Психологическое строение семьи. Основные подходы
Наиболее развернутый вариант предложил Дружинин. В основе отношений он рассматривал 3 основных параметра – те психические типы, которые мы наблюдаем в семье.
1. Доминирование – предполагает ответственность за тех, кто подчиняется.
2. Ответственность за всех, власть для реализации общественных задач.
3. Психологическая близость.
Семья – это структура, в которой обязательно реализуется отношения типа доминирвание и подчинение. Доминировать – это обычно, когда обладает властью один над другим. Властвовать, т.е. он/она обладают властью друг над другом, он может заставить ее делать то, что он сам делать бы не стал. Выделено 5 видов социальной власти (характеризует отношение между ребенком и взрослыми в семье):
1. Власть принуждения
2. Власть эксперта
3. Власть авторитета
4. Власть закона
5. Власть вознаграждения.
Доминирование тесно связано с ответственностью. Ответственность – категория, рассматриваемая в рамках морального сознания.
Муздыбаев выделяет:
- ответственность отношения в группе
- ответственность за цели деятельности
- ответственность за групповые нормы, то что случилось
- ответственность за стремление к изменению норм
- ответственность за группу в целом и ее членов. Она созревается при создании семьи.
Эмоциональная близость – это мотив к аффилиации. Аффилиация – социальное взаимодействие, которое как правило включает особенности переживание дружбы, любви, привязанности при наличии другого человека, потребность в общении, мотив может быть мотивирован и страхом отвержения. Доминирование связано с ответственностью и тот, кто ее несет должен реализовать властные отношения. Конфликт семьи – возникновение борьбы за власть. Максимально стабильной будет семья, где субъект ответственности и власти один и тот же, а члены семьи ближе к нему, чем друг к другу.
Семейная структура по Минухину.
Разработана в рамках структурной семейной психотерапии. Структурная модель семьи, которая дает психологу концептуальную карту того, что происходит в семье. Комплекс теоретических положений и методов рассматриваемых человеком в его социальном контексте. При психотерапии принимает участие вся семья. Семейная структура наблюдению не доступна. Терапевтическое воздействие на семью является одновременно и частью диагноза семьи. Любой семейный диагноз представляет форму динамического (интеррационального) диагноза. Диагноз и терапия неотделимы.
1. В этой модели семья трактуется как непрерывный эксперимент, в котором она развивается, балансируя на грани стабильности и изменения.
2. Семья это закрытая и открытая система и в ней проводится постоянный социальный эксперимент из видимых и невидимых ловушек. Семья будет ошибаться => возникновение конфликтов, конфликты развиваются и на основе этого семья будет развиваться.
Основные понятия структуры семьи.
1. Семейная структура – невидимая сеть требований и функций, организующих способы взаимодействия членов семьи, т.е. это поведение, постоянно повторяющиеся способы взаимодействия в семье и способы регуляции => в структуру входят наборы осознаваемых и неосознаваемых правил, которые определяют взаимоотношение. В любой семье существует система реализации отношений:
а) генетическая система – иерархическая система – основанная на авторитете родителя
б) система семейных комплиментарных ролей, т.е. дополняющих друг друга. Это система психологических ролей, закрепленные в сознании участников характеристики, которые выводятся из их поведения.
2. Субсистема семьи
1) Супружеская пара – система, которая образовывается с заключением брака. В новую семью привносятся правила родительской семьи. Должна быть степень независимости новой семьи от родительской. Супругам надо выйти из родительских условий и создать новые условия, которые будут удобны для них самих. Прописывание ролей супругов.
2) Подсистема родителей – возникает в период рождения ребенка, накопление опыта супругами. У супругов свое представление о воспитании детей. Эта система должна приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка. Родители должны учитывать потребности ребенка, со стороны детей – социализация, со стороны родителей – воспитание.
3) Детская подсистема – побыть ребенком, пообщаться без ответственности и без компетенции, получить социальный опыт – одни из основных задач.
Выделение этой системы позволяет выявить внутренние связи , которые тождественны понятию границ.
3. Границы семьи
- четкие. Нормальные семьи имеют четкие границы, благодаря этим границам члены семьи поддерживаются и опекаются и вместе с тем допускается их автономия. Четкие границы ухудшают коммуникации между родными. Они чувствуют взаимозависимость и индивидуальность.
- ригидные – изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Им трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы, но не согласованности.
- диффузные – проницаемые. Каждый член постоянно заботится о каждом, постоянно предлагает помощь, в этих семьях нет четких функций подсистем – утрачивается автономия и возможность экспериментировать. В результате дети плохо развиты, они очень уверены в родителях, но не уверены в себе. Им трудно создать собственную семью.