Задания для самостоятельной работы по темам дисциплины
Тема 1. Семья: понятие, форма, специфика, функции, типология
1. Конспектирование литературы, в которой раскрываются данные вопросы: происхождение семьи, история развития, матриархальная, патриархальная, биархальная семья.
2. Анализ понятия «СЕМЬЯ» в научных источниках.
3.Подготовка научного доклада по теме: Динамика развития семьи. Функции семьи
Литература:
1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. М., 1999.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000
3. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Тема 2. Российская семья в контексте общеевропейских тенденций развития института брака и семьи
Подготовка содоклада к лекциям по заданию преподавателя по вопросам: Сравнительный анализ общеевропейских и российских тенденций развития брачно-семейных отношений. Традиции брачного поведения в странах Европы, Скандинавии, США.
1. Подготовка к участию в дискуссиях и диспутах на лекции по вопросам: Демографические характеристики: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, брачность, разводимость. Особенности государственной семейной политики в европейских странах и России.
Литература:
1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. М., 1999.
2. Крюкова Т., Сапоровская М., Куфтяк Е. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
3. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001
Тема 3. Социальная психология семьи
1.Составление библиографии и аннотации к рекомендуемой литературе.
2. Подготовка научного доклада по темам:
· Семья как открытая система
· Формирование супружеской пары.
· Иерархическое строение в семье.
· Профили брака и типы семейных отношений.
Литература:
1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ.-1998
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для вузов / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжакова, Е.В.Зырянова и др.; Ред. Е.Г.Силяева. М.,- 2002
3. Ричардсон Р. У. Силы семейных уз: СПб.: „Акцидент", 1994.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999.
5. Якоби М. " Встреча с аналитиком ". - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996 . - 178 с.
Тема 4. Отношение в семье как фактор развития семьи и личности
1.Составление плана-конспекта по вопросам: разновидности отношений в семье; понятие психологических отношений, семейных отношений и других отношений (психофизиологические, социальные, культурные; типологии отношений в семье ( ПетровскогоА.В., Ковалёва А.Г., и других).
2.Подготовить научные доклады:
· Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: содержание, развитие. Внутрисемейное общение.
· Психологический климат семьи, психологическая совместимость.
· Причины нарушений родительско-детских отношений. (Земска Мария, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. и другие авторы).
Литература:
1. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991
2. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005
3. Журнал практического психолога №6, 2005
4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. Санкт- Петербург: изд-во “Речь”, 2002
5. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В. Юстицкис В. - Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000
Тема 5. Супружеские конфликты и их влияние на внутрисемейные отношения
1. Составить тезисы по теме.
2. подготовить научные доклады:
· Конфликты - конструктивное разрешение семейных конфликтов
· Профилактика супружеских конфликтов.
· Кризисные периоды и факторы риска в браке
· Причинная обусловленность развода и его профилактика
· Проективные защитные механизмы и работа с ними в ситуации супружеского конфликта.
3. подготовить из научной литературы примеры конфликтных ситуаций в семье и продумать возможные пути разрешения
Литература:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. 2000
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
Тема 6. Влияние семьи на развитие детей
Подготовить психологические рекомендации по вопросам:
· Семья глазами ребенка.
· Родительское отношение к ребенку.
· Критерии развития детской позиции в семье.
· Основные позиции ребенка в семье: первенец, второй ребенок, третий ребенок, единственный ребенок.
· Сценарии будущей жизни ребенка, сформированные в родительской семье.
2.Провести самостоятельное исследование по вопросу: семья глазами ребенка: провести рисуночный тест «Семья» с детьми дошкольного возраста и итерпретировать его.
Литература
1. Журнал практического психолога №6, 2005
2. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005
3. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991
4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. - Санкт- Петербург: изд-во “Речь”, 2002
5. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. - Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000
6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. - М, 2005
Тема7.Дисфункциональные семьи
1. На основе научной литературы выделить типы семей, входящих в "группу риска" по различным психологическим проблемам.
2. Сформулировать и обосновать виды и формы работы с семьей (просветительская и образовательная, организационная, профилактическая).
3. Подготовить сообщения по темам:
· Домашнее насилие как социальная и психологическая проблема.
· Психологическая помощь семьям в ситуации домашнего насилия.
· Психологическая помощь семьям в ситуации химической зависимости.
· Психологическая помощь детям различных возрастов в ситуации домашнего насилия.
· Женщины и домашнее насилие: возможности кризисных центров для помощи жертвам насилия.
Литература:
1. Мэнделл Дж., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М., 1998.
2. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Н.К.Асановой. М., 1997.
3. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.
4. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии, 1993, №3.
5. Романова О.Л. Программа профилактики приобщения к психоактивным веществам у дошкольников // Вопросы наркологии, 1993, №3.
6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М., 2005