Приборы-модели совместной деятельности
Данная технология наиболее полезна при изучении ряда тем в курсе социальной психологии (лидерство, отношения и взаимодействия в малой группе, межличностные отношения, организованность, сплоченность и совместимость, психологический климат, надежность, стрессоустойчивость группы), а также в курсах «Конфликтология» и «Социальная психология управления», т.е. в тех дисциплинах, где категория «совместная деятельность» является одной из базовых.
В последнее время психологи большое внимание уделяют совместной деятельности как феномену, включающему проблемы отношений, общения, деятельности, личности и коллектива [2]. В практике социально-психологических исследований групповой деятельности отечественных социальных психологов –– Ф.Д. Горбова, М.А. Новикова, Н.Н. Обозова, В.А. Терехина, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Л.И. Акатова, А.Н. Лутошкина, Е.И. Дымова, В.Я. Подороги, Е.И. Тимощука и др. нашли достаточно широкое применение различные приборы-модели (см. рис. 3).
Они используются и как диагностические средства, и как социально-психологические тренажеры, «… что значительно расширяет диапазон их применения» [38].
Включение приборов-моделей в арсенал методических приемов социальной психологии, по мнению В.Н. Панферова и В.П. Трусова, вызвано проникновением идей технической революции в изучение связей между людьми. Это обогатило арсенал социально-психологических исследований и экспериментального метода в особенности, так как создало перспективу моделирования более сложных социально-психологических явлений, и в частности, групповой деятельности. «Развитие этой тенденции, - пишут В.Н. Панферов и В.П. Трусов, - привело к разработке и использованию гомеостатического принципа в социально-психологическом эксперименте» [38].
Рис. 3. Приборы-модели совместной деятельности группы
А.В. Петровский указывает на перспективность использования приборов-моделей для изучения тех социально-психологических явлений, которые не даны непосредственно, а скрыты, латентны. «Групповое взаимодействие, - пишет он, - дано непосредственно, групповые взаимоотношения латентны по самому существу, и раскрытие их требует обращения к специальным социально-психологическим приемам исследования, инструментарию, который пока что не столь богат» [46].
С помощью приборов, в частности, «Группового сенсомоторного интегратора», по мнению А.В. Петровского, можно «… путем анализа процессов группового взаимодействия увидеть стоящие за ними особенности межличностных отношений» [46, с. 38].
Приборы гомеостатического типа имеют как объект, так и органы управления. В качестве объекта управления выступают различные материальные объекты, в «Групповом сенсомоторном интеграторе», например, щуп-писчик, а в качестве органов управления – различные рукоятки и т.д. С помощью органов управления испытуемая группа воздействует на объект с целью изменения его положения в соответствии с поставленной задачей.
В данном пособии описывается использование двух приборов-моделей совместной деятельности – «Группового сенсомоторного интегратора, модель 7» (ГСИ-7) со «Стрессором» и «Арки», созданных А.С. Чернышевым под руководством Л.И. Уманского.
Приборы-модели позволяют наглядно выявить следующие социально-психологические феномены.
а) Лидерство и лидеров-организаторов, которые хорошо наблюдаются в ходе решения группой коллективной задачи. Как правило, лидеры-организаторы проявляются добровольно и стихийно (группа очень редко делегирует их). Можно назначать лидера педагогу, но в случае несовпадения с реальным лидером назначенный безапелляционно устраняется группой.
б) Избирательность межличностных отношений.Группа по- разному реагирует на ошибки, допущенные индивидами с разным статусом: одних поддерживает, других наказывает, к третьим индифферентна. При работе с приборами-моделями обнажаются симпатии и антипатии при обращении за помощью, советом, а также в случае возникновения помех и недоразумений.
в) Психологический настрой (мотивацию) на совместную деятельность, что проявляется в соответствующей степени готовности, интереса к задаче и активности ее решения.
г) Сплоченность, организованность и надежность группы. Единство действий, согласованность, самостоятельность и эффективность деятельности наиболее зримо проявляются при выполнении задачи в усложненных условиях: присутствии другой группы, соревнования с ней, возникновения неожиданных препятствий («выводится из строя» лидер, фиксируется левая или правая рука у одного или нескольких членов группы, завязываются глаза и т.д.). Одни группы в данных условиях сплачиваются, в других возникает «коммуникативный шок», т.е. парализуется общение и возможен отказ от выполнения задачи.
д) Психологический климат, который проявляется в степени защищенности индивидов, общем эмоциональном фоне группы при удачном и неудачном выполнении задачи, удовлетворенности работой и готовности повторить ее.
е) Структура совместной деятельности. Можно продемонстрировать необходимость основных ее элементов: общей цели, общего мотива, общего результата, распределения обязанностей, согласования действий, общего управления, взаимосвязи всех участников деятельности.