Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

Экономика как отрасль знания. Предмет, функции экономики. Экономические блага и их кругооборот, потребности, ресурсы и факторы производства. Экономический выбор. Альтернативныеиздержки. Кривая производственных возможностей. Собственность, ее сущность, типы и формы. Экономическая система и ее типы.. Натуральное и товарное хозяйство. Деньги и их функции.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они

существуют в любом обществе, независимо от уровня его экономического

развития?

2. Что такое факторы производства?

3. Какой принцип положен в основу деления экономической теории на

микроэкономику и макроэкономику?

4. Почему собственность является основным производственным отношением?

5. Каковы основные принципы рационального экономического поведения?

6. Приведите примеры использования экономического принципа организации

в неэкономических сферах жизнедеятельности общества.

7. Объясните, почему альтернативные издержки лежат в основе принятия

экономических решений?

8. Что вы понимаете под экономическими законами? Приведите примеры

9. Каковы основные «инструменты» экономических исследований?

10. Какие основные фундаментальные вопросы экономики возникают в связи с редкостью ресурсов?

11. Что такое экономическая система и почему её основу образуют отношения собственности?

12. Каковы особенности микроэкономического и макроэкономического анализа?

13. Каковы условия существования товарного производства?

14. Что представляет собой товар и его свойства, величина стоимости товара?

Темы рефератов и докладов

1. Основные школы, этапы и направления развития экономической мысли.

2. Методы экономической теории и их эволюция.

3. Экономический человек и рациональное экономическое поведение.

4.Функции денег как система, их взаимосвязь и взаимообусловленность

Понятия:экономические блага; экономические ресурсы; микроэкономика; макроэкономика; экономические законы; экономический выбор; собственность.

Тесты

1.Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес; б) даёт учёным возможность реализовать свои способности; в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей; г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

2.Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории: а) средства производства ; б) человек и средства производства; в) производительные силы и научно-технический прогресс; г) взаимодействие производительных сил и производствен­ных отношений.

3.Экономические категории представляют собой: а) взаимосвязи между понятиями; б) научные абстракции, выражающие экономические отношения; в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений; г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

4.Что стоит за утверждением, что перед каждой экономической системой встает проблема ограниченности ресурсов:

а) бывают времена, когда некоторые продукты можно купить только по высоким ценам; б) бедные страны ощущают ограниченность ресурсов, тогда как богатые страны могут преодолеть эту проблему; в) производственных ресурсов никогда не хватает на удовлетворение всех человеческих потребностей; г) в любой стране бывают периоды спада, когда возникает нехватка чего-либо.

5.Сдвиг кривой производственных возможностей вправо означает: а) увеличение ресурсов; б) сокращение

Задачи и упражнения

1.Ответьте на вопрос: зачем нужна экономическая наука обществу? Почему недостаточно естественных и технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решением практических задач.

2.Напишите формулу производственной функции, зависящей от объёма двх потребляемых ресурсов Х1 и Х2. Начертите график кривой производственной функции.

3. Напишите формулу производственной функции Кобба-Дугласа и объясните её экономическое содержание.

Творческие задания.

1. Составить словарь основных понятий по 1-ой теме.

2.Составьте экономический кроссворд с именами известных учёных-экономистов.

3. По какому принципу распределяются ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям, потребностям)? И, как они должны распределяться по вашему мнению?

Тема 2. Рыночная экономика и ее законы

Рынок, его элементы и функции. Структура и классификация рынков. Закон спроса, неценовые факторы спроса, эластичность спроса. Закон предложения, неценовые факторы предложения, эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена, дефицит и профицит рынка

Контрольные вопросы

1. Что такое рынок, каковы условия его возникновения?

2. Дать характеристику функций рынка.

3. Оценить позитивные и негативные стороны рыночного механизма.

5. Рассмотреть особенности становления рыночных отношений в России.

6. Выяснить сущность закона спроса. Факторы, влияющие на спрос и «величину спроса».

7. Эластичность спроса и предложения. Три случая эластичности.

8. Выяснить сущность закона предложения. Факторы, влияющие на предложение.

9. Выяснить сущность рыночного равновесия. Как определяется равновесная цена?

Темы рефератов и докладов

1. Рынок, его структура и инфраструктура

2. Социально-ориентируемое рыночное хозяйство.

3. Новый этап развития рыночных связей в Российской Федерации.

4. Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства.

5. Экономические виды спроса, их классификация.

6. Роль рыночного механизма в повышении эффективности производства.

