Понятие о норме теста и выборке стандартизации

Пон. О норме теста. Станд-ция ПД-х методов осн-на на аксиоме норм-сти распред-ия псих-х хар-к, т.е. на предполож-ии о том, что инд-ые показ-ли по тесту, получ.на статистич.выб-ке, рапсред-ся по норм-му з-ну Гаусса (3-х сигм). Норм-ое распред-ие в гр-ке имеет вид симметр.колокообр.кривой. осью сим-рии этой кривой явл. вертикаль, провед-ая ч\з т. М. На оси Х отклад-ся первичные показ-ли по тесту - «сырые баллы», на оси У – частоты встреч-сти этих «сырых баллов» (суммир-ые показ-ли по тесту). По Гауссу норм-ое рапред-ие описано 2 параметрами: 1. генер-м средним ню – мера положения. 2. станд-ое отклон-ие сигма – мера рассеяния, средне-квадратическое отклонение.

Мат-ое ожид-ие связано с площадью криволин-ой трапеции, располаг-ся ниже кривой норм-го рапред-ия до оси Х. 68% площади криволин-ой трапеции лежит в пределах отсек-х перпендикулярами, провед-х ч\з 2 точки на оси Х, нах-ся на удалении 1 сигмы левее и правее ген-го ср-го каждой. С т.зр. ПД, в пределах 1 сигмы левее и 1 сигмы правее ген-ой ср-ей М на оси Х, раполаг-ся «сырые баллы» 68% исп-х из статист-ой выб-ки – норма теста - нтервал М+- сигма. Любое попад-ие «сырого балла» за эти пределы, счит-ся отклон-м от нормы. Чем дальше от этого инт-ла, тем больше отклон-ие. Т.о. диагн-ие показ-ли опис-ся в ед-цах отклон.от генер.средней. Шкалу, образ-ся с пом. сигм, на кот. легко показать любой инд.первичный балл, наз-т норм-ой шкалой, кот. чаще польз-ся в научных иссслед-х. В практич. ПД, исп-ся станд-ые шкалы.

Пон-ие о выб-ке станд-ции. Первичные рез-ты ост-ся бессмысл-ми без их сопост-ия с ген-м ср-м М и со станд-м отклон-м сигма. Эти величины – М и сигма – д\б опрел-ны на множ-ве рез-в, получ-х при тестир-ии, кот. в своей совок-сти сост-т выборку станд-ции – это выборочная совок-сть исп-х, отобр-ая с помощью спец-х методов из ген-ой совок-сти (популяции) на кот. планир-ся примен-ие тестов. Выборка станд-ции сост-ся по опред-м правилам для обеспеч-ия одного из критериев кач-ва тестов – репрезентетивности – это соотв-вие тест-х норм выб-ки станд-ции псих-м хар-кам популяции, на кот. будет применён тест. Поэтому любому проф-му тесту всегда предш-т опис-ие выб-ки станд-ции. Это соотв-вие достиг-ся вып-м 4 усл.: 1. каждый член ген-ой совок-сти, популяции д\иметь равную вероятность попадения в выб-ку станд-ции. 2. во избежание напр-го отбора людей, выбор их произв-ся вне завис-сти от изуч-го св-ва. 3. отбор произв-ся по возм-сти из однор-х совок-стей: один и тот же возраст, пол, соц.среда, и чем однородней совок-сть, тем лучше выб-ка станд-ции. 4. число людей в выб-ке станд-ции д\б относит-но большим. Т.к выб-ка станд-ции созд-ся на основе обеспеч-ия репрезант-сти, её часто наз-т репрезант-ой выб-кой.

13 валидность. Правила

В – критерий кач-ва теста, указ-щий на то, что тест изм-т и не сколько хорошо он делает. Синонимы В: достоверность, обоснованность, адекватность. Чем выше В теста, тем лучше отраж-ся в нём то кач-во, ради кот-го он созд-ся. Правила обеспечения вал-сти тестов: 1. обеспечение вал-сти содержательно-теоретического типа: внутр. (для тестов с относит-но простым сод-м) и оценочной ( для тестов со сложным сод-м). 2. на основании данных о психич-м сод-ии теста, выясн-ся его соотв-вие тем или иным практич-м целям – тек-щая или прогностич. В). 3 приним-ся меры для придания тесту внешней вал-сти.

