Учение о динамической и системной локализации ВПФ и его применение в восстановительном обучении
Концептуальный аппарат нейропсихологии, его место и роль в учении о восстановлении ВПФ.
Функциональная система и ее значение для восстановления ВПФ.
Учение о динамической и системной локализации ВПФ и его применение в восстановительном обучении.
4. Понятие «симптом», «синдром», «фактор» и их значение для восстановительного обучения.
Теоретические концепции, на которых основывается учение о восстановлении ВПФ:
- учение о ВПФ (Выготский)
- Учение о ФС (Анохин)
- Учение о динамической и системной локализации ВПФ (Лурия)
- Учение о факторе, симптоме и синдроме
Эти концепции и составляют концептуальный аппарат нейропсихологии.
Учение о ВПФ (Выготский)
Л. С. Выготский дал определение, указывающее на системный характер ВПФ: «В процесс е психического развития ребенка ... происходит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства низшего порядка, заступающие на место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями. Эта формулировка носит выраженный системный подход к определению ВПФ, что позволило Л. С. Выготскому сформулировать ряд основных правил развития ВПФ. Он отметил, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.
ВПФ:
ü психические функции следует рассматривать как сложные системы, структуры, состоящие из ряда компонентов;
ü формирование систем распределено во времени и не носит линейного характера, т. е. разные системы и компоненты систем начинают формироваться в разное время;
ü на каждом этапе развития взаимодействие элементов системы носит специфический характер.
Положение об «экстракортикальном» принципе организации мозга человека (закон перехода функции извне вовнутрь, или закон вращивания, по Л. С. Выготскому): механизмы работы мозга человека формируются в ходе деятельности ребенка во внешнем мире, связанной с использованием орудий труда, знаков, речи.
Это положение приводит к ряду следствий:
• формирование функций мозга, различных его отделов и психическое развитие тесно взаимосвязаны и диктуются теми формами социального поведения, которые осуществляются ребенком в его совместной деятельности со взрослым человеком;
• созревание мозга - необходимое, но не достаточное условие для психического развития;
• средовые (в том числе социальные) воздействия есть необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество - качество психического.
ü Дает представление о строении ВПФ: оно системно и многоуровнево.
ü ВПФ формируются прижизненно
ü Формирование происходит под влиянием окружающего предметного мира и людей
ü ВПФ произвольны. Опосредованны.
Выготский одним из первых начал работать с афазией. Благодаря его учению удалось увидеть возможность восстановления ВПФ.
Учение о ФС (Анохин)
В теории было показано, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение различных его органов в функциональные системы. Системообразующим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат.
Системогенез, формирование функциональных систем происходит поэтапно, неравномерно в соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды (принцип гетерохронии) в формировании и темпах развития различных структурных образований организма, гетерохрония в установлении связей между этими образованиями, являющимися фрагментами функциональной системы). Благодаря этому функциональная система становится в какой-то степени продуктивной задолго до того, как все ее звенья получат окончательное структурное оформление (принцип фрагментарности органа). Другими словами, происходит созревание нескольких структурных единиц до той степени, когда они готовы объединиться в несовершенную, но тем не менее архитектурно и функционально полноценную функциональную систему (принцип минимального обеспечения функциональной системы).
При этом происходит опережающая закладка и развитие тех органов, которые наиболее важны для решения адаптационных задач (принцип опережающего развития).Например, в эмбриогенезе нервная система закладывается раньше, чем различные органы.
Внутрисистемная гетерохронностьсвязана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функционированию системы. Например, у новорожденного ребенка есть готовые системы, обеспечивающие ряд важных, но элементарных процессов - дыхания, сосания, глотания. В то же время у него можно видеть значительное несовершенство двигательных, зрительных, слуховых функций.
Кроме внутрисистемной имеет место и межсистемная гетерохроннсть, которая связана с неодновременной закладкой и формированием разных функциональных систем. Например, автоматическое схватывание на первых месяцах жизни предмета, вложенного в руку. постепенно усложняется за счет появления зрительного контроля над действием руки: возникает межсистемная, зрительно-моторная координация.
Учение о динамической и системной локализации ВПФ (Лурия) и Учение о факторе, симптоме и синдроме
Лурия: Высшие психические функции представляют собой «сложные, саморегулирующееся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования».
А. Р. Лурия дал новую трактовку таких понятий нейропсихологии, как симптом, функция, локализация, и ввел ряд новых: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга.
Введение понятия «функциональной системы» вместо «функция» снимает вопрос об узкой локализации психических функций в коре. Если рассматривать психическую функцию как функциональную систему, которая связана с совокупной, совместной работой ряда участков мозга, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. Локализация должны быть связана с работой различных участков мозга. И основным становится вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции.
Под квалификацией симптомаподразумевается, во-первых, поиск того, что является характерным, специфическим для него и отличает его от других симптомов нарушения той же функции; во-вторых – поиск того что является общим в симптомах нарушения разных психических функций; в-третьих - выявление причины, которая лежит в основе этого симптома и которая вызвала его к жизни.
Таким образом, квалификация разных симптомов, наблюдаемых при локальном поражении мозга, позволяет найти их общие свойства, выделить тот фактор, который обеспечивает в разных функциональных системах работу данного участка мозга, и дать заключение о локализации очага поражения.
Фактор – это собственно функция той или иной мозговой структуры, определяющая принцип ее работы.
Применение нейропсихологического фактора как методологической конструкта позволяет сформулировать следующие иерархии построения психической функции: (мозговая структура) > (функция мозговой структуры) = (психический процесс) > (результат психического процесса = нейропсихологический фактор), а также (совокупность совместно работающих мозговых зон = нейрофизиологическая функциональная система) > (совокупность психических процессов = психическая 'функциональная система).
Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализаизменений поведения, возникающих при локальных поражениях мозга.
Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению ряда психических функций, т. е. он является общим звеном в ряде функциональных систем.. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с несколькими симптомами нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом, или синдромом.
Нейропсихологический синдром - это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга. Это комплексное нарушение психической функции, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выпадением из нормальной работы того или иного фактора.