Поиск числовой закономерности

Важными являются упражнения, направленные на познание понятий числа, объема, массы: ребенку предлагается кусок пластилина, взвешивается. Затем этот пластилин ребенок вытягивает или лепит из него что-то, но с использованием всего куска. После этого получившаяся фигура опять взвешивается. Для развития навыков практического мышления и социальной ориентации полезно разыгрывание сценок с неоконченными сценариями: «покупка в магазине», «переход улицы», «товарищ предлагает прогулять урок» и т.д.

Развитие эмоциональной сферы личности, мотивации подробно описаны в работе П.М. Якобсон (1966). Если в норме эти занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, то у детей с ЗПР возможно их проведение в 7– 9 лет. В более старшем возрасте упражнения по развитию памяти, внимания, мышления проводятся, в основном, с детьми, страдающими органическим поражением ЦНС. Применяются описанные ранее упражнения, но в усложненных модификациях (так, например, «муха» не в квадрате 3x3, а 5x5 или в кубе).

У старших подростков возможно проведение более сложных упражнений, направленных на обучение навыкам расслабления и концентрации. Упражнения этого типа даны в книге Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова (1988); в нашем учебном пособии приведем только наиболее простые в применении упражнения.

«Лентяй и труженик»

Одной половине группы предлагается удобно устроиться на стуле, максимально расслабиться, второй – принять позу «внимание» (сесть за парты в требуемую по школьным правилам позу, нахмурить брови и т. д.). Затем всей группе предлагается ряд цифр для запоминания. Результаты сравниваются. После этого группы меняются местами и упражнение повторяется. Это дает возможность каждому подростку определить, какая из рабочих поз является для него оптимальной.

«Сосредоточение»

Упражнение выполняется в парах. Один из подростков максимально сосредоточенно выполняет какую-либо интеллектуальную деятельность (например, устный счет), партнер пытается отвлечь его от этого занятия любыми средствами (кроме физического контакта!). Затем пары меняются. Побеждает тот, кому удается как можно дольше удерживать концентрацию внимания, несмотря на помехи.

У подростков с астеническими типами акцентуации, неврозами широко применяются элементы актерского тренинга, что позволяет более произвольно регулировать свои эмоциональные состояния и адекватно выражать их в ходе

контакта. Упражнения этого типа собраны в книге СВ. Гиппиус (1967). Мы приведем только те, которыми наиболее часто пользовались в работе с подростками.

«Тень»

Разделитесь на пары. Первый будет Человек. Пусть он ходит по комнате как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочку... Второй будет его Тенью, пусть он находится за спиной человека и повторяет в точности все его движения. Если человек задумчив, грустен, может ли тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна двигаться в том же ритме, в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо попытаться проникнуть в мысли Человека...

«Важный гость»

Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого доктора из Америки. Один из участников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым доктором. Он здоровается, садится, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно достичь полной достоверности его поведения и поведения других участников.

«Переключения темпо-ритма»

Упражнение на действие с воображаемым предметом. Вы – дома, сидите и пишете сочинение. Нормальное самочувствие и настроение. Решите, на какую тему, о чем? Покажите, как вы это делаете.

– А если бы вам не хотелось писать? Жара, весна, друзья на улицу зовут, но отписать быстренько надо... Как бы это выглядело?

– А если бы это было вступительное сочинение в институт? А время кончается через 10 минут? и т.д.

«Волшебный графин»

Для этого упражнения нужны графин с водой и стаканы.

– Пусть каждый нальет из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток – какао. Вспомнили вкус, запах, вид? Когда вспомните, отпейте немного.

Второй глоток – хлебный квас, прямо из бочки. Третий – горячий чай. Четвертый – рыбий жир ... и т. д.

Потом упражнение выполняет один участник, а остальные должны узнать, что именно он пьет.

Существенным и часто применимым разделом психотренинга является аутогенная тренировка (AT).

Аутогенная тренировка – активный метод психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможность саморегуляции исходно непроизвольных функций организма.

Тренирующийся сам активно включается в работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Успешно применяется аутогенная тренировка при неврозах, психосоматических заболеваниях, состояниях тревоги, нарушениях сна и т. д. Противопоказанием является состояние острого психоза, нарушения сознания, наличие бреда, низкий интеллектуальный уровень, дошкольный возраст ребенка. Обучение AT проводится, в основном, в группе, с тем, чтобы клиент в дальнейшем использовал его самостоятельно, по мере возникновения потребности. Занятия требуют определенного помещения и оборудования. Помещение должно быть хорошо проветриваемым и теплым, изолированным от внешних шумов. Желательно неяркое освещение. Мебель: мягкие кресла с подлокотниками и кушетки с подушками. Стол руководителя занятий должен быть освещен неярким (затемненным) светом. Желательно наличие магнитофона или проигрывателя. Продолжительность одного занятия 30– 40 минут, курс обычно рассчитан на 9–10 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю. На первом занятии проводится тренировка по расслаблению различных групп мышц: рук, ног, шеи, лица... На последующих занятиях достигается ощущение тепла и тяжести в различных частях тела. Слушатели повторяют про себя за ведущим и пытаются ощутить желаемое состояние: «Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми!»