7. Рыночная цена равновесия и ее функции.

8.Эластичность спроса и предложения, их применение в хозяйственной практике

Понятия: рынок, субъекты и объекты рынка, инфраструктура рынка, рыночная экономика, Спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; равновесная цена; излишек покупателя; излишек продавца; эластичность спроса по цене; эластичность предложения; предельная полезность; эффект дохода, эффект замещения.

Тесты

1. Рынок – это: а) совокупность актов купли-продажи; б) взаимодействие между продавцами и покупателями; в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара; г) система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления; д) все ответы верны.

2.К функциям рынка не относится: а) ценообразующая; б) регулирующая; в) распределительная; г) регулирование денежной массы; д) информационная; е) санирующая.

3.Закон спроса утверждает, что: а) люди готовы купить меньше товаров, когда цена падает; б) люди готовы купить больше товаров, когда доходы растут; в) люди готовы купить меньше товаров, когда цена растет; г) превышение величины предложения над величиной спроса приводит к товарному дефициту.

Задачи и упражнения

1. Спрос и предложение обедов в столовой: QD=2400-100P; QS=1000+250P. Вычислите:

а) равновесный P и Q;

б) администрация установила цену 3 д.е. за обед. Каковы будут последствия такого решения?

Решение. QD =QS → 2400 – 100P = 1000+250P → 350P=1400→P=4; QD =QS =2000. При P=3д.е.

QD=2100; QS =1750. QD>QS На 350 ед.→дефицит.

2. Спрос и предложение заданы формулами QD=20 ̶ 3P и QS = 2P + 2. Определить:

а) избыточный спрос при Р=3;

б) избыточное предложение при Р=5.

Решение.

а) при Р=3 избыточный спрос = QD̶QS=20 ̶ 3Р ̶ 2Р ̶ 2 = 20 ̶ 3×3 ̶ 2×3 ̶ 2 = 3.

б) при Р=5 избыточное предложение = QS̶QD = 2Р + 2 ̶ 20 + 3Р = 2 × 5 + 2 ̶ 20 + 3 × 5 = 10 + 2 ̶ 20 + 15 = 7.

3.Если спрос и предложение заданы уравнениями PD =QD̶ 6, PS = 18 ̶ 1,4 QS, то скольким денежным единицам будет равна цена равновесия рынка?

Решение. PD = PS→ QD̶ 6 = 18 ̶ 1,4 QS. QD=QS→2,4QD=24. QD=QS=10. P=10 ̶ 6 = 4. P=4.

Творческие задания.

1. Составьте схемы классификации рынков их достоинств и недостатков.

2. Постройте и проанализируйте графики равновесия рынков труда, земли, капитала.

3.Что такое «невидимая рука» Адама Смита? Приходилось ли вам ощущать «невидимую руку»? Стоит ли говорить о «невидимой руке» в XXІ веке, если её открыли в 1776 году?

Тема 3. Предприятие в системе экономических отношений.

Сущность и виды предприятий. Процесс производства и основные показатели его эффективности. Фонды предприятия, их оборот и кругооборот. Амортизация

Контрольные вопросы

1. Фонды предприятия. Кругооборот производственных фондов.

2. Основные и оборотные фонды. Износ и амортизация основных фондов.

3. Оборот производственных фондов, время оборота, скорость оборота.

4. Понятие предприятия. Классификация.

5. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Диверсификация, концентрация и централизация производства.

6. Открытие и закрытие предприятия, санация и банкротство.

Валовые выручка и издержки.

3. Экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

4. Постоянные, переменные, средние, предельные издержки.

5. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде.

6.Отдача от масштабов производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).

7.Экономическая природа прибыли.

Темы рефератов и докладов

1.Роль фирмы (предприятия) в экономике.

2. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа.

3. Содержание и структура экономической безопасности.

4. Ускоренная амортизация основных производственных фондов предприятия, причины, опыт различных стран.

5. Причины банкротства предприятий. Искусственное банкротство.

6. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Задания для самостоятельной работы: ключевые вопросы, понятия, тесты, задачи, упражнения, творческие задания

Понятия:предприятие, фирма, предприниматель, бизнесмен, внешняя среда, внутренняя среда фирмы, концентрация производства, централизация производства, диверсификация производства, издержки, валовый доход, прибыль.

Тесты:

1.К основному капиталу относятся: а) стоимость предметов труда; б) стоимость рабочей силы; в) ценные бумаги; г) стоимость средств труда; д) денежный капитал.

