Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Широта мышления — это способность охватить весь воп­рос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении про­никать в сущность сложных вопросов. Качеством, противопо­ложным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит глав­ного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выра­жается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не про­думав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторо­ну, спешит дать решение, высказывает недостаточно проду­манные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фунда­ментальный базис интеллектуальных различий между людь­ми» (Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оцени­вать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность ис­пользования человеком наглядно-действенного, наглядно-об­разного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить следующие индивидуальные стили мыш­ления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, что­бы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать не­сходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широ­кую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить раз­ные подходы, «снять» противоречия, примирить противополож­ные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заост­рить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят переме­ны часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склон­ности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществле­ния детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сгла­живать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосред­ственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограничен­ный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-ни­будь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Праг­матиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происхо­дят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Се­годня сделаем так, а там посмотрим...». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно опре­деляют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятель­ства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систе­матическое и всестороннее рассмотрение вопроса или пробле­мы в тех аспектах, которые задаются объективными критерия­ми, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцен­том на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стара­ются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны восприни­мать мир логичным, рациональным, упорядоченным и пред­сказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или сис­тему, способную дать решение той или иной проблемы и под­дающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что мож­но непосредственно почувствовать, лично увидеть или услы­шать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характе­ризуется конкретностью и установкой на исправление, коррек­цию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто испра­вить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, спосо­бы поведения, личностные особенности человека.

ВОПРОС 34

Структура интеллекта

В настоящее время существует, как минимум, три трактов­ки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспо­сабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обу­чаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интел­лект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода интеллект — это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека опреде­ляет его интеллект. «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справ­ляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. ин­теллект рассматривается как способность человека адаптиро­ваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные кон­цепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) выделил генеральный фактор интел­лекта (фактор С) и фактор 5, служащий показателем специфи­ческих способностей. С точки зрения Спирмена, каждый чело­век характеризуется определенным уровнем общего интеллек­та, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окру­жающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющие­ся в решении конкретных задач.

Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллек­туальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Ра-вена), тесты интеллекта Кэттела.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал пер­вичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность, т. е. способность опериро­вать числами и выполнять арифметические действия; 2) вер­бальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой чело­век может объясняться, используя наиболее подходящие сло­ва; 3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать уст­ную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и фор­мы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предме­тами и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (оно может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

Качества мышления и индивидуальные стили мышления - student2.ru

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рож­дения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «крис­таллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жиз­ненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется имен­но при решении задач адаптации к окружающей среде и требу­ет развития одних способностей за счет других, а также приоб­ретения конкретных навыков. Таким образом, «кристалличес­кий интеллект» определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенци­ального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического, или связанного интеллекта», так как потен­циальный интеллект определяет первичное накопление знаний С точки зрения Кэттела, потенциальный, или свободный ин­теллект не зависим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга.

Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А — это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для раз­вития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оце­нить можно только этот «результирующий» интеллект, на­блюдая, как совершает умственные операции человек. Поэто­му мы никогда не сможем узнать, что представлял собой ин­теллект А.

В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается гене­ральный фактор по Спирмену, на следующем уровне находят­ся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: тех­ническое мышление, арифметическая способность, и т. д., и наконец, внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект — его природные пси­хофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенных на близнецах, показывают, что, напротив, пре­имущественно наследственно обусловлены оценки по вербаль­ным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения не­вербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта, человека (при повторном тестировании успешность решения не­вербальных тестов повышается более значимо, чем успешность решения вербальных — эффект обучения сильнее).

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: ге­нетические факторы наследственности, хромосомные анома­лии (болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственно­го развития ребенка, вызывается: а) наличием лишней третьей хромосомы из 21-й пары хромосом, б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными забо­леваниями матери во время беременности (недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ре­бенка, или если мать в начале беременности заболевает крас­нухой, это приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка. Злоупотребление в пер­вые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, употребление алкоголя и курение может привести к значительной задержке умственно­го развития ребенка).

Существует тесная связь между интеллектуальным разви­тием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше обще­ния со взрослыми, тем медленнее интеллектуальное развитие происходит). Влияет и социальное положение семьи: обеспе­ченные семьи имеют более широкие возможности для созда­ния благоприятных условий развития ребенка, его способнос­тей, его обучения и в конечном счете для повышения интел­лектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка.

ВОПРОС 35

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначае­мый 10, который позволяет соотнести уровень интеллектуаль­ных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст — 8 лет, а умственные спо­собности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллекту­альности (10). Среднее значение 10 соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие — к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека 10 находится между 84—100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основ­ная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллек­том 10 от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше сред­него) интеллектуальными способностями (10 от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или при­обретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недораз­витость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Оли­гофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, фило­генетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинк тов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абст­рактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлечен­ным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможно­сти снижены, ассоциативно-логическая память остается мало­развитой.

Этиология (причина) олигофрении во многом остается не­ясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагности­ческого показателя умственной отсталости и используется ко­эффициент интеллектуальности. По международным стандар­там (они сейчас носят «щадящий» характер) при 10 < 50—70 имеет место легкая умственная отсталость, при 10 <50 — сред­ней тяжести; при 1*3 < 35 — резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия — идиотия, характеризу­ется 10 = 20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень назы­вается имбецильностью (10 = 20—50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, лю­бят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

Дебнльносгью называют легкую степень слабоумия (10 < 75 %), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в аб­страктном мышлении. Дебилами все понимается буквально, пе­реносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, стра­дающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретны­ми знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследо­вания (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено, вслед за США, где дебилизм яв­ляется национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способ­ностей к абстрактному мышлению.

ВОПРОС 36

Наши рекомендации