Ретроспективная аутосоциометрия
Для сравнения представлений студентов о системе личных взаимоотношений в актуальной группе, где они теперь находятся, и взаимоотношениях в тех классах, в которых они учились до института, нами разработан специальный вариант — ретроспективная аутосоциограмма. Студенты в порядке учебного задания по психологии должны написать короткое сочинение "Наш класс" и заполнить по описанным выше принципам социограмму. По
памяти (опыт проводится с первокурсниками) они восстанавливают список класса и ранжируют одноклассников. При этом обязательна указывают и свое предполагаемое положение.
Аутосоциоматрица
Для получения ряда количественных показателей социально-психологической перцепции и рефлексии мы используем специальный вариант аутосоциометрии — аутосоциоматрицу. Студенты или ученики старших классов получают матрицу, которая напоминает таблицу для обработки эксперимента "Выбор в действии" (153). Она представляет собой список группы (класса), в котором для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток — верхний и нижний. Испытуемым сначала дается инструкция обычного социометрического выбора:
"С кем вы хотели бы жить в одной комнате общежития?" или "С кем вы хотели бы поехать вместе для продолжения учебы за границей?", для школьников — "С кем вы хотели бы сидеть за одной партой? или "Кого вы взяли бы в новый класс, если бы ваш делился на два?" и т.д.
Определяется число возможных партнеров (в наших опытах — три) и порядок заполнения таблицы: "Перед вами список группы (класса), который напоминает таблицу спортивных состязаний. Обозначьте знаком + кого вы выбираете. Знак надо поставить на пересечениях горизонтальной верхнейлинии клеток вашего № с вертикальными линиями № тех товарищей, которых вы выбираете. Далее следует заполнить всю таблицу за своих товарищей. Для этого вы должны представить себе, кого, с вашей точки зрения, выберет Иванов, Петров и т.д. Их предполагаемые выборы следует обозначить точно так, как вы обозначали свой выбор: на пересечении горизонтальной линии того, кто выбирает, и вертикальной того, кого выбирают, поставьте знак + на нижнейлинии клеток. За каждого товарища по группе (классу) вы делаете три выбора".
Испытуемым показывают образец заполненной таблицы. В случае необходимости экспериментатор в ходе опыта дает необходимые дополнительные разъяснения.
К группе методов, направленных на изучение личностных аспектов взаимоотношений, относятся специальные приемы исследования мотивационных аспектов выбора и влияния педагога на взаимоотношения внутри группы сверстников
Существенной проблемой при использовании социометрических и аутосоциометрических процедур является вопрос об их воздействии на объект исследования — личные взаимоотношения между членами группы. Некоторые пока еще разрозненные данные свидетельствуют о том, что социометрический, а особенно аутосоциометрический тест не только диагностирует взаимоотношения, но и определенным образом влияет на них, обладает терапевтическим эффектом. Опросы, которые мы провели в студенческих группах после социометрических и аутосоциометрических опытов, показали, что участие в них побуждает испытуемых к последующему анализу своих отношений с товарищами, ставит перед ними проблему своего положения в группе и нередко стимулирует корректированиесобственного поведения. В связи с этими предварительными наблюдениями следует, как нам кажется, в дальнейшем поставить вопрос об использовании социометрических и аутосоциометрических приемов не только для диагноза, но и в целях оптимизации межличностных отношений.
С данной точки зрения может оказаться полезной психотерапевтическая процедура, описанная в книге Луща Ресснера "Аутосоциограмма" (471).
В связи с тем, что в нашей научной печати эта работа, насколько нам известно, ранее не реферировалась, остановимся на ее анализе более подробно. Прежде всего, отметим, что теоретические позиции автора представляют собой довольно эклектическое сочетание традиционного гештальтизма и динамической психологии в духе теории поля с психодраматическими концепциями Морено. В то же время предлагаемый и апробированный им экспериментальный прием представляет известный интерес.
Автор рассматривает свой социографический метод в качестве дополнения к традиционной социометрии, которая, с его точки зрения, имеет ряд недостатков. Перечисление их стало так же традиционно, как и сама социометрия: специфичность выявляемой картины относительно критерия, динамичность отношений, которую трудно уловить, возможность намеренного искажения в условиях неанонимного теста, трудности практического использования результатов и т.д.
