Сексуальная «революция»
Исторические перемены в отношениях общества можно отчетливо видеть в том, как оно реагирует на сексуальность. В целом подростки оценивают себя исходя из норм того времени и места, в которых они живут. В соответствии с этим меняется и их сексуальное поведение.
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 505
До середины 1960-х годов большая часть молодежи воспринимала добрачный секс как аморальное поведение, хотя давление сверстников часто вынуждало старших подростков мужского пола приобретать сексуальный опыт до брака. Напротив, девочки должны были сохранять целомудрие до брака. Но к концу 1960-х и в начале 1970-х годов отношение к сексуальности значительно изменилось, отчасти вследствие создания и широкого распространения противозачаточных пилюль, отчасти благодаря движению «свободной любви», которое сопровождало протесты против войны во Вьетнаме и в целом против правительства и существующего порядка. В исследовании сексуальных установок подростков в течение этого периода (Sorensen, 1973) было обнаружено, что большинство из них не думали о добрачном сексе как о чем-то изначально правильном либо ошибочном, а оценивали его на основе взаимоотношений участников. Основная их часть отвергала двойные стандарты, дававшие сексуальную свободу мальчикам, но не девочкам. Почти 70% подростков согласились с тем, что людям не обязательно жениться, чтобы заниматься сексом или жить вместе. Примерно 50% из них одобряли ориентацию на представителей своего пола или на сексуальные действия с ними. В то же время 80% утверждали, что они никогда не занимались сексом с представителями своего пола и никогда не захотели бы этого. В общем, их установки совершенно отличались от установок их более консервативных родителей.
В конце 1970-х годов сексуальная «революция» получила широкое распространение. В 1979 году Катерина Чилман сделала обзор многочисленных исследований и сообщила о растущей тенденции к сексуальной либерализации, отражающейся как в росте сексуальной активности среди подростков, так и в изменении сексуальных установок. Общество в целом, не только молодежь, стало терпимее к широкому ряду различных видов сексуального поведения, включая мастурбацию, сексуальные контакты с представителями своего пола и секс между людьми, не состоящими в браке (Dreyer, 1982). В другой работе (Hass, 1979) 83% опрошенных мальчиков и 54% девочек одобряли добрачные сексуальные контакты; а 56% мальчиков и 44% девочек сообщили, что уже вступили в половые отношения.
Наблюдаются относительно небольшие различия между ответами мальчиков и девочек, что согласуется с продолжающимся снижением двойных стандартов. Сексуальная революция оказала влияние на поведение девочек значительно больше, чем на поведение мальчиков. Так, в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах от одной до двух третей мальчиков-тинэйджеров сообщали, что уже утратили девственность. Эти данные статистически сравнимы с теми, что были получены в 1970-х годах. Напротив, доля 16-летних девочек, сообщавших о потере девственности, выросла с 7% в 1940-х годах до 33% в 1971 году и до 44% в 1982 (Brooks, Furstenberg, 1989).
Сексуальная революция сопровождалась рядом проблем. Например, большое число подростков вступало в половые сношения без использования противозачаточных средств. В результате в период с 1940 по 1975 год утроился процент случаев беременности среди тинэйджеров. Другой проблемой стало распространение заболеваний, передающихся половым путем с темпом эпидемии, — сначала сифилиса, гонореи и генитального герпеса, а позже ВИЧ/СПИД (см. главу 13). Хотя СПИД редко встречается у подростков (потому что на появление симптомов и выявление этого заболевания часто уходят годы), у тинэйджеров отмечается высокий процент других венерических заболеваний. В Соединенных Штатах,
506 Часть III. Подростковый возраст
например, венерическое заболевание имеется у одного из семи тинэйджеров (Quadrel, Fishoff & Davis, 1993). Кроме того, несмотря на то что в настоящее время СПИД выявлен у небольшого числа подростков, у них всё чаще обнаруживается позитивная реакция на ВИЧ. Полагают, что многие из почти 30 тысяч молодых взрослых в возрасте от 20 до 29 лет, получивших диагноз СПИД в 1996 году, возможно, были инфицированы вирусом в подростковом возрасте (U. S. Census Bureau, 1997).
Сексуальная революция пошла на убыль в 1980-х годах. Молодежь стала более серьезно относиться к своим сексуальным контактам, и моногамия, или, по меньшей мере, «серийная» моногамия, снова вошла в моду. В 1980-х годах, когда подростков спрашивали, что они думают о сексуальных установках 60-х и 70-х годов, многие отвечали, что считают их неразумными. Студенты колледжей также чаще оценивали сексуальный промискуитет как нежелательное явление (Leo, 1984; Robinson & Jedlica, 1982).
В конце 1980-х годов наблюдалось дальнейшее развитие тенденции к более консервативному отношению к вопросам секса (Murstein, Chaplin, Heard & Vyse, 1989). Хотя молодежь все еще считает секс важной частью любовных отношений, в целом она не одобряет случайные связи (Alber, Sedlacek, 1989). Установки к сексуальным контактам с представителями своего пола или соответствующей ориентации также чаще бывают отрицательными (Williams, Jacoby, 1989). Этот рост «гомофобии» (страха или неприязни к людям, имеющим сексуальные отношения с людьми своего пола или ориентацию на них) отчасти приписывают страху перед болезнями, передающимися половым путем, особенно ВИЧ/СПИД. Однако эта болезнь, распространенная во всем мире, теперь нередко передается и через гетеросексуальные контакты.
Мастурбация
В подростковом периоде девочки проводят больше времени, фантазируя о любовных историях, что способствует разрядке их сексуальных импульсов; мальчики чаще мастурбируют. Однако и мастурбация, и фантазирование распространены у обоих полов. Согласно одному из ранних исследований, мастурбируют около половины девочек-подростков и примерно три четверти мальчиков (Hass, 1979); этот процент может быть выше в наши дни. Об удовольствии от фантазий, сопровождающих мастурбацию, говорят чаще мужчины — представители среднего класса, в то время как вина за «немужественную» мастурбацию была причиной большего беспокойства среди мужчин из среды рабочих. Тем не менее эти различия постепенно нивелируются (Dreyer, 1982), равно как и различия в отношениях мужчин и женщин к мастурбации.