Указания по обработке результатов тестирования

При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, используется стандартный ключ, который накладывается на бланк для ответов (приложение 7). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности на шаблоне обозначена цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в1 балл. Затем все баллы, полученныепо 1-й и 2-й части опросника, суммируются для каждой черты личности. Полученная сумма баллов является предварительной оценкой черты личности. Она записывается в нижней части бланка для ответов против соответствующей черты личности.

Примечание. Ключ изготавливается в точном соответствии с форматом бланков для ответов испытуемых и применяется путем его последовательного наложения на часть 1 и часть 2 бланка ответов испытуемых. Предварительно в ключе должны быть прорезаны сквозные отверстия.

Каждая оценка далее переводится в стандартную 10-балльную, путем соотнесения ее с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8-10 лет и 11-12 лет). Таблицы приведены ниже по тексту.

Ключ CPQ

A 1 а 2 в 5 а 7 а 9 в
B 11 а 15 с 19 в 23 а 27 с
C 3 а 4 в 6 в 8 а 10 а
D 12 в 16 в 20 а 24 в 28 а
E 13 а 17 а 21 в 25 в 29 а
F 14 в 18 а 22 в 26 в 30 а
G 31 а 35 а 39 а 43 в 47 в
H 32 в 36 а 40 в 44 а 48 а
I 33 в 37 в 41 а 45 а 49 а
O 34 а 38 а 42 в 46 а 50 в
Q3 51 в 52 а 55 в 57 а 59 в
Q4 53 в 54 а 56 а 58 а 60 в

Оценка результатов:при оценке результатов можно пользоваться приведенными ниже нормативными таблицами перевода значений “сырых” баллов в стандартную стеновую шкалу.

Мальчики 8-10 лет

(Выборка детей г. Ярославля, n=250, данные НПЦ "Психодиагностика")

Стены
Факторы                    
А 1-2
В 0-1
С 4-5
D 4-5
E - 7-8 9-10
F 0-1
G 3-4
H 0-2 -
I - 8-10
O - 4-5 9-10
Q3 4-5
Q4 9-10


Девочки 8-10 лет

(Выборка детей г. Ярославля, n=310, данные НПЦ "Психодиагностика")

Стены
Факторы                    
А 0-1 2-3 -
В 0-1
С 4-5
D - 5-6 7-8
E - 7-8 9-10
F 9-10
G 0-1 3-4 -
H 0-1 2-3 - 5-6 -
I 0-1 3-4 5' -
O - 8-10
Q3 0-1 3-4 -
Q4 - 6-7 9-10

Мальчики 11-12 лет

(Выборка детей г. Ярославля, n=257, данные НПЦ "Психодиагностика")

Стены
Факторы                    
А 4-5
В 0-1
С 4-5
D 2-3
E 0-1
F 0-1 2-3 -
G 9-10
H 0-1
I - 8-10
O - 5-6 9-10
Q3 - 8-10
Q4 3-4

Девочки 11-12 лет

(Выборка детей г. Ярославля, n=300, данные НПЦ "Психодиагностика")

Стены
Факторы                    
А 0-2 -
В 1-2 - 9-10
С 4-5
D 3-4
E 0-1
F 0-1
G 6-7
H 0-1 5-6 -
I 0-2 - ' 4
O 6-7
Q3 6-7
Q4 2-3

Методика 21. Опросник формально-динамических свойств личности

Ребенка (ОФДСЛ-Р, 7 - 12 лет)

Данная методика - результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента. В.М. Русалова, 1990). Модифицированный вариант взрослого опросника ОФДСИ, используемый для детей. Имеются взрослый (18-60 лет), подростковый (13-17 лет) и детский (7-12 лет) (для родителей) варианты опросников.

Теоретические основы, структура опросника, интерпретация шкал, ключи к опроснику изложены в разделе III, методика 13.

Опросник содержит 150 утверждений, требующих ответа по 4-х балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 индивидуальным свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные типы. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям и может иметь значение от 12 до 48 баллов. В опроснике имеется контрольная шкала (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности (от 6 до 24 баллов). Опросник применяется как для индивидуального, так и группового обследования. Время заполнения опросника не более 30 мин. Обработка результатов производится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 20 мин. Ответы испытуемых фиксируются в регистрационном листе (бланке ответов) образец представлен в приложении 8.

Инструкция

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение обычного способа поведения Вашего ребенка. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "плохих" и "хороших" ответов. Поставьте "крестик" или "галочку" в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

1 - не характерно для Вашего ребенка;

2 - мало характерно для Вашего ребенка;

3 - довольно характерно для Вашего ребенка;

4 - исключительно характерно для Вашего ребенка.

Текст опросника

1. Часто ли Ваш ребенок испытывает потребность в движении?

2. Ваш ребенок предпочитает списывать с доски, а не решать задачи самостоятельно?

3. Испытывает ли Ваш ребенок постоянную жажду знаний?

4. С удовольствием ли занимается Ваш ребенок физической зарядкой?

5. Быстро ли Ваш ребенок считает "в уме"?

6. Сильно ли переживает Ваш ребенок, если он сделал контрольную работу менее успешно, чем ожидал?

7. Предпочитает ли Ваш ребенок свободное время проводить дома?

8. Легко ли Вашему ребенку одновременно смотреть телевизор и читать книжку?

9. Легко ли Вашему ребенку выполнять умственную работу, требующую длительного напряжения внимания?

10. Часто ли Ваш ребенок переживает из-за того, что выполнил задание не так, как следовало бы?

11. Ваш ребенок подвижен и легок ли на подъем?

12. Часто ли Ваш ребенок расстраивается, если обнаруживает свою ошибку при выполнении интеллектуальной работы?

13. Легко ли переключается Ваш ребенок с одного ручного труда на другой?

14. Быстро ли Ваш ребенок решает арифметические задачи?

15. Легко ли Ваш ребенок включается в разговор?

16. Подвижный ли Ваш ребенок?

17. Устает ли Ваш ребенок от длительного выполнения уроков?

18. Легко ли Ваш ребенок переключается с одного урока на другой?

19. Нравиться ли Вашему ребенку быстро ходить?

20. Предпочитает ли Ваш ребенок говорить медленно и неторопливо?

21. Часто ли Ваш ребенок высказывает свое мнение, не подумав?

22. Огорчается ли Ваш ребенок, если ему не удается что-то смастерить самому?

23. Любит ли Ваш ребенок интеллектуальные игры, где нужна быстрая скорость?

24. Испытывает ли Ваш ребенок беспокойство из-за того, что у него плохой почерк?

25. Испытывает ли Ваш ребенок чувство страха от того, что не сможет справиться с предстоящей контрольной работой?

26. Раним ли Ваш ребенок?

27. Трудно ли Вашему ребенку быстро подготовиться к уроку?

28. Часто ли Ваш ребенок не может заснуть из-за того, что ему не удалось решить задачу?

29. Выполняет ли Ваш ребенок свои обещания?

30. Огорчается ли Ваш ребенок, если поспорил с друзьями?

31. Часто ли у Вашего ребенка портится настроение, если он не может выполнить домашнее задание?

32. Легко ли Вашему ребенку заниматься физическим трудом?

33. Чувствовал бы Ваш ребенок себя дискомфортно, если бы на длительное время был лишен возможности общения с ребятами?

34. Ваш ребенок когда-нибудь опаздывал на уроки?

35. У Вашего ребенка много друзей и знакомых?

36. Регулярно ли Ваш ребенок читает новые книги про животных, про природу?

37. Ваш ребенок волнуется по поводу предстоящей контрольной работы?

38. Ваш ребенок тугодум?

39. Нравится ли Вашему ребенку что-нибудь мастерить своими руками?

40. Успешно ли выполняет Ваш ребенок работу, требующую координации рук (например, построить пирамиду)?

41. Легко ли Вашему ребенку выполнить несколько контрольных работ по разным предметам в один день?

42. Бывает, что Ваш ребенок говорит о вещах, в которых не разбирается?

43. В разговоре с товарищами речь Вашего ребенка часто опережает его мысль?

44. Склонен ли Ваш ребенок преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной работой?