2. К оборотному капиталу относятся: а) стоимость средств труда; б) ценные бумаги; в) стоимость предметов труда и рабочей силы; г) стоимость предметов и средств труда.

3. Солидарная ответственность за результаты хозяйственной деятельности характеризует организационно-правовую форму предприятия как: а) открытое акционерное общество; б) закрытое акционерное общество; в) общество с ограниченной ответственностью; г) полное товарищество.

Задачи и упражнения

1.Стоимость основных производственных фондов – 100 тыс. д.е., численность работающих – 600 чел., объём произведённой продукции – 1200 тыс.д.е. Определите уровень производительности труда, фондоотдачи и фондоёмкости производства.

Решение. Производительность труда= Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =2 тыс. д.е.; фондоотдача= Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =12 д.е.; фондоёмкость= Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =0,083 д.е. на 1 д.е. основных производственных фондов.

2.Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется 30 тыс. д.е. на закупку сырья и материалов, 10 тыс. д.е. на топливо и энергию. Заработная плата выдаётся ежемесячно по 2 тыс. д.е. Определить величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.

Решение. Величина оборотного капитала=30+10+(2х6)=52 тыс. д.е. За год оборачивается оборотного капитала 52х2=104 тыс. д.е. Число оборотов в течение года n= Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =2.

3.Стоимость производственных зданий – 25млн. д.е., машин и оборудования – 35 млн. д.е. Амортизация зданий происходит за 50 лет, машин и оборудования за 10 лет. Найдите время оборота основного капитала.

Решение. Основной капитал=60 млн. д.е. Амортизация зданий и сооружений за один год==0,5 млн. д.е. Амортизация машин и оборудования за один год= Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =3,5 млн. д.е. Время оборота основного капитала= Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =15 лет.

4. Рассчитайте по табл. 4 издержки: постоянные FC, переменные VC,предельные МС, общие АТС, средние постоянны AFC и средние переменные

AVC.

Таблица 4

Выпуск Q (шт.)   ТС FC VC MC ATC AFC AVC  
20 0 - - -
20 10 10 30 20 10
20 18 8 19 10 9
20 25 13 15 6,66 8,33

Решение. FC(0)=ТСVC =ТС-FCMC= (ТСn- ТСn-1)/(Qn- Qn-1) ATC= ТС/ Q

AVC= VC/ Q

Творческие задания.

1. Составить таблицы группировок видов предприятий в РФ в соответствии с организационно-правовой формой.

Тема 4. Предпринимательская деятельность и риски.

Сущность и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Методы оценки и способы снижения риска. Страхование.
Менеджмент и маркетинг в предпринимательской деятельности

Контрольные вопросы

1. Выяснить сущность предпринимательской деятельности.

2. Раскрыть признаки, функции и факторы предпринимательства.

3. Что такое риск и неопределенность в предпринимательской деятельности?

5. Какие существуют методы оценки возможных рисков и их минимизации?

6. Раскрыть сущность менеджмента, его цели, принципы и основные направления развития.

7. Показать роль маркетинга в предпринимательской деятельности.

8. Сравнить экономические и бухгалтерские издержки, экономичесуюя и бухгалтерскую прибыль.

Темы рефератов и докладов

1. Предпринимательство как фактор производства и его функции.

2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ и их характеристика.

3. Малый бизнес: характерные черты и роль в развитии экономики.

4. Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития.

5. Риск в предпринимательской деятельности и возможности его минимизации.

Понятия: предпринимательство, производительное предпринимательство, посредническое предпринимательство, индивидуальное предпринимательство, партнёрство, корпорация, менеджмент, и маркетинг.

Тесты

1. Преимущество товариществ состоит в следующем: а) объединение партнёров позволяет привлечь дополнительные средства; б) возможности партнёров определяются положениями соглашения о партнёрстве; в) деятельность товарищества продолжается, даже если один из партнёров умирает; г) каждый партнёр несёт полную имущественную ответственность; д) партнёры, объединив усилия, преуспевают.

2. Корпорация является юридическим лицом, это означает, что корпорация: а) трудно организуемая; б) может привлечь только ограниченное количество капитала; в) может получать основную часть общего дохода по сравнению с другими формами организации бизнеса; г) может обращаться в суд и преследоваться по суду, имеет право заключать контракты и должна платить налоги.

3. Товарищество с ограниченной ответственностью: а) несет риск убытков в пределах стоимости внесенных участниками вкладов; б) обеспечивает приток капитала в фирму; в) отвечает за долги, превышающие размер собственных средств; г) все перечисленное выше; д) ничего из перечисленного выше .

