Итоговая аттестация по дисциплине

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Направление: 050100.62 Педагогическое образование

Курс: 1

Семестр: 1

Статус дисциплины: дисциплина по выбору (Б.1.ДВ)

Трудоемкость: 72ч., аудиторных – (10-л. , 18-сем.) самостоятельная работа – 44ч.

Количество кредитов: 2

Промежуточная аттестация: экзамен

Количество баллов: min - 55, max – 100

Ф.И.О. преподавателя: Сергеева Ирина Анатольевна

(доцент кафедры психологии и психофизиологии ребенка)

Пояснительная записка

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов представлений о конфликте как социально-психологическом явлении, способах предупреждения и разрешения социальных и психологических конфликтов в практической деятельности.

Задачамиизучения конфликтологии являются:

- формирование представления об основных видах и стадиях протекания конфликтов;

- овладение навыками анализа и самоанализа поведения в межличностных конфликтах;

- изучение способов и стилей разрешения различных конфликтных ситуаций.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме при выполнении практических заданий индивидуального характера (анализ конфликтных ситуаций), в устной форме при выполнении практических заданий группового характера (тренинги, ролевые игры), а также (само)анализа стиля поведения в моделируемых конфликтных ситуациях. Проверка знаний студента по тематике курса проводится в виде тестирования.

Итоговая аттестация по дисциплине

Итоговая аттестация дисциплины осуществляется по накопительной системе, которая позволяет определить степень сформированности представлений студентов о структуре и динамике конфликтов в сфере межличностных и деловых отношений, а также психолого – педагогических умений анализировать и решать межличностные конфликты.

Тематический план
Тема и содержание задания Компетенция Вид (форма) текущей аттестации Вид работы (аудиторная или внеаудиторная) Минимум баллов Максимум баллов Сроки представления и проверки заданий
Тема 1: «Конфликтология как самостоятельная наука; этапы ее развития». Практическое занятие – 2ч. 1. Обсуждение проблемных вопросов, отражающих возникновение и развитие конфликтологии, а также выявление ее специфики как самостоятельной науки.   2. Выявление места конфликтологии в системе наук (составление схемы «Связь конфликтологии с другими науками»).   3. Эссе «Современные проблемы развития конфликтологии».   Умение характеризовать особенности становления дисциплины на всех этапах ее развития. Умение характеризовать конфликтологию как относительно самостоятельную теорию и прикладное направление в социологии и психологии   Беседа     Письменная работа Аудиторная Внеаудиторная     В ходе занятия по теме     1 неделя
Тема 2: «Механизмы возникновения межличностных конфликтов». Практическое занятие – 2ч. 1. Анализ и решение ситуаций, описывающих межличностные конфликты, возникающие по каждой из следующих формул: «Эскалация конфликтогенов», «конфликтная ситуация + инцидент», «сумма конфликтных ситуаций».   2. Составить «словарик» по основным понятиям изучаемой темы (использовать не менее 10 понятий).     Умение анализировать конфликтные ситуации, выделять их формулы, прогнозировать пути разрешения конфликта Устный и письменный отчет.   Письменная работа (составленный словарик) Аудиторная Внеаудиторная   В ходе занятия по теме 1 неделя  
Тема 3: «Конфликтность личности» 1. Самодиагностика акцентуаций характера (по методике Шмишека), темперамента (по методике Айзенка). 2. Заполнить таблицу: «Характеристика личности». 3. Подобрать примеры конфликтных личностей (по С. Н. Емельянову) из литературных произведений, кинофильмов, жизненных ситуаций. Знание признаков и критериев конфликтной личности. Умение определять роль некоторых индивидуально-психологических особенностей для формирования конфликтной личности   Представленная в письменном виде заполненная таблица и описание примеров конфликтных личностей. Аудиторная Внеаудиторная     В ходе занятия по теме 1 неделя  
Тема 4: «Поведение личности в конфликтной ситуации» 1. Анализ стратегий поведения в конфликте. Самодиагностика стратегий поведения в конфликте (анкета Р. Томаса).   2. Определение ситуаций, когда возможно наиболее эффективное применение каждой из стратегий поведения в конфликте (по Р. Томасу). Описание путей самопомощи и самосовершенствования.   Знание Письменная работа (психологическая характеристика по результатам тестирования). Письменная работа (описание эффективности применения каждой из стратегий) Аудиторная Внеаудиторная     В ходе занятия по теме   1 неделя  
Тема 5: «Виды конфликтов». Тренинг решения ситуационных задач (конфликты в сфере межличностных отношений). 1. Решение ситуационных задач. 2. Подобрать из художественных литературных произведений, кинофильмов примеры различных конфликтов в сфере межличностных отношений (не менее 5). Проанализировать не менее двух из них.     Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов в сфере межличностных отношений. Индивидуальная работа на занятии, устный отчет.     Письменный отчет (перечень конфликтных ситуаций, анализ одной из них). Аудиторная Внеаудиторная В ходе занятия по теме   1 неделя
Тема 6: «Виды конфликтов». Тренинг решения ситуационных задач (конфликты в педагогической деятельности). 1. Решение ситуационных задач.     2. Определить по 10 личностных качеств педагога, которые способствуют или не способствуют проявлению конфликтного поведения.       Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов в сфере профессиональной деятельности. Индивидуальная работа на занятии, устный отчет   Представленный в письменном виде перечень качеств и описание ситуаций. Аудиторная Внеаудиторная В ходе занятия по теме 1 неделя
Тема 7: «Внутриличностные конфликты» 1. Анализ видов внутриличностных конфликтов (по Шипилову). Привести примеры на каждый из них, обосновать. 2. Описать не менее 2 ситуаций, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, связанные с борьбой мотивов. Представление о внутриличностном конфликте и особенностях его протекания.     Индивидуальная работа, устный отчет.     Письменный отчет (описание конфликтных ситуаций, их обоснование). Аудиторная Внеаудиторная В ходе занятия по теме 1 неделя
Тема 8: «Конфликты между детьми в период дошкольного детства, их профилактика и способы разрешения». 1. Тренингрешения ситуационных задач. 2. Анализ причин межличностных детских конфликтов и типичные способов разрешения межличностных конфликтов детьми (в зависимости от возраста и гендерной принадлежности). 3. Предложить рекомендации родителям и воспитателям (не менее 3-х) . Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов между детьми в период дошкольного детства. Индивидуальная работа, устный отчет. Письменный отчет и список рекомендаций. Аудиторная Внеаудиторная В ходе занятия по теме   1 неделя
  ИТОГО        
  Аттестационный блок
1. Посещаемость    
2. Итоговый тест    
3. ВСЕГО по дисциплине    

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – изд. 3-е. - СПб.: Питер, 2006 – 496 с.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – С-Пб.: Питер, 2009. – 304с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003 – 464 с.

4. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М: Тандем, 2001. – 320 с.

5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.

Наши рекомендации