Занятия включают также тренировку глубокого диафраг-мального дыхания, что сопровождается вызыванием чувства

тепла в животе. По вышеописанному принципу дается формулировка: «Живот наполнился приятным теплом». После достижения группой устойчивых ощущений тепла всего тела вызывается ощущение приятной прохлады в области головы. Это упражнение для регуляции сосудистого тонуса, профилактики головных болей. На заключительных занятиях проводится тренировка по вызыванию у себя положительно эмоционально окрашенных состояний: воображаемый сюжет: «Я на берегу моря», «Отдых в лесу» и т. д.

Аутотренинг – средство, прежде всего, профилактики и психогигиены, поэтому он продолжается в ходе регулярных домашних занятий, при которых можно использовать магнитофонные записи той же музыки или текст, которые были при групповых занятиях. Результативность аутогенной тренировки измеряется способностью клиента поддерживать желаемое бодрое состояние в течение дня и спокойно засыпать вечером.

Следует еще раз напомнить, что любые психокоррекци-онные и тренинговые занятия должен проводить психолог, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обучение на курсах, прослушавший тренинг-семинары по избранному им типу коррекционной работы. Использование методов, включающих биоэнергетическое воздействие или изменение состояния сознания у детей и подростков, недопустимо.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «консультативная помощь», «психологическая коррекция», «психотерапия».

2. Какие техники используются в работе с детьми дошкольного возраста?

3. Каковы показания и противопоказания для применения индивидуальной психологической коррекции?

4. Каковы показания и противопоказания для занятий в группе?

5. Для детей с какими нарушениями развития полезен психотренинг?

6. Для каких подростков желательны занятия аутотренингом?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Саша П., 15 лет. К психологу за консультативно-кор-рекционной помощью обратились мать и классный руководитель.

С их точки зрения, Саша мало общается с детьми в классе, не принимает участия в общешкольных мероприятиях (вечерах, дискотеках и т.д.). Успеваемость подростка хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Саша дома мало общается с родителями и старшим братом. Все свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или пишет сам программы для компьютеров. Читает исключительно спецлитературу по программированию. При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания подростка, работоспособности не обнаружено. При выполнении классификации, исключений – отдельные решения по субъективно-значимым признакам, но такие решения легко поддаются коррекции. Эмоциональные восприятия не нарушены. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой: «А о чем с ними разговаривать?» При обследовании по ПДО отмечается выраженная шизоидная акцентуация с высоким риском психопатизации, тенденций к делинквент-ности и алкоголизации не отмечается. Систему своих отношений с родителями и одноклассниками подросток оценивает как вполне удовлетворительную.

1. Нуждается ли Саша в психологической коррекции?

2. О чем нужно сообщить родителям и педагогу и что им можно посоветовать?

Задача 2. Вова Т., 8 лет. К психологу обратилась мама мальчика с просьбой показать «развивающие игры» и «позаниматься» с ребенком, так как он не усваивает школьную программу. Мама объясняет неуспеваемость ребенка отсутствием индивидуального подхода со стороны учительницы и своей занятостью. Из беседы с матерью стало известно, что ребенок родился в срок, но отставал в психофизическом развитии: сидеть начал к 8 мес, ходить – в 1,5 года, отдельные слова появились в 2 года. Детский сад ребенок не посещал, воспитывался в селе у бабушки. В школу пошел не подготовленным: не знал букв, не владел навыками счета. Во время учебы в 1-м классе Вова научился узнавать отдельные буквы, цифры, усвоил счет в пределах 5 с использованием наглядного материала. При психологическом обследовании отмечается недостаточность объема и переключаемое™ внимания. Работоспособность равномерно низкая. Механическое запоминание затруднено: 2, 2, 3, 4. Осмысление и опосредование не улучшает результаты. Мышление

конкретное Испытуемому доступно установление связи и последовательности событий в серии из 2 – 3 картин. Исключения и обобщения производятся по конкретно-ситуативным и наглядным признакам. Понимание скрытого смысла «нелепиц» недоступно. Ю = 65 баллов с равномерно низким уровнем достижений Мелкая моторика не развита, при выполнении графических проб – рисунок на уровне «головонога». Оказание помощи, дополнительные инструкции существенно не влияют на результаты.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Целесообразно ли проведение коррекционных мероприятий и продолжение обучения в обычной школе?

