Диагностический класс и его роль в решении проблемы интеграции
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КЛАССА
Диагностический класс - что первый год обучения. В течение первого года обучения исследуются потенциальные возможности ребенка, его отношение к учебно-познавательной деятельности, развитие личности, интеллектуальных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, уровень речевого развития, состояние слуха).
Обучение осуществляется согласно учебному плану на базе вариативных программ, которые позволяют определить в дельнейшем образовательный маршрут ученика. Образовательный маршрут ученика составляется учителем класса совместно с психологом, учителем-дефектологом и психолого-медико-педагогической комиссией. Он утверждается на педсовете школы и носит рекомендательный характер. Решающим является желание родителей.
Наполняемость диагностического класса 6-8 человек. Рабочий день ученика 4-5 уроков по 30 минут каждый ежедневно с 10 минутными перерывами между уроками и 30-минутным перерывом после 2-го урока.
В классе работает сурдопедагог, учитель по проблемам коррекции слуха и устной речи, а также психолог.
Основными задачами диагностического класса являются:
- комплексное психолого-медико-педагогическое обследование учащихся в процессе обучения в диагностическом классе;
- проведение систематического контроля знаний в течение первого учебного года;
- организация педагогического воздействия на учащихся класса в связи
с результатами психолого-медико-педагогического обследования;
- создание индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся диагностического класса и определение дальнейшего пути обучения и продвижения в развитии каждого ученика;
- подготовка вариативных программ обучения в диагностическом классе и их апробация;
- подбор индивидуальных технологий обучения в диагностическом классе, направленных на реализацию потенциальных возможностей учащихся;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся.
Особенностью работы в диагностическом классе является включение психологических тренингов по развитию психических функций (памяти, внимания, воображения и т.д.). Эту работу с учащимися осуществляет школьный психолог.
Следующей особенностью диагностического класса является организация индивидуального образовательного маршрута по результатам контроля знаний, наблюдений за работой учащихся в течение года, обсуждения этих результатов на педсовете школы.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса имеет три задачи:
- диагностика психических особенностей слабослышащих школьников и разработка психолого-педагогических рекомендаций для учителей, воспитателей и администрации школы;
- коррекция проявлений социально-психологической дезадаптации школьников и психологический тренинг; определение индивидуального образовательного маршрута для дальнейшего обучения.
Диагностика предназначена для комплексного изучения интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей школьников. Психологическое обследование позволяет определить форму дезадаптации, степень ее выраженности и причины, лежащие в основе.
Для психологического обследования слабослышащих школьников младших классов применяется пакет психодиагностических методик включающий:
- изучение невербального и вербального интеллекта, обучаемости;
- изучение объема оперативной, долговременной, механической и ассоциативной памяти;
- изучение объема внимания, его устойчивости, концентрации, перекпючаемости;
- изучение умственной работоспособности, утомляемости;
- изучение эмоциональных особенностей ребенка.
Широко используются развивающие игры на компьютере, которые у детей вызывают большой интерес, создают положительный настрой ребенка при обследовании и снижают развитие утомления.
По результатам психологического обследования психолог разрабатывает индивидуальные психологические характеристики. Материалы обследования используются педагогами в учебно-воспитательном процессе, позволяют планировать коррекционную и тренинговую работу со школьниками и консультации родителей. На основе полученных данных администрация школы может проводить педагогические советы и методические объединения.
Коррекционная и тренинговая деятельность психолога строится на основе индивидуально-психологических качествах ребенка, выявленных в процессе обследования.
Коррекционная методика состоит из двух вариантов деятельности: I
а) с направленностью на все психические функции,
б) с избирательной направленностью на нарушенные функции.
Так, при отставании в учебе возможны нейродинамические нарушения, снижение мнестических функций, интеллектуальные затруднения.
Завершаются коррекционные занятия сравнительным психодиагностическим обследованием.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группах по 5 детей. Чтобы охватить всех учащихся, нуждающихся в коррекционных и тренинговых занятиях, предлагается следующий порядок их проведения. Занятия с ребенком психолог проводит в присутствии родителей, которые обучаются коррекционной методике. Такие занятия возможны в присутствии воспитателей и учителей.
Психологом специальной школы применяются коррекционные и тренинговые методики для различных форм социально-психологической дезадаптации слабослышащих школьников.
Успешность применения психодиагностических и коррекционных методов зависит от следующих факторов:
- методического обеспечения, используемые методики должны отвечать требованиям валидности и надежности, иметь нормативы, учитывающие специфику обследуемого контингента;
- информационного обеспечения, эффективность практической деятельности психолога во многом зависит от того, как налажено его взаимодействие с администрацией школы, преподавателями, воспитателями и родителями. Конечный результат работы зачастую определяется не столько его личными усилиями и квалификацией, сколько тем, как будут выполняться его рекомендации;
- коррекционно-развивающего характера обучения и воспитания в учебно-воспитательном процессе и в ходе дополнительного образования.
Таким образом, результатом обучения ребенка в диагностическом классе является определение состояния его физического и психического развития, уровня обучаемости, потенциальных способностей к обучению, на основе чего создается индивидуальный образовательный маршрут.
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ КЛАССЕ
Согласно экспериментальному стандарту специального образования Санкт-Петербурга в школе для слабослышащих детей предусмотрено 3 варианта обучения:
I вариант направлен на получение базового образования, рассчитан на 10-летний срок обучения, включает II ступени обучения, т.е. соответствует 9-летнему сроку обучения в общеобразовательной школе;
II вариант направлен на обучение детей, имеющих комплексный дефект (снижение слуха и трудности в обучении в связи с задержанным психическим развитием) рассчитан на 11 -летний срок обучения, соответствующем 2 ступени обучения, т.е. также получения 9-летнего образования по меркам общеобразовательной школы.
III вариант предназначен для обучения детей с комплексным дефектом (нарушение слуха и интеллекта), рассчитан на 10-летний срок обучения. Эти дети могут не достигнуть II ступени обучения. Их развитие может ограничиться I ступенью обучения.
Для реализации названных вариантов обучения создан экспериментальный учебный план (табл. 1). I вариант обучения основывается на традиционной программе, во II вариант внесены существенные изменения по снижению трудностей в содержании и объеме материала, предназначенного для усвоения, III вариант еще более упрощен.
Таблица 1
Экспериментальный учебный план I (диагностического) класса