Социальная психология и право
Отношение людей к использованию социально-психологических знаний в области правовых и других социальных отношений намного более положительное, чем к применению этих же знаний в области политики. Здесь речь идет о том, чтобы, опираясь на соответствующие знания, свести к минимуму преступность. Считается, что социально-психологические знания стали применяться в практике с того времени, когда появилась и достигла определенных успехов юридическая психология.
В настоящее время наметились следующие основные области применения социально-психологических знаний и методов в юридической практике:
1 Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. - М.; СПб., 2007. - С. 346-347.
1) психологическая подготовка будущих юристов в соответствующих учебных заведениях (юридических вузах и на юридических факультетах);
2) психологическое обеспечение судопроизводства;
3) использование психологических знаний в области формирования правосознания людей;
4) применение психологии в местах лишения свободы, например в практике перевоспитания осужденных.
Рассмотрим указанные выше области практического использования социально-психологических знаний более подробно.
1. Психологическая подготовка современных юристов включает в себя краткое изучение общей психологии как базовой научной дисциплины, необходимое для освоения других областей современной психологии, а также обстоятельное изучение курсов социальной и юридической психологии. Иногда в качестве дополнительных-дисциплин на факультативной основе юристам преподаются также медицинская психология и другие, в том числе специальные, области психологии.
2. Психологическое обеспечение судопроизводства включает в себя использование социально-психологических знаний в практике проведения дознания (расследования совершенных преступлений).Этими знаниями прежде всего должны владеть следователи, поскольку им приходится непосредственно иметь дело с людьми, причастными к преступлениям: подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими. К таким людям необходим особый подход, рассчитанный на получение от них объективной и достоверной информации о совершенном преступлении. Здесь практически полезными могут оказаться социально-психологические знания, касающиеся восприятия и понимания людьми друг друга, оказания влияния на людей и другие.
Кроме того, нуждается в социально-психологических знаниях и сама практика организации и проведения суда. Здесь важно обеспечить условия, которые гарантируют установление истины, защиту свидетелей, объективность рассмотрения дела и принятие судом справедливого решения. Известно, к примеру, что на судей может оказать впечатление личность выступающего (прокурора, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей), поэтому важно свести к минимуму всякого рода субъективные влияния на решение, принимаемое судом. Как следователям, так и судьям
важно знать, какое влияние эмоции, установки и предубеждения людей могут оказывать на их суждения, уметь распознавать на практике, когда человек говорит правду, а когда скрывает ее, когда он искренен и когда лукавит.
3. Достаточно широки возможности социальной психологии в делеформирования правосознания людей. Правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Они, в свою очередь, изучаются в социологии и социальной психологии. Социальные психологи исследуют процесс становления и изменения социальных норм, рассматривают социальные нормы, их включение в структуру личности и в регуляцию ее поведения. Знании методы, касающиеся социально-психологических закономерно стей формирования и изменения социальных норм, могут использоваться в практике работы с людьми с девиантным поведением, склонными к правонарушениям, а также с теми, кто уже нарушил соответствующие социальные и правовые нормы. На основе этих знаний может строиться, например, практика правового воспитания детей, формирование правосознания взрослых людей.
4. С вышеуказанной сферой деятельности смыкается и работа психологов, которые непосредственно трудятся в местах лишения свободы, работают как с осужденными, так и с персоналом пенитенциарных учреждений. Здесь могут быть использованы знания и методы, заимствованные из самых разных областей социальной психологии:
психологии личности, психологии малых групп, психологии лидерства, психологии общения, психологии восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, здесь могут быть задействованы многие методы собственно практической психологии, включая приемы индивидуальной и групповой психологической работы с людьми.
Социальная психология и экономика
Экономика также стала областью широкого применения социально-психологических знаний и методов работы. В ней с помощью соответствующих знаний и методов решаются следующие основные вопросы:
• организация эффективного управления;
• психологическое обеспечение принятия оптимальных решений;
• изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского
спроса);
• реклама выпускаемых товаров;
• подготовка управленческих кадров в сфере экономики.