4.Экономические издержки включают: а) явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль; б) только явные издержки; в) только неявные издержки; г) явные издержки плюс прибыль.

5.Фирма получит положительную бухгалтерскую прибыль, если: а) экономические издержки окажутся больше валового дохода; б) выручка от продажи продукции окажется равной величине явных издержек; в) выручка от продажи продукции окажется больше явных издержек; г) бухгалтерские издержки окажутся больше валового дохода.

6.Экономическая прибыль равна разности: а) между валовым доходом и внешними издержками; б) между внешними и внутренними издержками; в) между валовым доходом и общими издержками; г) между бухгалтерской и нормальной прибылью.

Задачи и упражнения

1. Объясните, в чем заключается стимулирующее воздействие на предпринимателя: а) прибыли; б) издержек; в) объемов производства; г) рыночной конъюнктуры.

2. Назовите наиболее приемлемые на ваш взгляд формы организации предпринимательства в следующих сферах: а) челночный бизнес; б) розничная торговля; в) открытие химчистки; г) служба доставки периодических изданий; д) парикмахерская. Ответ обоснуйте.

3. Поясните, какую роль играют в развитии малого бизнеса: а) территориальные особенности; б) конкурентная среда; в) демографическая ситуация; г) наличие собственного капитала. Приведите другие возможные факторы.

4. Фирма планирует выпустить учебник, средние общие издержки на производство которого составляют ATC=4+10000:Q, где Q – количество выпускаемых учебников. Планируемая цена книги 6д.е. Каков должен быть тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

Решение. Точка безубыточности достигается при P=ATC→ 4+10000:Q=6→

10000:Q=2→Q=5000 учебников.

5. В краткосрочный период фирма производит 10Q единиц товара при средних постоянных издержках 5 руб. Если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 рублей, то, как изменятся общие издержки?

Решение. TC=FC + VC. Первоначально AFC×10Q+AVC×10Q=5×10+20×10=250. После уменьшения AVCc 20 до 10 рублей ТС=150. В результате общие издержки сократились на 100 рублей.

Творческие задания

1.Составить классификацию основных рисков в предпринимательской деятельности, указать возможные причины и факторы их возникновения.

2. Графически показать ситуацию, когда фирме целесообразно закрыться, используя маржинальный анализ и анализ средних величин.

3. Используя статистические данные, составьте таблицу прибыльности, убыточности предприятий и организаций по отраслям экономики и по видам экономической деятельности.

Тема 5. Конкуренция и монополии

Сущность и виды конкуренции. Монополии, олигополии, монополистическая конкуренция. Методы конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация. Демпинг. Антимонопольное законодательство

Контрольные вопросы

1. Каково значение конкуренции в росте эффективности рыночной экономики?

2. В чем заключаются преимущества и недостатки рынка свободной конкуренции?

3. Как оценивается экономическая эффективность чистой монополии всравнении с чистой конкуренцией?

4. Каковы экономические последствия существования монополий?

5. Почему стратегическое взаимодействие определяет олигопольный типконкуренции? При каких условиях и почему фирмы склоны к картелизации и

сговору?

Темы рефератов и докладов

1. Ценовая дискриминация и практика ее применения.

2. Методы неценовой конкуренции и их значение.

3. Недобросовестная конкуренция и методы борьбы с ней.

4. Особенности государственного регулирования естественных монополий

Понятия: конкуренция, рынок совершенной конкуренции, чистая конкуренция, точка безубыточности, совершенно конкурентная фирма, совершенно конкурентная отрасль, олигополия, монополистическая конкуренция.

Тесты

1. Какой из предложенных признаков характеризует рынок совершенной конкуренции: а) наличие одного продавца на рынке; б) большое количество продавцов на рынке с разнородными товарами; в) на рынке действует большое количество продавцов с идентичными товарами; г) на рынке существует несколько продавцов с однородным товаром.

2. Несовершенная конкуренция имеет место: а) когда осуществляется последовательное снижение цен на товары в силу снижения его потребительских свойств; б) как тип рынка, на котором действует большое количество крупных фирм, продающих дифференцированный продукт; в) когда действуют два или более продавца на рынке, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, но одновременно они конкурируют на рынке; г) все перечисленное.

3. Концентрация рынка – это: а) насыщенность рынка товарами-заменителями; б) насыщенность рынка однородной продукцией; в) степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм; г) раздел сферы рынка на соответствующие рыночные сегменты.

