Программированный контроль знаний
Краткая теоретическая справка.
Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. Возникновение нейропсихологии. Вклад А. Р. Лурия в становление и развитие отечественной нейропсихологии. «Источники» знаний о функциональной организации мозга. Взаимосвязь нейропсихологии с общей психологией, нейроанатомией, нейрофизиологией, психофармакологией и др.
Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление, нейропсихологический подход в психодиагностике - их задачи и методы. Клиническая нейропсихология как основное направление.
Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Определение синдрома, симптома, фактора. Методы клинического нейропсихологического исследования А. Р. Лурия. Значение нейропсихологии для медицинской практики: нейропсихологическая диагностика локальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций.
Вклад нейропсихологии в разработку фундаментального положения материалистической психологии о мозге как субстрате психических процессов, в изучение проблемы "мозг и психика". Мозг как орган, осуществляющий, реализующий психические процессы и состояния. Развитие материалистических традиций отечественной психологии (работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова).
Нейропсихологический подход к изучению проблемы биологической (в том числе генетически обусловленной) и социальной детерминации психики человека. Вклад нейропсихологии в разработку различных проблем общей психологии: в развитие теории высших психических функций человека, проблемы их системной организации, структуры прижизненного формирования, опосредованного характера, пластичности, уровневого строения, взаимосвязи и др. Высшие психические функции и "деятельностная" концепция развития и функционирования психики.
Вклад нейропсихологии в изучение проблем эмоций, личности, проблемы психодиагностики. Изучение типологии нормы с позиций нейропсихологии.
Задания для самоподготовки.
1. Ответить на вопросы из статьи Хомской Е.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия // Вопросы психологии. №1. 1983г.
1.1. Как в своих трудах А.Р. Лурия рассматривал проблемы социальной общественно-исторической и биологической детерминации психики человека?
1.2. Какое значение А.Р. Лурия отводил речи в опосредовании ВПФ?
1.3. Каковы основные характеристики ВПФ?
1.4. В чем суть теории А.Р. Лурия в отношении мозговых механизмов психики?
2. Исходя из статьи Ахутиной Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. №5. 1996г. ответить на следующие вопросы:
2.1. Каков был путь Л.С. Выготского к детальной разработке принципов нейропсихологии?
2.2. Каковы основания нейропсихологии?
2.3. В какую общую теоретическую систему эти принципы входят?
3. Из статьи Пуанте А.П. Применение Луриевского подхода в США // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.ответить на следующие вопросы:
3.1. Каковы характерные особенности американской нейропсихологии?
3.2. Какие изменения произошли в американской нейропсихологии под влиянием работ А.Р. Лурия?
4. Выполните следующие задания, исходя из статьи Хомской Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.
4.1. Дайте определение понятия «фактор» в нейропсихологии.
4.2. Опишите основные типы факторов.
5. Провести анализ научной и методической работы А.Р. Лурия из статьи Хомской Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: РПО, 1999.
6. Доклад на тему «А.Р. Лурия и психологическая наука».
7. Реферирование книги: Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1982.
Программированный контроль знаний.
1. Нейропсихология - это отрасль:
психологии
£ физиологии
£ неврологии
£ нейрохирургии
£ естествознания
2. Основоположником отечественной нейропсихологии является:
£ Л.С. Выготский
£ Е.Д. Хомская
£ Л.С. Цветкова
£ А.Р. Лурия
£ А.Н. Леонтьев
3. Теория системной динамической локализации ВПФ разработана:
£ Павловым И.П.
£ Анохиным П.К.
£ Лурия А.Р.
£ Выготским Л.С.
£ Цветковой Л.С.
4. Теоретической основой теории системной динамической локализации ВПФ является:
£ учение о ВПФ Выготского Л.С.
