Приложение 1. Глоссарий

1. Аддитивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается завершить имеющие начало предложения, рассказы, истории или сказки.

2. Валидизация — проверка валидности методики.

3. Валидизацияпрагматическая — проверка методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности, поскольку диагностической методикой имеет смысл пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

4. Валидизация теоретическая — это доказательство того, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

5. Валидность «предсказывающая» или прогностическая валидность определяется также по внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания.

6. Валидностьдискриминантная — отсутствие связи с методиками, имеющими другое теоретическое основание.

7. Валидность по одновременности — установление соответствия результатов проверяемой диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности в момент проведения исследования.

8. Валидность по одновременности, или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике.

9. Валидность по своей сути — это комплексная характеристика методики, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

10. Валидность по содержанию, или логическая валидность — степень соответствия содержания заданий диагностической методики измеряемой области психических свойств.

11. Валидностьретроспективная определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом.

12. Выборка стандартизации — это большая репрезентативная выборка того типа, для которой данная методика предназначена и на которой проводится исследования с целью определения среднего уровня выполнения и его относительной вариативности выше и ниже среднего уровня.

13. Диагностические категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их называют еще "латентными переменными". Для количественных категорий часто используют название "диагностические факторы".

14. Диагностические признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

15. Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

16. Диагностическое обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результатом являются сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека.

17. Дифференциальная психометрия — технолого-методическая дисциплина, касающаяся измерений индивидуально-психологических различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения.

18. Дифференциально-диагностические исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или "эмпирических индикаторов"), по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

19. Идеографический подход в психодиагностике — направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

20. Импрессивные методики — это разновидность проективных методик, в которых диагностика основана на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных как наиболее желательных, привлекательных, предпочитаемых.

21. Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

22. Интерпретативные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию.

23. Ипсативная норма — это результатсравнения относительных различий по шкалам внутри результатов, полученных от данного конкретного испытуемого.

24. Катартические методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

25. Компьютерные методики — методики, которые предполагают сбор диагностических результатов в режиме диалога обследуемого человека с компьютером.

26. Конвергентная валидность — установление связи проверяемой методики с родственной методикой.

27. Конститутивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл.

28. Конструктивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

29. Контент-анализ — анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов (в том числе и протоколов проективных методик, диагностических интервью и т.п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), регистрируемых в соответствии с задачами обследования.

30. Малоформализованные методики — методики, не имеющие строго определенных правил использования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). Они в большей степени зависят от профессионального опыта, психологической интуиции самого психодигноста.

31. Метод «расщепления» как способ проверки надежности методики состоит в том, что после проведения исследования методика делится на части, по каждой из них подсчитываются результаты и оценивается корреляция между ними.

32. Метод «тест-ретест» заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследований.

33. Метод семантического дифференциала — один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов.

34. Надежность — это относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при воздействии различного рода внешних и внутренних помех. Основные показатели надежности (по К. М. Гуревичу): коэффициент надежности (характеризует измерительный инструмент), коэффициент стабильности (характеризует стабильность измеряемого свойства, коэффициент константности (оценивает влияние личности экспериментатора).

35. Независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Используется для проведения прагматической валидизации методики, то есть для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости.

36. Номотетический подход в психодиагностике — направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

37. Норма для психодиагноста рассматривается в двух аспектах: а) как оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние»; это оптимальное состояние обеспечивает приспособление человека к социальной и природной среде, а также ее преобразование, обусловленное реализацией социально значимых целей; б) как исходное начало для сравнения данных, получаемых в процессе психодиагностического обследования, то есть система отсчета, в качестве которой могут выступать два критерия — статистическая норма и социокультурный норматив.

38. Объект психодиагностики — психологические особенности человека (навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояний, мотивы, потребности, интересы, черты личности и т.д.).

39. Объективные методики — методики, в которых реализуется объективный подход.

40. Объективный подход —диагностика производится на основе анализа результатов конкретной строго определенной деятельности, иногда процесса выполнения этой деятельности.