Задачи и упражнения

Задача. Цена товара составляет 50 д.е., предельные издержки его производства равны 45 д.е. Фирма контролирует 27% отраслевого объёма продаж. Другие крупные фирмы реализуют в этой отрасли, соответственно, 10%, 7% и 6% объёма продаж. Определите индекс Лернера и рассчитайте индекс Герфиндаля-Хиршмана.

Решение. 1. Индекс Лернера = Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru = = Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru ,

Где Р – цена товара, MC– предельные издержки, ED–эластичность спроса на продукцию фирмы п ценам.

2. Индекс Герфиндаля –Хиршмана IHH=S12+S22 + S32+S42 –сумма долей фирм в отрасли.

IHH=272+102+72+62=914 ˂1800 для США – это отрасль низко концентрированная

Творческие задания.

1. Расчетная работа: построить и дать анализ графиков равновесия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

2. Конкуренция в экономике и в спорте - это одно и то же? Кто побеждает в экономике, и кто побеждает в спорте?

Тема 6. Макроэкономика как система

Макроэкономика и макроэкономический анализ. Структура и модели макросистем. Национальная экономика и её структура. Макроэкономические пропорции и их виды. Система национальных счетов и макроэкономические показатели.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности макроэкономического подхода к исследованию

экономических процессов?

2. В чем суть агрегирования как метода макроэкономических исследований?

Приведите примеры агрегированных величин.

3. Как соотносятся между собой показатели в системе национальных счетов?

Какова взаимосвязь между ВВП и ВНП?

4. В чем заключается значение макроэкономических показателей в

макроэкономической теории и макроэкономической политике?

Темы рефератов и докладов

1. Отраслевая структура национального хозяйства России: структурные

дисбалансы и потенциал развития.

2. Конкурентоспособность российской экономики в современных условиях.

3. Понятие теневой экономики и причины ее существования, функции. Оценка

масштабов теневой экономики.

5. Национальный доход и национальное богатство.

6. Система национальных счетов.

Понятия: макроэкономика, предмет макроэкономики, методы макроэкономического анализа, агрегирование, структура национальной экономики, макроэкономические пропорции, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, номинальный ВВП, реальный ВВП, дефлятор ВВП.

Тесты

1.ВВП равен стоимости: а) промежуточного продукта; б) продукта перепродаж; в) конечного продукта, произведенного резидентами страны за год; г) конечного продукта, произведенного национальным капи­талом за год.

2. ВВП и ВНП отличаются на величину: а) стоимости промежуточного продукта; б) стоимости продукта перепродаж; в) трансфертных платежей; г) сальдо факторных доходов.

3. ВВП не включает: а) продукцию, произведенную внутри страны национальным капиталом ;б) поступления из-за рубежа, связанные с факторными доходами; в) материальные и нематериальные услуги, ока страны; г) продукцию, произведенную внутри страны иностранным капиталом.

Задачи и упражнения

1. Реальный ВВП в базисном году составил 500 млрд. д.е. Через 6 лет дефлятор ВВП вырос в 2 раза, в то время как реальный ВВП вырос на 40 %. Чему будет равен номинальный ВВП через 6 лет.

Решение. Реальный ВВП через 6 лет будет равен 500 + (0,4×500)=700 млрд. д.е.

ВВП номин.=700×2=1400млрд. д.е.

2.В республике «Х» номинальный ВВП в базовом году составлял 3000 млн. д.е., а в следующем году увеличился на 300 млн. д.е. Определить номинальный и реальный ВВП в следующем году, если дефлятор ВВП составил 1,2. Насколько д.е. снизился реальный ВВП в следующем году?

Решение. Номинальный ВВП в следующем году составил 3300 млн.д.е. , то есть он вырос на 10%. =10%. Реальный ВВП = Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru ном = Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =2750. Реальный ВВП снизился на 3300-2750=550млн. д.е. или на 18,3%. Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru ×100%=18,3%

3. Предположим, что объём номинального ВВП увеличился с 500 млрд. д.е. до 600 млрд. д.е., а дефлятор ВВП за это время изменился со 125 до 150%. Как изменился реальный ВВП.

Решение. Номинальный ВВП увеличился на: (600-500):500×100%=20%. Дефлятор ВВП увеличился на: (150-25):125×100%=25:125×100%=0,2×100=20%. Реальный ВВП не изменился.

Творческие задания

1. Расчетная работа: Составление таблиц по трём методам расчёта ВВП.

Расчетная работа по расчету макропоказателей. Составить таблицу: 3 метода расчёта ВВП.