Под организацией эффективного управления предполагается решение с помощью социальной психологии следующих частных вопросов, имеющих отношение к экономике:
1) подбор управленческих кадров;
2) организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей управленцев;
3) подготовка управленческих кадров, руководителей разного уровня к практической работе с людьми.
Важной сферой приложения социально-психологических знаний в экономике является обеспечение эффективной деятельности управленческих и производственных групп и коллективов. Здесь весьма полезными могут оказаться знания из области научных исследований эффективности групповой деятельности, включая определение оптимальной величины, композиции, каналов коммуникаций в группе, установление распределения ролей, стиля руководства и регуляции межличностных отношений. По всем этим и другим вопросам социальная психология эффективной групповой деятельности располагает конкретными рекомендациями, которые могут быть использованы в управленческой практике.
Немало социально-психологических проблем и вопросов возникает в области принятия экономических решений. Данная тема волнует экономистов, начиная с XVIII века, однако социально-психологические знания в этой области стали использоваться только с двадцатого столетия. Еще в первой полорине этого века были предложены основанные на социально-психологических знаниях способы организации групповой работы, рассчитанные на принятие оптимальных решений. Это, прежде всего, техника брейнсторминга и синектика, о которых мы уже говорили выше (см. главу 7). Здесь напрямую применяются знания, касающиеся социальной психологии личности и малых групп. С их учетом осуществляется подбор специалистов в дискуссионные группы и проведение их практической работы. Жизнь показывает, что экономическая отдача от такой работы достаточно большая.
Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров, в частности покупательского спроса, также предполагает использование социально-психологических знаний. Это прежде всего знания, касающиеся мотивации социального поведения людей, так как приобретение тех или иных товаров, пользование теми или иными услугами в обществе выступает как одна из форм социального поведения человека. Здесь также могут оказаться полезными сведения из области общения и восприятия людь-
ми друг друга, а также касающиеся научных исследований психологии масс, включая процессы взаимовлияния людей, такие, например, как заражение, подражание и внушение. Наконец, известно, что по мере роста или психологического развития человека меняются его духовные интересы и материальные запросы. С их учетом должно строиться производство тех или иных товаров, разрабатываться область научных исследований, которые касаются социально-экономического прогнозирования.
Одной из основных сфер использования социально-психологических знаний в современной экономике является реклама. Здесь за последние годы даже выделилась особая прикладная сфера социально-психологических знаний — психология рекламы. Более.чем половина психологических знаний, применяемых в этой области, — именно социально-психологические знания. Они используются при решении следующих связанных с рекламой вопросов:
• изучение особенностей реагирования разных групп людей на коммерческую рекламу;
• выработка рекомендаций рекламодателям и рекламистам по учету этих особенностей в производстве рекламы;
• выбор времени представления и места размещения рекламы;
• использование в рекламе таких средств воздействия на людей, как внушение, подражание и убеждение;
• обсуждение и решение вместе с рекламодателями и рекламистами морально-этических и других вопросов, связанных с рекламой.
Что касается подготовки управленческих кадров в сфере экономики, то здесь социально-психологические знания и методы используются следующим образом.
Во-первых, будущие руководители экономики получают определенные социально-психологические знания еще в то время, когда они обучаются в высших учебных заведениях.
Во-вторых, значительный объем дополнительных психологических знаний они приобретают в процессе повышения своей профессиональной квалификации будучи руководителями.
В-третьих, для управленческих кадров написано немало научно-популярной литературы, позволяющей им повышать уровень психологической подготовки.
В-четвертых, с ними проводится немало социально-психологических тренингов, в ходе которых их обучают правильному восприятию людей, общению с ними и многим другим вещам, предполагающим знание социальной психологии.
Социальная психология и промышленное производство
В последние несколько десятков лет из социальной психологии выделились две области прикладных научных знаний, имеющие отношение к промышленному производству: психология управления и промышленная психологии. В их основе лежат именно социально-психологические знания.
