Гуманистический образ человека

Гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы ХХ века. У ее истоков стояли такие американские психологи, как Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй. Их взгляды явились протестом против бихевиоризма и психоанализа. Они отвергли скиннеровское описание человека как предельно упрощенное. Их не вполне устраивал также и классический психоанализ, деформирующий природу человека и не учиты-вающий важность представления человека о самом себе. Основатели гуманистической психологии сочли, что существующие школы исключают из своего рассмотрения такие истинно человеческие ценности как выбор, любовь, развитие, потенциал, творчество. Они хотели поставить в центр психологии специфические для человека высшие проявления. А. Маслоу говорил, что Фрейд занимался слабыми сторонами человека, а гуманистическая психология должна открыть его сильные стороны, которые усматривались в способности к самоактуализации таких потен-циальных возможностей, как творческие переживания, любовь, альтруизм и развитие собст-венного «Я». Самоактуализация – полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосре-доточением и погруженностью в жизнь; это момент, когда “Я” реализует себя, свои потенциаль-ные способности, а также осуществляет выбор, предоставляющий возможности роста, и вообще, выбор того, что органично подходит к собственной сущности; это принятие на себя ответ-ственности за себя самого, включая слабости и различные защиты с тем, чтобы преодолеть их.

Свою теорию самоактуализации личности Маслоу выстроил на основе изучения здоровых и зрелых людей, полагая, что это отражает основные идеи гуманистического направления. «Если мы хотим выяснить имеющиеся у человека возможности духовного роста, ценностного или нравственного развития, то мы можем узнать это лучше всего, изучая наиболее нравственных, наиболее приближающихся к идеалу святости людей».

Гуманистическую психологию нередко называют психологией «Я». Она представила проект аутентической личности, стремящейся к самореализации и гармоническому развитию.

Несмотря на теоретическую и методологическую незрелость основных положений гуманисти-ческой теории личности и на то, что она не создала целостного и ясного видения человека, ее спо-соб мышления определенным образом расширяет панораму современных исследований личности.

В гуманистической персонологии принимаются следующие постулаты.

1. Человек представляет собой уникальную целостность, которую нельзя сводить к отдельным элементам: мыслям, эмоциям, потребностям или реакциям. Личность состоит из двух подсистем: «Я» (self) и организма (organism), которые образуют единое целое, которое, собственно, и называется личностью. Маслоу считал, что психику нужно рассматривать как единое целое, избегая анализа по единицам.

Однако в реальных условиях, когда человеческие отношения являются напряженными и враждебными, когда повсеместно действует бюрократический пресс, а воспитательные системы автократичны, личность далеко не всегда развивается как гармоническое целое и не может жить в согласии со своей природой. Люди перестают быть уникальными и целостными, превращаясь в совокупности свойств, ролей и социальных норм. Их внутреннее единство нарушается, они утрачивают свою идентичность, действуют недостаточно эффективно и живут, исполненные страхов и тревог.

2. Основным свойством человеческой природы является способность к развитию, обусловлен-ная внутренними факторами. «Цель, которую человек сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой». К. Роджерс четко обозначает главную тенденцию личности:актуализировать свои потенциальные возможности.Это значит, что в человеке заложены определенные силы, направляющие на реализацию того, что заложено в его природе.

Согласно Роджерсу, личность – это не стабильная структура, а непрерывный процесс – «person as a process». Развитие «Я» и организма – это захватывающее явление, обогащающее жизнь морально и эстетически, но вместе с тем требующее энергии и смелости. Силы, определяющие развитие, находятся внутри человека, а не вне его.

В естественных условиях индивид не всегда может использовать свои реальные возможности и развиваться свободно и гармонично. Ложное представление о себе самом затрудняет формирование личности, ее компетентности и уникальной системы ценностей. Человек, развитие которого заблокировано, не является вполне здоровым.

