Тема 3. личность. личность в норме и в патологии
ТЕМА 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Контрольные вопросы
1. Назовите главные задачи настоящего учебного курса?
2. Раскройте сущность понятий «комплексная реабилитация», «социальная реабилитация».
3. Раскройте соотношение биологического и социального факторов в развитии психики и личности человека? Почему собственная активность личности ребенка является решающим условием ее развития?
4. Что является источником и движущей силой психического и личностного развития ребенка?
5. Раскройте сущность теории первичного дефекта и вторичных отклонений, а также механизмы возникновения вторичных нарушений в развитии личности ребенка. Почему Л.С. Выготский назвал вторичные нарушения «социальным вывихом»?
6. Объясните механизм возникновения вторичных нарушений с точки зрения системного подхода к психике человека?
7. Что такое высшие психические функции? Назовите их важнейшие особенности?
8. Раскройте сущность понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
9. Назовите основные типы данных, используемых в психологическом диагнозе.
10. Перечислите, какие особенности возрастного и индивидуального развития необходимо учитывать при организации социально-психологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темы для докладов и сообщений
1. Современные взгляды на процесс развития психики и личности человека.
2. Вторичный дефект как основной объект изучения и коррекции аномального развития.
3. Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность понятия «социально-реабилитационная деятельность».
2. В чем единство и различие в содержании понятий «педагогическая деятельность» и «социально-реабилитационная деятельность»? Охарактеризуйте понятие «социальная реабилитация» с точки зрения ее вариантов: социальная реабилитация как процесс, как конечный результат и как деятельность.
3. Раскройте основные качественные характеристики социально-реабилитационной деятельности.
4. Назовите основные принципы социально-реабилитационной деятельности и раскройте требования, которые они отражают.
5. Раскройте цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Назовите основные направления в социально-реабилитационной деятельности и раскройте их сущность.
7. Что понимается под средствами реабилитационного воздействия? Дайте характеристику основным из них.
8. Охарактеризуйте основные виды психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, используемые в процессе социальной реабилитации.
9. Назовите основные виды специальной помощи, применяемые в процессе социальной реабилитации, и раскройте их суть.
10. Раскройте сущность методов, используемых в социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии.
11. Назовите основные формы организации социально-реабилитационного процесса.
12. Что такое психологическая коррекция? Назовите основные направления психокоррекционной работы с детьми-инвалидами.
Темы для докладов и сообщений
1. Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов - важнейшее условие их подготовки к интеграции в общество.
2. Благотворительность - одна из гуманных инициатив с целью оказания помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям и ее проявление в условиях города, области.
3. Средства массовой информации - мощный рычаг общественной поддержки проблем инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Неправительственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь.
ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ В НОРМЕ И В ПАТОЛОГИИ
Контрольные вопросы
1. Что означает понятие «личность»? В каких отношениях находятся понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?
2. Назовите обобщенные качества и потенциальные возможности развивающейся личности.
3. Что следует понимать под структурой личности? Назовите основные подходы к разработке структуры личности.
4. Проанализируйте структуру личности, предложенную С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, А.В. Петровским.
5. Перечислите основные трудности в определении понятий «норма» и «патология» в развитии личности. Назовите признаки, фиксирующие проявления нарушений в личностном развитии детей и подростков.
6. Охарактеризуйте основные причины возникновения нарушений в личностном развитии у детей и подростков.
7. Раскройте причины возникновения аномальных привычек и их влияние на развивающуюся личность.
8. Что такое акцентуации характера и как они проявляются в жизни человека? Назовите причины возникновения педагогической запущенности у детей и подростков.
9. Раскройте сущность отклонений в личностном развитии у детей с замедленным психическим развитием.
10. Что понимается под психопатоподобными расстройствами и патологическими чертами характера?
11. Дайте краткую характеристику возможных аномалий личности у детей и подростков с психопатическими отклонениями.