Тема 7. Экономический рост, инвестиции и экономические циклы

Экономический рост и его факторы. Типы, виды и модели роста.
Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие. Экономический цикл и его фазы. Причины и факторы циклического развития.

Контрольные вопросы

1.Что понимается под экономическим ростом?

2.Можно ли отождествлять понятие «экономического роста» с «экономическим развитием»?

3.Какие существуют факторы экономического роста? Какое значение имеет экономический рост в современных условиях?

4.Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов, он формируется?

5.Что такое совокупное предложение? Какие факторы на него влияют?

6. При каких условиях достигается макроэкономическое равновесие?

7. Что такое экономический цикл и какова его сущность?

8.Какие виды и типы экономических циклов вы знаете?

Темы рефератов и докладов

1. Государственное регулирование экономического роста

2. Сущность и показатели уровня экономического развития

3. Модели экономического роста: Кобба-Дугласа, Р. Солоу, Харрода-Домара.

4. Подготовка эссе по теориям экономического цикла и моделям экономического роста.

5. Теория «длинных волн» И.Д. Кондратьева.

6. Особенности современных кризисов и циклов.

Понятия:экономический рост, факторы экономического роста, экономический цикл, спад (рецессия), подъем (оживление), потенциальный ВВП (экономический потен­циал).

Тесты:

1.Экономический рост, сопровождаемый повышением качества выпускаемой продукции, ростом производительности труда и ре­сурсосбережения, называется:

а) экстенсивным; б) интенсивным; в) интенсивным трудосберегающим; г) интенсивным капиталосберегающим; д) интенсивным интегрированным.

2.Укажите фактор экономического роста, не относящийся к фак­торам совокупного предложения: а) количество и качество природных ресурсов; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) объем основного капитала; г) уровень совокупных расходов.

3.Экономический цикл характеризуется: а) периодичностью повторения неравномерного экономичес­кого развития; б) неизменностью экономических показателей;

в) неустойчивостью экономических процессов; г) изменением характеристик экономического роста.

Задачи и упражнения

1.Чему должны быть равны сбережения населения, чтобы экономика находилась в равновесии, если инвестиции составили 40 единиц, государственные расходы – 20, экспорт – 70, налоги – 50, импорт – 10, потребительские расходы – 30, дивиденды – 40?

Решение. Сбережения=40+20+30+70-10 – 20 – 30=100.

2.Предположим, что в экономике достигнуто состояние общего макроэкономического равновесия при следующих условиях: доход домохозяйств составил 900 д.е., средние кассовые остатки на руках населения равны 200 д.е. Если население продало государственных облигаций на 300 д.е., то чему будут равны потребительские расходы?

Решение. Потребительские расходы=900+300-200=1000 д.е.

3.В экономике страны «А» функция инвестиций описывается уравнением I=40+0,4Y, а функция сбережений – уравнением S=-30+0,6Y, где Y–национальный доход. Определить равновесный Yв стране.

Решение. В условиях равновесия I=S→40+0,4Y=-30+0,6Y→0,2Y=60→Y=300/

Творческие задания.

1. Составить таблицу динамики темпов экономического роста РФ за период с 2000 года.

Тема 8. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и

безработица

Сущность и причины возникновения инфляции. Типы, виды, последствия инфляции. Кривая Филипса. Сущность, классификация, роль и значение инвестиций. Инвестиции и сбережения. Безработица: понятие, виды, оценки измерения

Контрольные вопросы

1.Что такое инфляция и как её можно измерить?

2.Каковы причины инфляции?

3.Чем характеризуется инфляция спроса и инфляция издержек?

4.В чём заключается содержание антиинфляционной политики?

5.Что такое инвестиции? Какова их классификация

6.Почему экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций? От чего зависит размер инвестиций?

7. Что такое мультипликатор и акселератор инвестиций? Какова их роль в экономике?

8. Дайте определение безработицы. Проанализируйте её основные причины.

9. Раскройте содержание основных видов безработицы.

10. Как Вы понимаете термин полная занятость? Что такое естественный уровень безработицы?

Темы рефератов и докладов

1. Типы инфляции. Инфляция издержек производства.

2. Основные направления борьбы с инфляцией в РФ.

3. Роль инвестиций и сбережений в экономическом развитии страны.

4. Проблемы трансформации сбережений в инвестиции.

5. Роль государственного регулирования пропорций между потреблением и сбережением, потреблением и инвестициями.

6. Структура и источники финансирования инвестиций.