Задача 3. Вася Л., 6 лет. К психологу обратилась мать Васи с просьбой о коррекционно-консультативной помощи. Вася родился, рос и развивался нормально, ходить и говорить начал своевременно. Две недели назад Вася был свидетелем сцены – пьяный отец ломал мебель, бил мать, громко ругался. Отец не страдает алкоголизмом, ситуация была единичной. Однако у ребенка появился страх темноты, одиночества, «страшного дядьки». В присутствии отца ребенок молчит, скован. При психологическом обследовании мальчик вступает в контакт постепенно, но затем охотно играет, справляется со всеми заданиями. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект – в границах возрастной нормы. Самооценка адекватная. Ребенок не уверен в положительном к нему отношении со стороны отца. При выполнении проективных методик отмечается высокая тревожность, фрустри-рованность.

1. Нуждается ли ребенок в психологической коррекции?

2. Какие формы можно предложить?

3. Что можно посоветовать родителям мальчика?

Задача 4. Настя 3., 12 лет. В психологическую консультацию обратилась мать девочки с просьбой в коррекции поведения и характера. Девочка росла и развивалась нормально, в школу пошла вовремя, успевает на «4» и «5». Маму беспокоит то, что девочка недостаточно общается с отчимом, временами вспыльчива, раздражительна. Мать развелась с отцом девочки 11 лет назад, с тех пор мать и дочь жили вдвоем. Год назад мать вышла замуж. Отчим не злоупотребляет алкоголем, старается помочь в доме, хорошо относится к девочке. Настя с трудом адаптируется к новой семейной ситуации. При психологическом обследовании отмечается нормальная работоспособность. Память и внимание – высокая норма. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. Самооценка дифференцирована, девочка отмечает у себя повышенную вспыльчивость, раздражительность в течение последнего года. Настя осознает, что ее отношение к отчиму не совсем оправдано, но когда она слышит какие-то его замечания, то у нее возникает непреодолимое желание ответить грубостью. Девочка хотела бы получить психологическую помощь для коррекции этого стиля поведения, нормализации своего самочувствия.

1. Нуждается ли девочка в психологической коррекции?

2. Какие формы коррекции можно использовать?

3. В каких рекомендациях нуждаются родители?

Задача 5. Слава Р., 16 лет. Обратился в психологическую консультацию по инициативе логопеда. Подросток страдаетневрозо-подобным заиканием в сочетании со страхом речи. Речь значительно ухудшается в стрессовых ситуациях, при ответе на уроке, разговоре с малознакомыми людьми. Речь дома и на логопедических занятиях улучшается. При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Объем и концентрация внимания несколько недостаточны, переключаемость – в границах нормы. Механическое и смысловое запоминание успешно. Мышление логично, последовательно. Интеллект – высокая норма. Самооценка заниженная, уровень притязаний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО отмечается сенситивно-психастенический тип акцентуации. Испытуемый отмечает страх речи, важность для него мнения всех окружающих о том, хорошо ли он говорит. Еще до началаобщения Славапредставляет себе, что окружающие негативно оценивают его речь и личность в целом.

Какие виды психологической коррекции рекомендуются?

Задача 6. Таня С, 7 лет. Обратилась учительница начальных классов с жалобой на то, что девочка не отвечает на уроке. Она выполняет все задания, справляется с ними, но не разговаривает ни с учительницей, ни с одноклассниками. Из беседы с папой выяснилось, что девочка родилась несколько недоношенной, но росла и развивалась нормально. Отдельные слова появились к 1 году, фразовая речь – с 3 лет. В этот период ребенок был отдан в детский сад, где при неизвестных отцу обстоятельствах она замолчала и в течение всего пребывания в детском саду не общалась там ни с кем. Дома девочка нормально разговаривает с родителями и знакомыми детьми. С незнакомыми и вне дома речь отсутствует. При психологическом обследовании девочка справляется с заданиями, письменно отвечает на вопросы. Обнаружена легкая инертность психических процессов, высокая школьная тревожность.

Какие формы психокоррекционной работы возможны?

Задача 7. В школе создан класс повышенного педагогического внимания. В нем занимается 15 детей. Из них 5 – с ЗПР в результате педагогической и микросоциальной запущенности, 6 – с нарушениями памяти, внимания и истощаемостью по гиперстеническо-му типу, 2 – с соматическими заболеваниями и гипостенической истощаемостью, 2 – с задержкой развития речи. Администрация школы требует от психолога организации психологической коррекции в этом классе.

1. Как организовать такую работу? Целесообразны ли занятия со всем классом вместе?

2. Помощь какого специалиста была бы желательна?

Рекомендуемая литература

Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотерапии. М.,

1967.

Пльбух Ю.З., Георг/'евська В.О. Розвивайте розум дггей: У 2 т. Кшв, 1993. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М., 1991. Кштер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама

Д.Д. Морено. М., 1994. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. М., 1994.

Мольц М. Я – это я, или как стать счастливым / Пер. с англ. СПб., 1992. Морено Д.Д. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. Перле Ф. Внутри и снаружи помойного ведра. М., 1994. Перле Ф. Опыты психологии самопознания. М, 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

Савицкая К. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспитательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей. Киев, 1990.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Франкп В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. М., 1988.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. М., 1990.

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.

Наши рекомендации