Речевые патологии как способ объяснения речевых процессов
Понятие и виды речевых патологий.
<Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности. К речевой патологии относятся:
1) нарушения процессов, обусловленных действием высших психических функций (при психопатиях и акцентуациях);
2) речевые нарушения, вызванные локальными поражениями мозга (моторная и сенсорная афазия);
3) речевые нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем (например, речь слепых, глухих и глухонемых);
4) нарушения, связанные с умственной отсталостью;
5) нарушения речи, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия).> (В.П.Белянин 2003: 286)
Афазия. Виды афазий.
<Изложенное выше представление о характере физиологической обусловленности речевой деятельности нашло свое отражение в современных исследованиях локальных поражений мозга, прежде всего так называемых афазий (под этим термином объединяются различные речевые расстройства, возникающие при ранениях, опухолях и других органических нарушениях отдельных участков коры больших полушарий мозга). Ведущими в этой области являются работы советского психолога А. Р. Лурия и его школы, на которые мы в дальнейшем и опираемся при характеристике основных видов афазий.> (Б.А. Серебренников)
<Динамическая афазия связана с нарушением способности говорить фразами, хотя у больного нет трудности ни в повторении, ни в назывании, ни в понимании речи. Можно выделить две формы динамической афазии; при одной из них нарушено программирование высказывания, при другой – механизмы его грамматико-синтаксической организации.> (Б.А. Серебренников)
<Эфферентная моторная афазия тоже характеризуется распадом грамматической структуры высказывания при сохранности отдельных слов, но, кроме того, и распадом его моторной схемы: сохраняя умение произносить отдельные звуки, больные не могут соединить их в последовательность. Таким образом, здесь нарушен вообще принцип сукцессивности (последовательности) в речеобразовании.> (Б.А. Серебренников)
<Перечисленные выше виды афазии возникают при поражении передних отделов коры головного мозга, а все остальные – задних, «отвечающих» за процессы «симультанного синтеза», объединения возбуждений в одновременные группы.> (Б.А. Серебренников)
<Афферентная моторная афазия – это нарушение членораздельности речевых произношений. Больной не может «найти» нужный ему определённый звук и всё время «соскальзывает» на близкие артикуляции. Здесь нарушено звено выбора звуков.> (Б.А. Серебренников)
<Семантическая афазия проявляется в трудностях нахождения слов и в нарушении понимания семантических (логико-грамматических) отношений между словами. Например, больной понимает слова отец и брат, но не может понять, что значит брат отца. По А. Р. Лурия, в этом случае мы имеем дело с нарушением семантической системности слова, т. е. выбора слова по значению.> (Б.А. Серебренников)
<Акустико-мнестическая афазия сходна по своим проявлениям с семантической, однако в этом случае нарушение касается выбора слов на основе звуковых признаков.> (Б.А. Серебренников)
<Сенсорная афазия, прежде всего, сказывается в восприятии речи, выражаясь в первую очередь в распаде фонетического слуха, т. е. нарушении взаимосвязи между звуковым составом и значением слова. По-видимому, при этой форме афазии нарушен звуковой анализ слова.> (Б.А. Серебренников)
Дефекты речи. Голосовые и темпо-ритмические дефекты.
<К расстройствам речи относят также дефектыречи (от лат. defectus – отпадение, убывание, недостаток). Часть из них связана с голосообразованием.> (В.П. Белянин «Психолингвистика» стр. 183)
<Алалия (от греч. а – отрицательная частица и lalia – говорю) – нейропсихологический симптом, который характеризуется отсутствием или недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Вызвана повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в ранний (доречевой) период жизни.> (В.П.Белянин 2003: 183)
<Дисфония, или афония (от греч. а – отрицательная частица и phone – звук) – отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. При дисфонии отсутствует звучный голос, но сохраняется шёпотная речь. Дисфония возникает в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах).> (В.П.Белянин 2003: 183)
<Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпо-ритмической организации высказываний.> (В.П.Белянин 2003: 184)
<Заикание (или логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации устной речи. Речь заикающегося человека становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникает судорогоподобное напряжение мышц лица и речевого аппарата. Это, естественно, приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание проявляется в двух формах – заикание развития и реактивное заикание.> (В.П.Белянин 2003: 184)
<К изменениям несудорожного характера относятся брадилалия и тахилалия. Брадилалия – патологическое замедление темпа речи, проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Тахилалия – патологическое ускорение темпа речи, проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.> (В.П.Белянин 2003: 184)
<К нарушениям звукопроизносительной организации относятся дизартрия – расстройство артикуляции, нечленораздельная речь и дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звуков [р] и \р'\. Несколько реже затруднено произнесение звуков [с], [з], [ц] (свистящих), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящих).> (В.П.Белянин 2003: 184)