Понятия:инфляция, темп инфляции, дефляция, инфляция спроса, инфляция издержек, стагфляция, инфляционная спираль, ожидаемая инфляция, непредвиденная (неожиданная) инфляция, эффект Фишера, гиперинфляция, кривая Филлипса, «индекс нищеты».

Тесты:

1. Один из эффектов неожиданной инфляции состоит в том, что богатство перераспределяется: а) от заемщиков к кредиторам; б) от кредиторов к заемщикам; в) от молодых людей к пожилым; г) от государства к фирмам.

2. Какая группа населения выигрывает от инфляции: а) граждане, имеющие фиксированный доход; б) держатели облигаций; в) заемщики; г) предприниматели; д) ни одна из названных групп

3. Среди основных последствий инфляции следует назвать: а) снижение жизненного уровня населения; б) эффект инфляционного налогообложения; в) падение производства в силу снижения стимулов к труду и расширению производства; г) все перечисленное выше

Задачи и упражнения

1.Мультипликатор инвестиционных расходов равен 4. Реальный ВВП изменился с 466 до 490 млрд. д.е. Определить прирост инвестиционных расходов.

Решение. Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =4→ Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru =4→m=6.

2.Определите размер инвестиций предпринимателей, если известно, что равновесный уровень ВВП – 1680 ден.ед., государственные расходы – 200, чистый экспорт – 70, автономное потребление – 100, предельная склонность к сбережению – 0,25.

Решение. MPC = 1- 0,25=0,75. 1680=100+0,75ВВП+Х+200+70

→1680=Х+1630→Х=50

3. Первоначальная стоимость основного капитала равна 100 млн. ден. ед., валовые инвестиции 12 млн. ден. ед. в 1-ом году и 15 млн. ден. ед. во втором году. Если норма амортизации составляет 10%, то чему будут равны чистые инвестиции в 1-ом и 2-ом году?

Решение. Чистые инвестиции=валовые инвестиции – амортизация. Амортизация=100×10%=10 млн. руб. В 1-ом году чистые инвестиции будут равны 2 млн. ден. ед., а во втором 5 млн. ден. ед.

Творческие задания.

1.Составление таблиц динамики инфляции и безработицы на основе отечественной статистики за период с 2000 года по настоящее время.

Тема 11. Денежная и кредитно-банковская системы государства

Денежная система и ее элементы. Денежные агрегаты. Уравнение Фишера.
Кредит, его виды и функции. Банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Тенденция развития банковской системы РФ. Денежно-кредитная политика и её инструменты.

Контрольные вопросы

1.Что такое деньги, и какие функции они выполняют?

2.Денежная система и денежные агрегаты. Что лежит в основе их дифференциации?

3.Как можно определить количество бумажных денег, необходимых для обращения?

4.Назовите условия равновесия на денежном рынке.

5. Что такое кредит? Какую роль он играет в экономике?

6.Охарактеризуйте источники, функции и формы кредита.

7. Что такое банки, и какие функции они выполняют?

8.Какова роль и функции Центрального банка в рыночной экономике?

9. В чём состоит сущность денежно-кредитнойполитики, и каковы её основные инструменты?

Темы рефератов и докладов

1. Денежный рынок и равновесие на нем.

2. Стабильность и нестабильность денежного обращения. Состояние и проблемы денежного обращения в РФ.

3. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике.

4. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики.

5. Экономическая роль и функции Центрального банка в рыночной экономике.

Понятия:коммерческие банки, центральный банк, кредитно-денежная политика, обязательные резервы, учетная ставка, операции на открытом рынке, кредит, сеньораж.

Тесты

1. Возвратность, срочность, платность и гарантированность являются основными чертами: а) денежных отношений; б) кредитных отношений; в) финансовых отношений; г) валютных отношений.

2. Укажите, что из перечисленного ниже не входит в функцию Центрального банка:

а) эмиссия денег; б) регулирование денежного обращения; в) прием вкладов банка; г) прием вкладов населения.

3. Если норма обязательного резервирования составляет 5%, то возможности банковской системы по денежно-кредитной эмиссии больше суммы резервов в:

а) 20 раз; б) 5 раз; в) 25 раз; г) 0,5 раз.

Задачи и упражнения

1.Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать клиентам, если норма резервирования составляет 30%, а у банка есть 100 млн. денежных единиц?

Решение. Величина обязательного резерва=100×30%=30 млн. ден.ед. Количество денег, которое банк может ссужать клиентам=100-30=70 млн. ден.ед.