Психология управленияиспользует, например, знания о стилях лидерства. Здесь они интерпретируются как стили управления или стили руководства, и на их основе вырабатываются практические рекомендации, касающиеся совершенствования стилей управления людьми. Кроме того, в психологии управления ставятся и решаются вопросы, касающиеся подбора управленческих кадров по социально-психологических характеристикам людей, организации и проведения их тестирования. Эта область включает в себя также процедуры принятия управленческих решений с учетом рекомендаций психологов.
Если взять чисто практический, прикладной аспект психологии управления, то в нем имеются рекомендации, касающиеся различных моментов работы с управленческими кадрами, начиная с подбора кандидатов на управленческие должности и кончая проверкой профессиональной пригодности уже работающих управленческих кадров, а также повышением их квалификации. Все эти вопросы решаются с ориентацией на социально-психологические знания и методы.
Промышленная психологиякасается использования психологических знаний в организации производства. Здесь возникают и решаются следующие типичные вопросы:
• организация совместного (коллективного) труда людей непосредственно на их рабочих местах;
• оптимизация системы стимулирования работы людей (мотивация их совместной трудовой деятельности с применением социально-психологических методов);
• подбор новых работников в уже действующие или вновь создаваемые трудовые коллективы;
• повышение уровня социально-психологического развития (сплоченности, работоспособности) трудовых коллективов;
• повышение эффективности производственной и иной деятельности трудовых коллективов;
• оптимизация руководства и лидерства в трудовых коллективах;
• налаживание межгрупповых отношений и межгруппового взаимодействия первичных трудовых коллективов и промышленных организаций.
Социальная психология, армия и спорт
Современная армия и профессиональный спорт не только опираются на социально-психологические знания, но давно уже располагают собственными и достаточно разветвленными психологическими службами. Их основной задачей является решение социально-психологических проблем, которые возникают в этих современных сферах деятельности людей. В частности, таких как:
1) социально-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах;
2) социально-психологическая подготовка командиров к их работес подчиненными;
3) предупреждение и разрешение конфликтов, которые могут возникнуть в армейском коллективе;
4) индивидуальное психологическое консультирование и решение проблем личного характера, возникающих у военнослужащих.
Помощь психолога в обеспечении подготовки молодых людей к службе в вооруженных силах касается прежде всего социально-психологической адаптации новобранцев к строгим условиям армейской жизни, которые отличаются от жизни гражданской. Это и строгая армейская дисциплина, и специфический режим жизни, и длительная изоляция от гражданского общества, долгое нахождение на территории соответствующей воинской части, полное самообслуживание и многое другое. Во всех этих и других вопросах службы в армии есть немало собственно социально-психологических аспектов, поскольку военнослужащим срочной службы постоянно необходимо находиться в армейском коллективе и взаимодействовать с его участниками, командирами и сослуживцами.
Психологическая подготовка самих командиров к работе с подчиненными также необходима. Она включает в себя решение немалого количества социально-психологических вопросов. Это, в частности, выбор оптимального стиля руководства армейским коллективом. Хотя в армии по уставу официально принят авторитарный стиль управления, однако он не только допускает демократические отношения командиров с подчиненными, но и предполагает наличие таких взаимоотношений, поскольку только авторитарными методами руководства немногого можно добиться даже в условиях армии. Кроме того, в армейских
коллективах между людьми нередко возникают весьма напряженные отношения, и, для того чтобы их разрешить, командир должен знать психологию межличностных конфликтов.
В воинских подразделениях могут возникать и проблемы личного характера. К армейскому психологу за консультацией по вопросам, касающимся личных проблем, могут обратиться и военнослужащие, состоящие в штатах воинского подразделения, и военнослужащие срочного призыва. Этих проблем у них, как показывает практика, довольно много. Они могут касаться и адаптации к условиям воинской службы, и взаимоотношений в первичных воинских подразделениях, и сугубо личного — того, что осталось после «гражданки» или возникло во время воинской службы. Эти проблемы не принято выносить на публичное обсуждение, и они в армии решаются конфиденциально с помощью консультаций со стороны армейских психологов.
