Подходы к пониманию и объяснению мышления в психологии

Вообще все теории, объясняющие наличие мышления и его происхождение у человека, можно разделить на 2 категории: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление, что умственные способности развиваются прижизненно.

Первые концепции считают, что интеллектуальные структуры существуют с рождения в потенциально готовом виде (идея задатков), постепенно проявляясь и развиваясь по мере взросления (например, в гештальтпсихологии).

Другие концепции предполагают признание возможности и необходимости прижизненного развития умственных способностей (например, ассоциативная психология, бихевиоризм).

1. Ассоциативная экспериментальная психология - мышление во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Понятно, что творческое мышление было основной проблемой, которую так же, как избирательность восприятия, памяти, не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого, как объяснить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций, врожденными способностями разума.

2. В бихевиоризме мышление рассматривалось, как процесс формирования сложных связей между стимулами. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практическое мышление.

3. В гештальтпсихологии мышление понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения (проявления) нужной для него связи и структуры. Благодаря гештальтпсихологии в русле психологических изысканий стали обращать особое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.

4. Психоанализ большое внимание уделил бессознательным формам мышления, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей. В качестве своеобразных форм мышления у человека можно выделить защитные механизмы (рационализация, перенос, т. е. уловки ума).

5. Информационная концепция интеллектуального когнитивного развития, связанная с информационно-кибернетической теорией мышления.

Клар и Уоллес предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными, иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем: 1) системой обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного его вида на другой; 2) системой, ответственной за постановку целей и управление целенаправленной деятельностью; 3) системой, отвечающей за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

Клар и Уоллес выдвинули ряд гипотез, касающихся действия систем третьего вида:

1. В то время, когда организм практически не занят обработкой извне поступающей информации (например, спит), система третьего типа перерабатывает результаты ранее поступившей информации, предшествующей умственной активности;

2. Цель этой переработки – определить следствия предыдущей активности, которые являются устойчивыми. Так например, есть системы, которые управляют записью предыдущих событий, разделением этой системы на потенциально устойчивые, согласующиеся друг с другом части и определением этой согласованности от элемента к элементу;

3. Как только подобная согласованная последовательность замечена, в действие вступает другая система, та, которая порождает новую;

4. Формируется система более высокого уровня, включающая в себя предыдущие в качестве элементов или частей.

И так далее. Так можно представить себе, к примеру, формирование логических структур.

6. В отечественной психологии (деятельностный подход) мышление стали понимать, как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Появилась возможность ставить вопрос о генезисе мышления, о его развитии (видах, формах, процессах) и формировании у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать, как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.

Леонтьев подчеркивал произвольный характер развития высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта. Он писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопления человеческих знаний и наработанных им способностей мыслительной деятельности: логических, мнемических и др. действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. Им была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведения) и внутренней (составляющей мышление) деятельности существуют отношения. Внутренняя мыслительная деятельность не только является производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены операции, отдельные действия. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимосвязаны. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и, наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.

Деятельностная теория мышления способствует решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их также можно рассматривать, как теории развития мышления), как теории Гальперина, Занкова, Давыдова.

Наши рекомендации