41. Опросник — стандартизованная методика, в которой задания представлены в виде вопросов или утверждений с ограниченным набором вариантов ответа и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

42. Предмет психодиагностики — методы распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

43. Принцип благополучия испытуемого заключается в том, что обследуемый человек по результатам диагностики не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения; ему не должен быть нанесен вред.

44. Принцип гражданственности и патриотизма предполагает умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

45. Принцип информирования клиента о целях обследования означает, что испытуемый должен представлять себе общие задачи диагностического обследования.

46. Принцип компетентности предполагает знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

47. Принцип конфиденциальности — обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о которых обследуемый человек должен быть заранее осведомлен.

48. Принцип морально-позитивного эффекта обследования заключается в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемого вероятности проявления негативных особенностей его поведения.

49. Принцип ответственности означает, что психодиагност отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

50. Принцип этической и юридической правомочности заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

51. Проективная гипотеза — один из основных принципов, лежащих в основе любого проективного исследования личности: Личность, понимаемая как относительно устойчивая система динамических процессов, на протяжении жизни человека постоянно и активно действует, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида, которая накладывает отпечаток на каждое его новое действие, каждое эмоциональное проявление, восприятие, чувство, высказывание, двигательные акты (сформулирована Л. Франком).

52. Проективные методики — методики, в которых реализуется проективный подход.

53. Проективный подход — диагностика производится на основе анализа результатов деятельности с внешне нейтральным неопределенным стимульным материалом, который в силу своей слабой структурированности становится объектом проекции.

54. Процентиль — значение признака, ниже которого в выборке стандартизации имеется соответствующий процент испытуемых (с равным или более низким значением).

55. Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выяснения наличия и степени выраженности психологических особенностей обследуемого человека.

56. Психодиагностика — отрасль психологической наука и одновременно важнейшая форма практической деятельности психолога, связанная с разработкой и применением методов распознавания психологических особенностей обследуемого.

57. Психодиагностическая задача — адекватный выбор психодиагностических методик для ответа на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы.

58. Психологический диагноз(греч.— распознание) — ко­нечный результат деятельности психоло­га, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с целью оценки их акту­ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, оп­ределяемых задачей психодиагностичес­кого обследования.

59. Психометрия — область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. К общей психометрии относятся измерения общепсихологического (свойственного всем людям) характера, т. е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций.

60. Психосемантические методики — особая группа методов, направленных на изучение индивидуальных особенностей сознания личности посредством анализа индивидуальных систем значений, функционирующих в обыденном сознании, через призму которых происходит восприятие субъектом себя и окружающих людей.

61. Психофизиологические методики — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

62. Репертуарные решетки — особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений, в котором в процессе диагностирования происходит заполнение матрицы (решетки) субъективными оценками определенной, предложенной психодиагностом группы объектов (элементов).

63. Рестандартизация — экспериментальное исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, проводимое чаще всего вследствие переноса методики в новую социокультурную среду, отличную от той, для которой методика разрабатывалась, или по причине устаревания методики.

64. Рефрактивные методики — это разновидность проективных методик, в которых личностные особенности, скрытые мотивы диагностируются по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации (например, речь, почерк).

65. Социальная желательность — стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.

66. Социокультурный норматив — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

67. Способности — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обусловливающие быстроту и легкость их приобретения.

68. Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, стимульного материала, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

69. Статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее арифметическое значение плюс/минус сигма, или стандартное отклонение. Этот вид норм чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт.

70. Субъективные методики — методики, в которых реализуется субъективный подход, или — это стандартизованные самоотчеты, построенные, чаще всего, по типу закрытых анкет.

71. Субъективный подход — диагностика производится на основе анализа сведений, которые испытуемый сообщает о себе самом.

72. Тест в психодиагностике — это стандартизованные и обычно краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

73. Черта личности —описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека,которая складывается под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. Проще говоря, черта личности — устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению. В самом общем смысле понятие черта личности сближается с универсальным понятием "психическое свойство", но используется для обозначения более глобальных (т.е. проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения.

74. Экспрессивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается какая-либо изобразительная деятельность на свободную или заданную тему.

Наши рекомендации