Образ «вишневого сада» в пьесе

Поколение Конкретно-реальное значение Символическое значение
Дворянство (прошлое России): Раневская, Гаев Реальные воспоминания о детстве, о счастливых безоблачных днях молодости, ощущение горечи утраты сада как конкретного воплощения этих воспоминаний (Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни..»;Раневская: «Дача и дачники – это так пошло»; Гаев: «Сад продадут за долги») Воплощение прекрасного прошлого России, утраченного безвозвратно (Раневская: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро.»; Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»)
Купечество (настоящее России): Лопахин Реальные представления о том, что нужно предпринять, чтобы вишневый сад приносил доход (Лопахин: «Вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду»; «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»). Воплощение идей, способствующих обновлению и преображению современной России (Лопахин: «И тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным»).
Демократическое будущее России: Аня, Петя Трофимов Реальный образ, ассоциирующийся с домом, но не вызывающий ощущения соприкосновения со святыней, что обуславливает возможность расширения смысловых границ образа сада (Аня: «Я дома! Завтра встану, побегу в сад»; Аня: «Я уже не люблю вишневого сада, как прежде») Воплощение прекрасного будущего России (Петя Трофимов: «Вся Россия наш сад»; Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»)

Тест

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

Лопахин.Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги. Но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход

есть… Вот мой проект. Прошу внимания1 Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев.Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна.Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин.Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину. И если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно. У вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только,

конечно, нужно поубрать, почистить…например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад…

Любовь Андреевна.Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.

Лопахин.Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Гаев.И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.

Лопахин (взглянув на часы).Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и всё имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

(А.П. Чехов «Вишнёвый сад»)

В1. Укажите жанр пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

В2. Текст фрагмента представляет собой чередование высказываний разных лиц. Как

называется такой вид речевого общения в драматургическом произведении?

В3. Кто из героев, принимающих участие в данной сцене, посвятит пышный монолог

шкафу?

В4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Любовь Андреевна 1) переезжает жить в город  
Б) Лопахин 2) остаётся запертым в доме  
В) Гаев 3) уезжает за границу  
  4) становится владельцем имения  

В5. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

В6.Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?

В7.В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющеё финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущеё сюжет к развязке.

C1. Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?

C2. В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

Максим Горький

«На дне»

Смысл названия

• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне».
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
• Размышление о правде и спор о предназначении человека.

Жанрово-содержательные особенности пьесы –

Наши рекомендации