"Аутосоциограмма" возникла как метод "группового терапевтического воздействия, обоснованного групповым диагнозом через повышение осознания социального процесса" (471, 15) Автор считает, что в ситуации внутригруппового конфликта его содержание и локализацию должны понять не только педагоги (групповые руководители), но и члены группы. Им необходимо осознать свою позицию в группе и те динамические процессы, которые порождают конфликт. Аутодиагноз должен привести к аутотерапии через проигрывание конфликта. Это проигрывание должно быть, по мнению автора, не слишком реальным и осуществимым в смягченной форме. Именно такой ситуацией, с его точки зрения, и является аутосоциографический тест. В отличие от социограммы, которая представляет собой графическое изображение результатов теста экспериментатором, в аутосоциограмме тест и изображение сливаются в единый процесс.
Рассмотрим далее, как осуществляется аутосоциографическая процедура. Прежде всего, необходимо научить испытуемых обращению с соответствующими символами, важнейшими из которых являются, пожалуй, так называемое "психологическое пространство", "психологическое, топологическое, ходологическое поле". В качестве такого
проективного пространства, которое должно восприниматься как отражение реального динамического социального поля, выступает деревянный щит площадью в один квадратный метр, затянутый черной фланелью. На этой проективной поверхности ("пустое пространство побуждает к заполнению") и производится отображение групповых отношений и динамических процессов.
Эти отношения и процессы символизируются специальными пиктографическими изображениями: условные знаки юноши и девушки представляют собой вырезанные из тонкого картона фигурки голубого и розового цвета. Благодаря наждачной бумаге, приклеенной к обратной стороне фигур, силуэты "прилипают" к фланели, покрывающей щит. Фигур должно быть столько, сколько человек в группе. Точно так же изготавливаются полоски соответствующих цветов для изображения позитивных и негативных отношений и фигуры для изображения руководителей или учителей.
После ряда обучающих занятий, в ходе которых испытуемые усваивают символику и способы изображения различных ситуаций, руководитель может приступить к основной процедуре.
Ссылаясь на опыт практического использования, автор утверждает, что аутосоциографический процесс может проводиться со школьниками всех возрастных уровней и детьми, начиная с восьми лет. Для всех возрастных групп важно соблюдать следующий принцип: сам руководитель говорит очень мало, изображения, возникающие на доске, "говорят сами за себя" и побуждают "публику" к интерпретации.
Члены группы рассаживаются полукругом возле доски и выслушивают короткое вступительное слово руководителя, который подводит их к восприятию черной поверхности как психологического поля. Далее на этом поле начинают моделироваться сначала очень простые социально-психологические ситуации: например, изображение юноши посреди поля интерпретируется как состояние, связанное с межличностными отношениями: "человек, который один", "одинокий человек", для более старших — "он изолирован" и т.д. Далее вводятся символы групповых связей "пара", "двое, которые хотят отмежеваться от
третьего", "две группы, между которыми что-то произошло". Постепенно члены группы поочередно начинают изображать социально-психологические ситуации, назревшие к моменту опыта. Большое значение с позиции психологических требований придается тому обстоятельству, что при обсуждении конфликтных проблем не конкретизируются имена участников конфликта: они подразумеваются, но не называются. Анонимность (в значительной степени, с нашей точки зрения, мнимая!) сохраняется и тогда, когда члены группы предлагают свои варианты выхода из конфликтных ситуаций. При этих условиях аутосоциографическая процедура является в полном смысле аутодиагностической: понять динамические структуры, возникающие на "психологическом поле", может лишь человек, прекрасно знающий участников опыта и исходную картину их взаимоотношений. Аутодиагностика при социографическом проигрывании ситуаций постепенно переходит в аутотерапию. Причем опять-таки подчеркивается смягчающее значение анонимности: "...поскольку все происходит "молча" и никто не обижен, исключаются новые конфликты: каждый участник "знает", что происходит, кто подразумевается, но никто прямо не затрагивается" (471, 18).