Типы В: 1. первичная (непосредственная). 1) внешняя В – её наличие озн-т, что впеч-ие, кот. созд-ся у неспец-стов при знак-ве со стим-м мат-лом и внешней стороной тестир-ия, соотв-т объявл-му содерж.теста. В некот-х случ-х, (при тестир-ии умств-х спос.) внешняя В соот-т этому сод-ию, в др-х случ-х – она помогает маскир-ке подлинного содержания теста, т.е. исп-й д\поверить в др., мнимое сод-ие, нах-ся в инстр-ци, чем предупрежд.возн-ие устан-ки на выдачу фальсифиц-й, соц.-нормат-ой инф-ции., ответов. 2) внутр. В – здесь валидизация произв-ся на основе прим-ия внутр-х крит-в, сост-х сод-ие психич-х св-в. в их кач-ве выст-т признаки, указ-ые в опред-ии спихич-го св-ва. Наличие этих признаков указ-ся ч\з ан-з всех осн-х комп-в теста, но при этом сложные мат-ко-статист.процедуры не исп-ся, а разраб-к теста огранич.-ся набл-м за повед-м исп-х, их интервьюир-м, оц-ми экспертов, вып-х данный тест. 2. производная В хар-ся сопоставл-м тест-х мет-к с внешими крит-ми. 1) оценочная вал-сть – осн-на на вып-ии коэф-та кор.м\у оц-ми по тестам и показ-ми оцен-х суждений эксперта, в кач-ве кот-х выст-т лица, им-щие дост-но тесное и длит-ое общение с исп-м. 2) конструктная В – здесь речь идёт о теоретич-м конструкте, ч\з кот. рез-ты теста м\б пров-ны на В. значение констр. В закл-ся в теоретич-м объясн-ии того, что изм-т данный тест. Конвергентная (сход-ся) и дискриминантная (раздел-ся) В связаны с конструктной В. наиболее оптим-ой при созд-ии нового теста явл-ся та, при кот. для измер-ия заданного св-ва уже им-ся тест с изв-ой В. Тогда разраб-к ищет кор-цию м\у баллами 2-х тестир-ий. Если кор-ция оказ-ся выс., то гов-т, что новый тест облад-т конверг-ой В по отнош.к старому или что тесты конверг-т др. с др. От крит.конверг-сти неотделима пров-ка теста по признаку дискрим-й В. Если созд-ый псих-й конструкт адекватно отраж-т психич. реальность, то кор-ция м\у конверг-ми тестами д\б выше, чем кор-ция м\у каждым из этих св-в. 3) практическая В – рассм-ся в двух планах: прогностич. и текущей. Хар-т тест с т.зр. его ценности относ-но достиж.опред-ой практич.цели. Колич-но, эти виды В опред-ся ч\з вычисление коэф.кор-ции м\у оц-ми предст-лей выб-ки ст-ции с одной стороны и показ-ми их уч.или проф-ой деят-сти, принм-х в кач-ве внешнего критерия, с др.стор. Прогностич. В – степень соотв-вия теста задаче прогнозир-ия успешности с кот-й исп-й будет вып-ть деят-сть в буд-м. Тек-щая В – примен-ся при решении классиф-ции сип-х на отд-ые группы или устан-ия диагноза, диагн-ки им-ся у чел-ка проблем. Тест, облад-щий прогностич. В отв-т на вопрос: какова вер-сть того, что индивид Х приобр-т со временем св-во У. Наличие тек-щей В позв-т отв-ть на вопрос: какова вер-сть того, что индвид Х не облад-т св-вом У на тек-щий момент. Разл-ые типы и виды В явл-ся по отн.к др. др. не альтерн-м, а взаимодополн-ми. Эффект.тестовая мет-ка м\б создана только на основе комплексного подхода.

14Достоверность, как критерий кач-ва измерений и случаи непреднамер-х

Дост-сть – это критерий кач-ва теста, обеспеч.защиту его рез-в от непреднамер-х мотив-х искажений или созн-х фальсификаций. Непреднамер-ые искажения: 1. сит.кл-нта – чел-к обращ-ся за псих-й помощью или раб-т с тестом для самопознания. При консульт-ой сит.исп-й добров-но уч-т в тестир-ии и сам заинтересован в получ-х рез-х и рекомед-х по рез-м обслед-ия. Искажения здесь могут возн-ть, если какие-либо измен-ия в обстан-ке тестир-ия насторожили кл., тогад возн-т сит.экспертизы. поэтому в проф-х рук-вах по исп-ю теста настоятельно советуют собл-ть станд-ые условия его проведения. 2. феномен кривого зеркала – следствие проявления поло-возр-х особ. Напр., мальчики подростки, отвечая на вопросы теста, стрем-ся показать себя взр-м и независ-м, увер-м в себе. 3. мотивация самопознания – если у чел-ка домин-т стремление к самопозн.и сооверш-ию себя, то он имеет опрд-ые гип-зы о своей личности и с помощью теста такой исп-й будет невольно стар-ся подтвердить свои гип-зы. 4. феномен неадекв-ой самокритичности – заниж.или завыш-ая самооценка. . Исп., неадекватно оцен-щий себя и свой поведение, может ошиб-ся в выборе «прав-го» достов-го ответа. Поэтому в тестах часто встреч.встроенные шкалы с пом.кот-х м\опр-тьсамооц-ку и самокрит.

Наши рекомендации