£ учение о функциональной системе П.К. Анохина
£ концепция структурной организации О.С. Адрианова
£ теория деятельности
£ учение С.Л. Рубинштейна
5. Западная нейропсихология достигла больших успехов в разработке:
£ общей концептуальной схемы мозга
£ качественных методов исследования больных
£ общей нейропсихологической теории
£ количественных методов исследования больных
£ частной нейропсихологической теории
6. Основными направлениями нейропсихологии являются:
£ клиническое
£ экспериментальное
£ терапевтическое
£ детского возраста
£ общепсихологическое
7. Основными методами клинической нейропсихологии являются:
£ методы восстановления экспрессивной речи
£ методы восстановления импрессивной речи
£ ЭЭГ
£ вызванные потенциалы
£ методы неаппаратурного исследования
8. Упорядочивание нейропсихологических понятий:
первичный симптом
фактор
вторичный симптом
синдром
9. Нарушение той или иной психической функции, которая обусловлена нарушением определенного звена функциональной системы - это:
10. Нарушение "собственно функции" данного участка мозга, ведущее к распаду ряда функциональных систем - это:
11. Классификация нейропсихологических синдромов использует следующие принципы:
£ нозологический
£ развития
£ топический
£ детерминизма
£ единства сознания и деятельности
12. Задачи реабилитационного направления включают:
£ аппаратурное исследование ВПФ
£ неаппаратурное исследование ВПФ
£ восстановительное обучение больных
£ постановку топического диагноза
£ аппаратурное исследование эмоциональной сферы
13. Основной задачей психофизиологического направления является:
£ изучение физиологических механизмов нарушения ВПФ
£ восстановление ВПФ
£ неаппаратурное исследование ВПФ
£ изучение нейропсихологических синдромов
£ изучение нейропсихологических симптомов
14. Психофизиологическое направление использует следующие методы:
£ миограмма
£ батарея Лурьевских методов
£ формирующий эксперимент
£ плетизмограмма
£ ЭЭГ
15. Нейропсихология старческого возраста изучает больных в возрасте:
£ 50 - 60
£ 45 - 50
£ 45 - 70
£ 50 - 80
£ 60 - 70
16. Главная задача нейропсихологического подхода в психодиагностике:
£ изучение физиологических механизмов нарушений ВПФ
£ восстановление нарушенных ВПФ
£ изучение нейропсихологических синдромов
£ изучение здоровых людей с целью профотбора
£ изучение здоровых людей с целью профориентации
17. Основные направления нейропсихологии развивались в следующем порядке:
клиническая нейропсихология
реабилитационное направление
нейропсихология детского возраста
нейропсихология старческого возраста
18. Связь нейропсихологии с общей психологией характеризуется:
£ односторонностью
£ двухсторонностью
£ независимостью
£ слиянием
£ близостью предмета
19. Цель проведения нейропсихологического исследования:
£ уточнение структуры симптома
£ уточнение значения симптома
£ постановку топического диагноза
£ квалификацию дефекта
£ выделение лежащего в основе фактора
20. Первый класс понятий нейропсихологии включает:
£ симптом
£ синдром
£ психическая деятельность
£ психический процесс
£ действие
21. Второй класс понятий нейропсихологии включает:
£ симптом
£ синдром
£ фактор
£ действие
£ психическая функция
Основная литература.
1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-СПБ.: Питер, 2008
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-СПБ.: Питер, 2006.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.-М.: Academia, 2007.
4. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть? // Вопросы психологии. №5, 2003.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006.
6. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003.
7. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.
Дополнительная литература.
1. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические аспекты науки о мозге. — М.: Наука, 1983.
2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. — СПб.: Строй-леспечать, 1997.
3. Вудвортс О. С. Экспериментальная психология. — М.: Наука, 1950.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Педагогика, 1956.
5. Данилова Н. Н. Психофизиология. — М.: Аспект-Пресс, 1998.
6. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1996.
7. Краснов В. Н. Роль нейропсихологии в развитии современной психиатрии // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998.
8. Корсакова H. К. Нейропсихология: развитие идей школы А. Р. Лурия // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998.
9. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988.
10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1972.
11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд.
12. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963. Т. 1; 1970. Т. 2.
13. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология. — М.: Педагогика, 19716.
14. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Academia, 2002.
15. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1976. — № 9.
16. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1982.
17. А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. - М.: МГУ, 1982.
18. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.: Медицина, 1983.
19. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. М.; Оренбург: Оренбургский ОИПКРО, 2000.
20. Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии / Под ред. Л. И. Вассермана. — Л.: Наука, 1981.
21. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II.
22. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.
23. Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Наука, 1989.
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610