Задания для самостоятельной работы по темам дисциплины

Тема 1. Семья: понятие, форма, специфика, функции, типология

1. Конспектирование литературы, в которой раскрываются данные вопросы: происхождение семьи, история развития, матриархальная, патриархальная, биархальная семья.

2. Анализ понятия «СЕМЬЯ» в научных источниках.

3.Подготовка научного доклада по теме: Динамика развития семьи. Функции семьи

Литература:

1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. М., 1999.

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000

3. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Тема 2. Российская семья в контексте общеевропейских тенденций развития института брака и семьи

Подготовка содоклада к лекциям по заданию преподавателя по вопросам: Сравнительный анализ общеевропейских и российских тенденций развития брачно-семейных отношений. Традиции брачного поведения в странах Европы, Скандинавии, США.

1. Подготовка к участию в дискуссиях и диспутах на лекции по вопросам: Демографические характеристики: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, брачность, разводимость. Особенности государственной семейной политики в европейских странах и России.

Литература:

1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. М., 1999.

2. Крюкова Т., Сапоровская М., Куфтяк Е. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.

3. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001

Тема 3. Социальная психология семьи

1.Составление библиографии и аннотации к рекомендуемой литературе.

2. Подготовка научного доклада по темам:

· Семья как открытая система

· Формирование супружеской пары.

· Иерархическое строение в семье.

· Профили брака и типы семейных отношений.

Литература:

1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ.-1998

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для вузов / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжакова, Е.В.Зырянова и др.; Ред. Е.Г.Силяева. М.,- 2002

3. Ричардсон Р. У. Силы семейных уз: СПб.: „Акцидент", 1994.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999.

5. Якоби М. " Встреча с аналитиком ". - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996 . - 178 с.

Тема 4. Отношение в семье как фактор развития семьи и личности

1.Составление плана-конспекта по вопросам: разновидности отношений в семье; понятие психологических отношений, семейных отношений и других отношений (психофизиологические, социальные, культурные; типологии отношений в семье ( ПетровскогоА.В., Ковалёва А.Г., и других).

2.Подготовить научные доклады:

· Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: содержание, развитие. Внутрисемейное общение.

· Психологический климат семьи, психологическая совместимость.

· Причины нарушений родительско-детских отношений. (Земска Мария, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. и другие авторы).

Литература:

1. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991

2. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005

3. Журнал практического психолога №6, 2005

4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. Санкт- Петербург: изд-во “Речь”, 2002

5. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В. Юстицкис В. - Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000

Тема 5. Супружеские конфликты и их влияние на внутрисемейные отношения

1. Составить тезисы по теме.

2. подготовить научные доклады:

· Конфликты - конструктивное разрешение семейных конфликтов

· Профилактика супружеских конфликтов.

· Кризисные периоды и факторы риска в браке

· Причинная обусловленность развода и его профилактика

· Проективные защитные механизмы и работа с ними в ситуации супружеского конфликта.

3. подготовить из научной литературы примеры конфликтных ситуаций в семье и продумать возможные пути разрешения

Литература:

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. 2000

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

Тема 6. Влияние семьи на развитие детей

Подготовить психологические рекомендации по вопросам:

· Семья глазами ребенка.

· Родительское отношение к ребенку.

· Критерии развития детской позиции в семье.

· Основные позиции ребенка в семье: первенец, второй ребенок, третий ребенок, единственный ребенок.

· Сценарии будущей жизни ребенка, сформированные в родительской семье.

2.Провести самостоятельное исследование по вопросу: семья глазами ребенка: провести рисуночный тест «Семья» с детьми дошкольного возраста и итерпретировать его.

Литература

1. Журнал практического психолога №6, 2005

2. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005

3. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991

4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. - Санкт- Петербург: изд-во “Речь”, 2002

5. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. - Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000

6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. - М, 2005

Тема7.Дисфункциональные семьи

1. На основе научной литературы выделить типы семей, входящих в "группу риска" по различным психологическим проблемам.

2. Сформулировать и обосновать виды и формы работы с семьей (просветительская и образовательная, организационная, профилактическая).

3. Подготовить сообщения по темам:

· Домашнее насилие как социальная и психологическая проблема.

· Психологическая помощь семьям в ситуации домашнего насилия.

· Психологическая помощь семьям в ситуации химической зависимости.

· Психологическая помощь детям различных возрастов в ситуации домашнего насилия.

· Женщины и домашнее насилие: возможности кризисных центров для помощи жертвам насилия.

Литература:

1. Мэнделл Дж., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М., 1998.

2. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Н.К.Асановой. М., 1997.

3. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.

4. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии, 1993, №3.

5. Романова О.Л. Программа профилактики приобщения к психоактивным веществам у дошкольников // Вопросы наркологии, 1993, №3.

6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М., 2005

Наши рекомендации