Очень важна при аутосоциографической процедуре роль активного интерпретатора, т.е. члена группы, который в данный момент изображает групповые процессы. Он не только "высказывает" перед остальными участниками свое мнение о сложившихся ситуациях, но и демонстрирует свои намерения по отношению к ним: предлагает кому-то союз, "обсуждает" условия сближения и т.д.
При некоторых острых ситуациях предусматривается вариант, при котором педагог-руководитель оставляет группу и дает ей возможность с глазу на глаз обсудить конфликт. Автор приводит пример из собственной практики: после такой аутосоциотерапии группа преодолела затянувшийся конфликт и пришла к оптимальной социально-психологической ситуации.
Без экспериментальной проверки, проведенной в условиях нашей школы, трудно в полной мере оценить значимость и применимость описанного метода. Вместе с тем ясно, что он содержит определенные возможности для
аутодиагностики и диагностики отношений, а также для аутотерапии и тренинга. Этот последний аспект, о котором автор не упоминает, представляется нам существенным в плане развития социально-психологических, организаторских качеств у будущих руководителей и учителей. Аутосоциометрические методы, таким образом, могут стать одним из действенных средств группового самоанализа и групповой аутотерапии, которые в настоящее время приобретают распространение в прикладной социальной психологии. Так, известный американский социолог Теодор М. Миллс рассматривает "изобретение метода группового самоанализа" в качестве одного из важнейших достижений в истории анализа малых групп. "Если раньше, — пишет он, — группы изучались сторонним наблюдателем, то теперь их составляют из людей, действующих одновременно и в качестве участников этих групп, и в качестве наблюдателей, которые обмениваются друг с другом результатами наблюдений и впечатлениями. Собирается новая информация о том, что является значительным и важным для индивидов как членов группы"
(259, 91).
В качестве примера применения группового самоанализа описываются семинары, проводившиеся Семрадом в Гарвардском университете, на которых студенты-медики и молодые психологи собирались вместе, наблюдая за своим собственным взаимодействием и излагая друг другу свои представления о функционировании группы. Миллс склонен придавать этим опытам, на наш взгляд, слишком большое значение и, традиционно психологизируя явления социального порядка, утверждает, что "подобные группы представляют собой революционный подход в том смысле, что они являются социальными системами нового порядка" (259, 89). Для такого рода обобщений, разумеется, нет никаких реальных оснований.
Интересную попытку соединения изучения групповых процессов с групповой самооценкой при исследовании стихийных групп предпринял у нас И.С. Полонский. Для осуществления таких опытов, как отмечает автор, "исследователь должен быть либо сам участником или организатором внешкольного времяпрепровождения ребят, или быть в такой эмоциональной близости к ним,
чтобы они охотно, даже с радостью, пускали его в мир своих переживаний, связанных с неофициальным общением... они (методики.— Я.К.) должны учитывать степень эмоциональной общности исследователя и исследуемых, не разъединять, а сближать их" (316, 203-204).
В данном случае члены группы выставляли себе "оценки" по специально разработанной карте-схеме. Экспериментатор зачитывал текст с описанием показателей наличия и степени развития тех или иных групповых качеств или их отсутствия и предлагал группе в результате обсуждения выставить себе оценку по пятибалльной системе.
"Сам процесс обсуждения, — подчеркивает автор, — дает богатейший материал психологу и педагогу ("На троечку у нас это качество!", "Нет, на двойку!", "А почему ты так считаешь?"). Возникает оживленный спор, в котором, наконец, берет верх чья-либо точка зрения, и группа приходит к единому мнению. А бывает, что и не приходит... "Групповая самооценка по шкалам представляется нам не только перспективным методическим средством, но и любопытным воспитательным приемом в формировании внешкольной группы, в осознании ее членами своих групповых достоинств и недостатков" (316, 208).
Подводя итог анализу аутосоциометрических методов, можно, как мы думаем, сделать вывод, что они в той или иной форме являются необходимым переходным звеном между диагностическими, констатирующими и терапевтическими, преобразующими приемами в изучении и формировании педагогически эффективных и психологически оптимальных взаимоотношений в группе сверстников.