригрупповой(от лат. favor — благосклонность) — предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.

Фасилитация социальная(от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Фасцинация [англ. fascination < лат. fascinatio очарование] – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».

Фрустрация(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.

Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.

Эффект новизны— феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

Эффект ореола— распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Эффект первичности— более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Я-концепция – согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Л1 Почебут Л. Г.,Мейжис И. А.Социальная психология СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2010.

Дополнительная литература

Д1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник Москва: Аспект-ПРЕСС, 2001

Д.2. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы СПб.: Речь, 2004

Д. 3. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: [учебное

пособие]СПб. [и др.]:ПИТЕР, 2008

Д.4. Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] Санкт-Петербург:

Питер, 2013

Нормативная правовая литература

Н1. Пономарева Е. Г. Этика и психология делового человека: Конспект лекций Екатеринбург: УрГУПС, 2011

Электронные ресурсы

Э1. www.bb.usurt.ru

Э.2. http://elibrary.ru/defaultx.asp

Э3 http://www.flogiston.ru/

Э4 http://psychology.net.ru

Э5 http://www.edu.ru

Учебное издание

Неуймина Ирина Васильевна

Павлова Анна Михайловна

Тарасян Мария Георгиевна

Социальная Психология

Методические указания к написанию эссе для студентов направлений подготовки 090900.62, 190100.62, 190600.62, 190700.62 всех форм обучения

Издательство Ур ГУПС

620034 Екатеринбург, Колмогорова 66

Наши рекомендации