45. Любит ли Ваш ребенок участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений?

46. Часто ли во время беседы мысли Вашего ребенка перескакивают с одной темы на другую?

47. Легко Вашему ребенку учиться по основным предметам и еще посещать различные кружки?

48. Часто ли Ваш ребенок чувствует в себе избыток интеллектуальной энергии?

49. Вашему ребенку нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений?

50. Трудно ли Вашему ребенку говорить быстро?

51. Легко ли Вашему ребенку первым завязать знакомство?

52. Испытывает ли Ваш ребенок досаду, что у него не хватает ловкости для участия в спортивных играх?

53. Считаете ли Вы своего ребенка быстро думающим человеком?

54. Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает Вашего ребенка?

55. Ваш ребенок огорчается, что пишет медленно и не успевает иногда записать то, что диктует учитель?

56. Ваш ребенок переживает, если его неправильно поняли в разговоре?

57. Ваш ребенок говорит свободно, без запинок?

58. Ваш ребенок охотно выполняет физическую работу?

59. Легко ли Ваш ребенок переключается с решения одной задачи на другую?

60. Ваш ребенок предпочитает заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки?

61. Ваш ребенок сильно волнуется во время выполнения контрольной работы?

62. Вашему ребенку требуется много времени, чтобы разобраться в том или ином вопросе?

63. Ваш ребенок не вступает в контакты с людьми, которые ему малознакомы?

64. Ваш ребенок легко обучается рукоделию (ремеслу)?

65. Вашему ребенку нравятся задачи на смекалку?

66. Легко ли Ваш ребенок переносит однообразную физическую работу?

67. Ваш ребенок нередко конфликтует с друзьями из-за того, что часто говорит, не подумав?

68. Ваш ребенок предпочитает постоянно находиться среди людей?

69. Ваш ребенок пишет быстро?

70. Ваш ребенок быстро устает от физической работы?

71. Ваш ребенок разговорчив?

72. Ваш ребенок иногда преувеличивает негативное отношение к нему близких людей?

73. У Вашего ребенка портится настроение из-за того, что сделанная им вещь оказывается не совсем удачной?

74. Ваш ребенок легко обижается, когда близкие ему люди указывают на его недостатки?

75. Во время физической работы Ваш ребенок часто делает перерыв для отдыха?

76. Вашему ребенку нравится разнообразный ручной труд?

77. Вашему ребенку легко внести оживление в компанию?

78. Ваш ребенок испытывает тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом?

79. Легко ли Вашему ребенку провести прямую линию от руки?

80. Может ли Ваш ребенок, не задумываясь, задать вопрос незнакомому человеку?

81. Раздражает ли Вашего ребенка быстрая речь собеседника?

82. С удовольствием ли выполняет Ваш ребенок умственную работу?

83. Считаете ли Вы движения своего ребенка медленными и неторопливыми?

84. Считаете ли Вы своего ребенка физически сильным?

85. Когда Ваш ребенок рассказывает о чем - либо оживленно, то прибегает ли он к мимике и жестам?

86. У Вашего ребенка бывают мысли, которые он хотел бы скрыть от других?

87. Ваш ребенок тратит меньше времени, чем другие для подготовки к контрольной работе?

88. В речи Вашего ребенка много длительных пауз?

89. Часто ли огорчается Ваш ребенок из-за того, что он физически менее развит, чем ему хотелось бы?

90. Ваш ребенок сильно волнуется перед ответственным разговором?

91. Устает ли Ваш ребенок, когда приходится долго говорить?

92. Чувствует ли в себе Ваш ребенок избыток физических сил?

93. У Вашего ребенка быстрые движения рук?

94. Ваш ребенок свободно чувствует себя в большой компании?

95. Вашему ребенку нравятся задачи, требующие от него постоянного переключения внимания?

96. Ваш ребенок предпочитает легкое задание, не связанное с большой умственной нагрузкой?

97. Ваш ребенок вначале решает однотипные задачи и только потом задачи, требующие нестандартного подхода?

98. Ваш ребенок молчалив, даже находясь в кругу друзей?

