Глава З. Влияние психоанализа на развитие медицины
Несмотря на отдельные успехи, такие, как объяснение и лечение прогрессивного паралича и микседемы традиционными методами медицины, основная часть психиатрических состояний, шизофренические психозы и психоневрозы, упорно противилась всем попыткам привести их в рамки принятой схемы. Большинство расстройств личности, а также более легкие эмоциональные нарушения стали считаться «функциональными» заболеваниями в противоположность прогрессивному параличу или старческому слабоумию, получивших название «органических» заболеваний ввиду очевидных структурных изменений в мозговой ткани. Такое терминологическое разграничение не устранило, однако, приводящего в замешательство факта, что дезинтеграция психических функций при шизофрении сопротивлялась фармакологическим и хирургическим методам лечения и в то же время не поддавалась какому-либо объяснению традиционным способом. Тем не менее, прогресс в применении лабораторных методов в других областях медицины оказался столь многообещающим, что надежда достичь полного понимания всех психиатрических заболеваний на анатомической, физиологической и биохимической основе все же не исчезала.
Во всех медицинских исследовательских центрах в последнее десятилетие прошлого века с неослабевающей интенсивностью продолжали предприниматься гистологические, бактериологические и биохимические попытки решить проблему шизофрении и других функциональных расстройств психики, когда Зигмунд Фрейд ввел абсолютно новый метод исследования и терапии.
Зарождение психоанализа принято приписывать французской школе, гипнотическим исследованиям Шарко, Бернгейма и Льебо. В автобиографических работах Фрейд прослеживает становление своих идей, которые стали складываться у него после научной стажировки в клинике Сальпетриер у Шарко и позднее в Нанси у Бернгейма и Льебо. С точки зрения биографий это, несомненно, верная картина. С точки зрения истории научной мысли возникновение психодинамического подхода к психическим болезням должно быть приписано самому Фрейду.
Подобно тому, как Галилей первым применил научное мышление к феноменам движения Земли, Фрейд первым применил научное мышление к исследованию человеческой личности. Изучение личности, или психология мотивации, как наука начинается с Фрейда. Он первым последовательно принял постулат о строгом детерминизме психологических процессов и установил фундаментальный динамический принцип психологической причинности. После открытия того, что огромная часть человеческого поведения определяется бессознательными мотивациями, и разработки техники, благодаря которой бессознательные мотивации можно было делать осознаваемыми, Фрейд сумел впервые показать развитие психопатологических процессов. Новый подход позволил понять необычные феномены психических и невротических симптомов, а также внешне бессмысленные сновидения как осмысленные продукты психики. С течением времени первоначальные взгляды Фрейда отчасти претерпели изменение, но большинство из его фундаментальных концепций было подтверждено последующими исследованиями. При этом неизменным оказался метод наблюдения над человеческим поведением и ход рассуждений о его психопатологическом значении.
В историческом аспекте развитее психоанализа может рассматриваться как одно из первых проявлений реакции на одностороннее аналитическое развитие медицины во второй половине девятнадцатого века, на специализированный интерес к деталям механизмов, на пренебрежение фундаментальным биологическим фактом, что организм — это единое целое, и функционирование его частей может быть понято лишь с точки зрения всей системы. Лабораторный подход к живому организму выявил огромную массу более или менее разобщенных деталей, что неизбежно вело к потере перспективы. Взгляд на организм как на чрезвычайно искусный механизм, в котором каждая часть служит определенным целям, ранее либо игнорировался, либо объявлялся порочно телеологическим. Утверждалось, что организм развивается в силу определенных естественных причин, а не для какой-то определенной цели. Конечно, построенный человеком механизм мог быть понят на телеологической основе; человеческий разум создал его для определенной цели. Но человек не был создан высшим разумом — это была всего лишь мифологическая концепция, отброшенная современной биологией, настаивающей на том, что живое существо должно быть понято не на телеологической, а на причинной и механистической основе.
Однако как только медицина волей-неволей обратилась к проблеме больной психики, от этой догматической установки — по крайней мере в данной области — пришлось отказаться. При исследовании личности тот факт, что организм является скоординированным единством, настолько очевиден, что на него нельзя не обратить внимания. Уильям Уайт выразил эту мысль простыми словами:
«На вопрос: какова функция желудка? — мы отвечаем: пищеварение; оно является лишь малой частью деятельности всего организма и лишь косвенно, хотя, разумеется, сохраняя свою важность, связано со многими другими его функциями. Но если мы даем ответ на вопрос: что делает человек? — мы отвечаем в терминах всего организма, говоря, например, что он идет по улице, или изучает медицину, или делает что-то еще... Если психика является выражением целостной реакции, в отличие от частичной реакции, то тогда каждый живой организм должен быть наделен психическими, то есть целостными, типами реакций... То, что мы знаем как психику, во всей ее текущей бесконечной сложности, является кульминацией особого типа реагирования на живой организм, исторически столь же древнего, как и телесные тины реакций, с которыми мы более знакомы...»
Таким образом, личность можно определить как выражение единства организма. Так же, как машина может быть понята лишь по ее функции и цели, полное понимание синтетического целого, которое мы называем телом, может быть достигнуто лишь с точки зрения личности, потребности которой в конечном счете обслуживаются всеми частями тела в четкой координации.
Психиатрия, как исследование патологической личности, должна была поэтому стать воротами для введения синтетической точки зрения в медицину. Но психиатрия смогла выполнить эту функцию лишь после того, как открыла в качестве своей главной оси исследование личности, и это явилось достижением Зигмунда Фрейда. Психоанализ заключается в точном и детальном исследовании развития и функций личности. Несмотря на то, что термин «психоанализ» содержит слово «анализ», его историческое значение заключается не в аналитическом, а в его синтетическом подходе.