2.Во сколько раз увеличится каждая 1000 денежных единиц, попадающая в банковскую систему, если в системе действует 5 банков, а норма резервирования составляет 25%?

Решение. Mбанк. = Примерные задания для самостоятельной работы по отдельным темам курса - student2.ru ×100%=4.

3.Банковские депозиты увеличились на 500млн. ден.ед. Норма обязательного резервирования составляет 25%. Рассчитайте максимально возможное расширение денежного предложения в экономике.

Решение. Обязательные резервы банков=500×0,25=125 млн. ден.ед.

Избыточные резервы = 500 – 125 = 375 млн ден.ед.

Банковский мультипликатор mбанк=1:0,25=4. Денежное предложение расширится в 4 раза и составит: 375×4=1500 млн. ден. ед.

Творческие задания.

1. Составление таблиц динамики основных показателей, отражающих функционирование денежного рынка и банковского сектора на основе отечественной статистики.

Тема 12. Финансовая система государства

Финансы и финансовая система. Ценные бумаги, рынок ценных бумаг. Фондовые биржи. Бюджет государства. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Налоги и налоговая система государства.

Контрольные вопросы

1.Что такое финансы? Раскройте все виды финансовых отношений между субъектами хозяйствования.

2.Принципы построения финансовой системы. Аргументируйте важность принципа фискального федерализма.

3.Как формируются доходы государственного бюджета?

4. Какова структура государственных расходов?

5. Почему образуется бюджетный дефицит и как он покрывается?

5.Сущность ценных бумаг и их виды.

6. Что такое налоги и какую роль они играют в экономике?

7. Прямые и косвенные налоги. Чем прямые налоги отличаются от косвенных?

Темы рефератов и докладов

1. Виды ценных бумаг: акции и их разновидности; облигации и их виды; депозитные и сберегательные сертификаты; чеки; векселя; государственные ценные бумаги.

2.Государственное регулирование финансового рынка.

3.Особенности российского рынка ценных бумаг.

4.Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственный долг.

5.Основные направления сокращения и покрытия бюджетного дефицита в РФ.

6.Проблемы обновления и развития налоговой системы в Российской Федерации.

7.Усиление роли налогов в системе государственного регулирования экономики в переходный период.

Понятия:финансы, государственный бюджет, дефицит и профицит госбюджета, внутренний и внешний государственный долг, ценные бумаги, акции, облигации, рынок ценных бумаг, фондовая биржа, брокер, маклер, дилер.

Тесты:

1.Источниками финансовых ресурсов являются: а) средства, аккумулированные в государственном бюджете; б) средства внебюджетных фондов; в) собственные целевые денежные средства предприятий; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2.Система экономических отношений, благодаря которым про­исходит формирование, распределение и использование фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных) в целях выполнения функций и задач государства, — это: а) финансы; б) государственные финансы; в) финансовые ресурсы; г) финансовая система.

3.Финансовая политика включает в себя мероприятия госу­дарства: а) по организации и использованию финансов для осущест­вления своих функций; б) по обеспечению устойчивости национальной валюты; в) по активизации инвестиционной деятельности; г) по регулированию инфляционных процессов

Задачи и упражнения

1.Потенциальный ВВП составил в прошлом году 500 млрд. руб., фактический ВВП равен 480 млрд. руб. В стране взимаются пропорциональные налоги по ставке 20%. Расходы государственного бюджета равны 100 млрд. руб. Рассчитайте, будет ли данный бюджет иметь дефицит, профицит или будет сбалансирован?

Решение. Доходы бюджета =480×0,2=96 млрд. руб.; расходы бюджета =100 млрд. руб. Дефицит =4 млрд. руб.

2. Если с дохода в 1000 ден. ед. выплачивается налог в 100 ден. ед., а с дохода в 10000ден. ед. налог составляет 2000 ден. ед., то какой по характеру начисления налога является данная налоговая система?

Решение. С дохода 1000 д.е. взимается 10% налога, а с дохода 10000 -20% налога. Данная система прогрессивная.

3.Налоговая ставка при пропорциональной системе налогообложения составляет 20%. Сбалансированный бюджет соответствует уровню дохода (Y), равному 500млрд. ден. ед. Какова при этих условиях будет величина государственных расходов?

Решение. Сбалансированный бюджет→ доходы=расходам. Доходы бюджета=500×20%=100 млрд. руб. Гос. расходы=100 млрд. руб.

Творческие задания.

1. Составление таблиц динамики бюджетных расходов и доходов РФ.

Наши рекомендации