Немало проблем и вопросов социально-психологического характера возникает и в области спорта. Основные из них следующие:
1) психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства;
2) обеспечение оптимальной психологической готовности спортсменов к соревнованиям, в частности их психологической устойчивости;
3) сплочение спортивной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников;
4) предупреждение и снятие межличностных конфликтов между всеми участниками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководителями спорта.
Все эти задачи решаются с помощью социально-психологических знаний и при участии спортивных психологов. Например, во время тренировок в одном и том же спортивном зале может находиться немалое количество спортсменов, особенно если речь идет не об индивидуальных, а об игровых видах спорта. Между ними как командами или личностями складываются определенные отношения. Если эти отношения благоприятные, то это способствует проведению тренировочных занятий, а если неблагоприятные, то может создавать серьезные препятствия для тренировок. Общая психологическая атмосфера, царящая в спортивном зале во время тренировок, безусловно, сказывается на их качестве и результатах. Поэтому и сам тренер, и его помощник — социальный психолог — должны владеть соответствующими социально-психологическими знаниями и приемами, позволяющими им создавать во время тренировок благоприятный социально-психологический климат.
Иногда в сложных видах спорта, таких, например, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки в воду и ряде других, спортсменам приходится разучивать новые и опасные для их жизни упражнения. В этом время им особенно необходима психологическая поддержка со стороны тех, кто в данный момент времени находится в спортивном зале. Здесь также есть широкое поле для практического использования разнообразных социально-психологических знаний.
Тем, кто занимается спортом, особенно профессиональным, хорошо известна проблема психологической готовности и психологической устойчивости спортсменов во время соревнований. Из-за этого многие известные и талантливые спортсмены не могут добиться высоких результатов. Общепризнанно, что хорошую психологическую готовность и психологическую устойчивость спортсменов можно обеспечивать во время тренировок и с помощью соответствующих социально-психологических методов укреплять во время соревнований, например, при помощи коллективной поддержки того или иного спортсмена или за счет создания на тренировках обстановки, приближенной к условиям соревнований.
Чрезвычайно важную роль в командных игровых видах спорта играют взаимоотношения и взаимопонимание, сложившиеся в команде. Достаточно в команде возникнуть конфликту всего лишь между двумя игроками, и вся команда может не справиться с поставленной перед ней задачей. Поэтому здесь возникает немало вопросов социально-психологического характера, связанных со сплочением спортивной команды, с ее превращением в высокоразвитый спортивный коллектив.
Многие, кто интересуется спортом, хорошо знают, что в этом виде деятельности между людьми нередко возникают острые конфликты. Они объясняются не только тем, что данная сфера деятельности высококонкурентная по своей природе и, следовательно, потенциально конфликтная, но также и тем, что здесь (особенно в спорте высших достижений) на кон поставлены значительные материальные интересы, и люди трудятся на пределе своих физических и психологических возможностей. Конфликты, которые возникают в спорте, мешают его участникам добиваться высоких результатов. Здесь профессиональная работа психологов должна быть направлена на предупреждение и эффективное разрешение межличностных конфликтов.
Социальная психология и медицина
Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому
в возникшей в те годы клинической психологии главным образом применялись общепсихологические знания и методы.
В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Примерно в тридцатые — сороковые годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популярным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами активного обучения), собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.
Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Ле-вином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончанию Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.
К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп:
1) группы социально-психологического тренинга (Т-группы);
2) группы тренинга сенситивности (группы встреч);
3) группы психодрамы;
4) гештальтгруппы;
5) группы телесной терапии;
6) группы игровой психотерапии;
7) группы терапии искусством.
Круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим:
• неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;
• отсутствие взаимопонимания;
• неуверенность в себе;
• повышенный уровень тревожности;
• низкая самооценка;
• конфликты с людьми;
• неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.
Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличностным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения.
Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслучаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасар-ского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множество методов психологического воздействия, первоначально предназначенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как:
• ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе);
• группы встреч.
Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые решаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом.
1. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха>> и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.
2. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечивают оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность. /