99. Ваш ребенок легко переключается с одной работы по хозяйству на другую (например, подмести пол, вымыть посуду)?

100. Считаете ли Вы своего ребенка мастером на все руки?

101. Ваш ребенок легко высказывает свои мысли в присутствии незнакомых людей?

102. Ваш ребенок довольно быстро выполняет физическую работу?

103. Вашего ребенка огорчают незначительные ошибки, допущенные им при решении задачи?

104. Быстро ли Ваш ребенок читает вслух?

105. Ваш ребенок переживает из-за того, что у него нет способности овладеть интересующим ремеслом?

106. Ваш ребенок основательно планирует предстоящую умственную работу, чтобы избежать ошибок?

107. Удается ли Вашему ребенку придумать свой способ решения задачи?

108. Ваш ребенок часто переживает, что недостаточно хорошо владеет рукоделием (ремеслом)?

109. Ваш ребенок сильно волнуется, выясняя отношения с друзьями?

110. Ваш ребенок нуждается в людях, которые бы его ободрили и утешили?

111. Ваш ребенок старается избегать тяжелой физической работы?

112. В свободное время меня Вашего ребенка тянет пообщаться со сверстниками?

113. Ваш ребенок обычно предпочитает подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

114. В компаниях сверстников Ваш ребенок держится обособленно?

115. Легко ли Вашему ребенку начертить сложную геометрическую фигуру?

116. В компании сверстников Ваш ребенок начинает разговор первым?

117. Ваш ребенок легко воспринимает быструю речь?

118. У Вашего ребенка медленные движения, когда он что-нибудь мастерит?

119. Ваш ребенок быстро решает головоломки?

120. Длительная подготовка к урокам утомляет Вашего ребенка?

121. Ваш ребенок иногда сплетничает?

122. Ваш ребенок предпочитает выполнять физическую работу в быстром темпе?

123. Вашему ребенку нравится быстро говорить?

124. Когда Ваш ребенок выполняет работу, требующую координации движений, он испытывает некоторое волнение?

125. Ваш ребенок любит часто бывать в большой компании сверстников?

126. Легко ли Ваш ребенок впадает в истерику, когда его критикуют или делают ему замечание?

127. Ваш ребенок способен выполнять длительную физическую работу?

128. Вашему ребенку приятны быстрые движения?

129. Ваш ребенок любит уединение?

130. Легко ли Вашему ребенку настроиться на выполнение нового задания?

131. Вашему ребенку с трудом удается сделать нужную вещь своими руками?

132. Считает ли Ваш ребенок себя физически сильным человеком?

133. Ваш ребенок обычно предпочитает работу, не требующую особого умственного напряжения?

134. Вашему ребенку трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

135. Ваш ребенок может с легкостью обратиться с просьбой к другому ребенку?

136. Ваш ребенок предпочитает работу, не требующую быстрых движений?

137. Ваш ребенок предпочитает медленный, спокойный разговор?

138. Ваш ребенок испытывает чувство обиды от того, что окружающие его люди, как ему кажется, обходятся с ним хуже, чем следовало бы?

139. Для Вашего ребенка умственная работа более привлекательна чем физическая?

140. Трудно ли Вашему ребенку читать две- три книжки сразу?

141. В ручном труде Вашего ребенка раздражают малейшие неполадки?

142. Медленно ли решает задачи Ваш ребенок?

143. Ваш ребенок любит много читать?

144. Когда Ваш ребенок что-то мастерит, он обращает внимание даже на незначительные погрешности?

145. Многие считают, что Ваш ребенок быстро соображает?

146. В разговоре Вашего ребенка легко обидеть по пустякам?

147. При решении даже несложной задачи, Ваш ребенок испытывает чувство неуверенности?

148. При общении с другими людьми Ваш ребенок чувствует себя неуверенно?

149. Легко ли Вашему ребенку сочинять рассказы на разные темы?

150. Среди знакомых детей Вашего ребенка есть дети, которые ему явно не нравятся.

2.2. Методики исследования внутрисемейных отношений ребенка

Методика 22. Диагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).(Изложена в разделе I, методика 17)

Наши рекомендации