Роль профессиональных интересов в деятельности
Профессиональный интерес – есть избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься. В структуре профессионального интереса выделяют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный.
Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности, определяет большую роль в трактовании значения и смысла профессиональной деятельности, что представляет, как предпосылка интереса.
Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности. Волевой компонент играет значительную роль во внутренней мобилизации личности для преодоления трудностей при освоении профессии.
Деятельностный компонент включает, как и потребность личности в конкретной деятельности, так и активность в овладении профессий.
Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные группы, значительно различающиеся между собой. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющие меру ее устойчивости.
Классификация групп по численности:
1) Большая группа(условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.);
2) Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.);
3) Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Классификация групп по уровню развития межличностных отношений:
1) Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда);
2) Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий
3) Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.);
4) Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников);
5) Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке;
6) Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека;
7) Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает;
8) Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников;
9) Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.
Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности.
Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (например, группа агрессивно настроенных подростков);
10) Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).
Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов;
11) Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией.