Итоговая аттестация по дисциплине
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Направление: 050100.62 Педагогическое образование
Курс: 1
Семестр: 1
Статус дисциплины: дисциплина по выбору (Б.1.ДВ)
Трудоемкость: 72ч., аудиторных – (10-л. , 18-сем.) самостоятельная работа – 44ч.
Количество кредитов: 2
Промежуточная аттестация: | экзамен |
Количество баллов: min - 55, max – 100
Ф.И.О. преподавателя: Сергеева Ирина Анатольевна
(доцент кафедры психологии и психофизиологии ребенка)
Пояснительная записка
Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов представлений о конфликте как социально-психологическом явлении, способах предупреждения и разрешения социальных и психологических конфликтов в практической деятельности.
Задачамиизучения конфликтологии являются:
- формирование представления об основных видах и стадиях протекания конфликтов;
- овладение навыками анализа и самоанализа поведения в межличностных конфликтах;
- изучение способов и стилей разрешения различных конфликтных ситуаций.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме при выполнении практических заданий индивидуального характера (анализ конфликтных ситуаций), в устной форме при выполнении практических заданий группового характера (тренинги, ролевые игры), а также (само)анализа стиля поведения в моделируемых конфликтных ситуациях. Проверка знаний студента по тематике курса проводится в виде тестирования.
Итоговая аттестация по дисциплине
Итоговая аттестация дисциплины осуществляется по накопительной системе, которая позволяет определить степень сформированности представлений студентов о структуре и динамике конфликтов в сфере межличностных и деловых отношений, а также психолого – педагогических умений анализировать и решать межличностные конфликты.
Тематический план | |||||||
№ | Тема и содержание задания | Компетенция | Вид (форма) текущей аттестации | Вид работы (аудиторная или внеаудиторная) | Минимум баллов | Максимум баллов | Сроки представления и проверки заданий |
Тема 1: «Конфликтология как самостоятельная наука; этапы ее развития». Практическое занятие – 2ч. 1. Обсуждение проблемных вопросов, отражающих возникновение и развитие конфликтологии, а также выявление ее специфики как самостоятельной науки. 2. Выявление места конфликтологии в системе наук (составление схемы «Связь конфликтологии с другими науками»). 3. Эссе «Современные проблемы развития конфликтологии». | Умение характеризовать особенности становления дисциплины на всех этапах ее развития. Умение характеризовать конфликтологию как относительно самостоятельную теорию и прикладное направление в социологии и психологии | Беседа Письменная работа | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 2: «Механизмы возникновения межличностных конфликтов». Практическое занятие – 2ч. 1. Анализ и решение ситуаций, описывающих межличностные конфликты, возникающие по каждой из следующих формул: «Эскалация конфликтогенов», «конфликтная ситуация + инцидент», «сумма конфликтных ситуаций». 2. Составить «словарик» по основным понятиям изучаемой темы (использовать не менее 10 понятий). | Умение анализировать конфликтные ситуации, выделять их формулы, прогнозировать пути разрешения конфликта | Устный и письменный отчет. Письменная работа (составленный словарик) | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 3: «Конфликтность личности» 1. Самодиагностика акцентуаций характера (по методике Шмишека), темперамента (по методике Айзенка). 2. Заполнить таблицу: «Характеристика личности». 3. Подобрать примеры конфликтных личностей (по С. Н. Емельянову) из литературных произведений, кинофильмов, жизненных ситуаций. | Знание признаков и критериев конфликтной личности. Умение определять роль некоторых индивидуально-психологических особенностей для формирования конфликтной личности | Представленная в письменном виде заполненная таблица и описание примеров конфликтных личностей. | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 4: «Поведение личности в конфликтной ситуации» 1. Анализ стратегий поведения в конфликте. Самодиагностика стратегий поведения в конфликте (анкета Р. Томаса). 2. Определение ситуаций, когда возможно наиболее эффективное применение каждой из стратегий поведения в конфликте (по Р. Томасу). Описание путей самопомощи и самосовершенствования. | Знание | Письменная работа (психологическая характеристика по результатам тестирования). Письменная работа (описание эффективности применения каждой из стратегий) | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 5: «Виды конфликтов». Тренинг решения ситуационных задач (конфликты в сфере межличностных отношений). 1. Решение ситуационных задач. 2. Подобрать из художественных литературных произведений, кинофильмов примеры различных конфликтов в сфере межличностных отношений (не менее 5). Проанализировать не менее двух из них. | Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов в сфере межличностных отношений. | Индивидуальная работа на занятии, устный отчет. Письменный отчет (перечень конфликтных ситуаций, анализ одной из них). | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 6: «Виды конфликтов». Тренинг решения ситуационных задач (конфликты в педагогической деятельности). 1. Решение ситуационных задач. 2. Определить по 10 личностных качеств педагога, которые способствуют или не способствуют проявлению конфликтного поведения. | Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов в сфере профессиональной деятельности. | Индивидуальная работа на занятии, устный отчет Представленный в письменном виде перечень качеств и описание ситуаций. | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 7: «Внутриличностные конфликты» 1. Анализ видов внутриличностных конфликтов (по Шипилову). Привести примеры на каждый из них, обосновать. 2. Описать не менее 2 ситуаций, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, связанные с борьбой мотивов. | Представление о внутриличностном конфликте и особенностях его протекания. | Индивидуальная работа, устный отчет. Письменный отчет (описание конфликтных ситуаций, их обоснование). | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
Тема 8: «Конфликты между детьми в период дошкольного детства, их профилактика и способы разрешения». 1. Тренингрешения ситуационных задач. 2. Анализ причин межличностных детских конфликтов и типичные способов разрешения межличностных конфликтов детьми (в зависимости от возраста и гендерной принадлежности). 3. Предложить рекомендации родителям и воспитателям (не менее 3-х) . | Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов между детьми в период дошкольного детства. | Индивидуальная работа, устный отчет. Письменный отчет и список рекомендаций. | Аудиторная Внеаудиторная | В ходе занятия по теме 1 неделя | |||
ИТОГО |
Аттестационный блок | |||||
1. | Посещаемость | ||||
2. | Итоговый тест | ||||
3. | ВСЕГО по дисциплине |
Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – изд. 3-е. - СПб.: Питер, 2006 – 496 с.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – С-Пб.: Питер, 2009. – 304с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003 – 464 с.
4. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М: Тандем, 2001. – 320 с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.