3. В основе личности, считал А. Маслоу, лежит мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком и делает его личностью. Однако обычное представление о том, что человек обладает множеством потребностей, инстинктов, влечений, которые направляют его поведение, отвер-гается. Поскольку организм является целостностью, в нем существует только один центральный источник энергии. Самоактуализация, – утверждал К. Гольдштейн, – это основной и, по существу, единственный мотив в человеческой жизни. Сходную идею можно найти и у К. Левина, который считал наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности, важнейшим фактором организации поведения взрослого человека.

Мотивация – это функция целого организма, а не таких его элементов, как инстинкты, или потребности. Главная тенденция поведения человека – стремление к самореализации и актуализации своих потенциальных возможностей. Самореализация – это уникальный процесс, характеристиками которого служат любовь, творчество, альтруистическое поведение, развитие собственного «Я». Именно творчество формирует личность.

Несмотря на то, что самореализация является основной тенденцией природы человека, она редко становится движущей силой его поведения. По словам Маслоу, только один процент взрослых умеет воспользоваться этой тенденцией. Грубые условия жизни, отсутствие благоприятного социального климата, незнание собственного «Я» затрудняют полную самореализацию и актуализацию индивидуальных потенций, сдерживают гармоничное развитие.

4. Человек по своей природе добр, а его базовые стремления позитивны и конструктивны.
К. Роджерс, основываясь на результатах многолетней психотерапевтической практики, утверж-дает, что человек, вполне зрелый и открытый новому опыту, живущий среди доброжелательных людей и принимающий себя самого, всегда будет делать то, что полезно и ему самому, и обществу. «… Самое глубокое внутреннее ядро человеческой природы, самые глубинные слои его личности, основа его животной природы по существу социализированы, рациональны, реалистичны и движут его вперед».

Если личность деструктивна, если человек агрессивен и применяет насилие, то не потому, что им управляет инстинкт разрушения, а потому, что он действует вопреки своей природе, поскольку условия жизни блокировали развитие механизмов позитивного поведения.

5. Поведение людей определяется актуальными переживаниями, тем, что происходит «здесь и сейчас». Согласно К. Роджерсу, индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Этот мир был назван феноменальным миром. Он включает в себя все, что чувствует человек, в том числе и то, что еще не осознанно. Лишь небольшая часть феноменального мира переживается сознательно, другая, неосознанная его часть также имеет значение и служит основанием нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Со временем часть личного мира человека начинает оформляться в отдельную структуру – Я-концепцию. Я-концепция - это воспринимаемое индивидом "Я" или то, что он имеет в виду, когда говорит "Я" (меня, мне и т.д.).

По К. Роджерсу, наличный опыт индивида является наивысшим авторитетом. То, что происходит в данный момент в сознании, то как человек воспринимает себя, других людей и весь мир, является решающим для процесса самореализации. Индивид, который живет прошлым или который надеется жить в будущем, не достигает полного развития.

Таким образом, гуманистическая психология представляет человека целостного по своей природе, стремящегося к развитию и самоактуализации. Это стремление позитивно и конструктивно, поскольку люди добры. Главным детерминантом человеческих деяний и переживаний является актуальный опыт, – то, что происходит «здесь и сейчас». Драма человека часто состоит в том, что он не умеет использовать свои потенциальные возможности, действует вопреки своей собственной природе.

Гуманистическая психология опирается на специфические методы исследования личности, нацеленные, прежде всего, на актуальный опыт и непосредственные переживания. Она исповедует принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности и невозможности адекватного ее изучения по фрагментам. «Отстраненный, объективный научный наблюдатель, исследующий фрагменты манипулируемого им в ходе эксперимента поведения, уступает место исследователю, чьи собственные ценности и установки включаются в практику эксперимента и придают ему другой характер, когда та или иная человеческая проблема изучается целостно и затрагивает не только всех участников группы, но и самого исследователя».

В гуманистической психологии широко применяются самоописания и самооценки, поскольку индивид лучше других знает собственные переживания, и его ответы о себе (self-reports) являются наиболее адекватными. Сравнение самоотчетов о собственных эмоциональных состояниях с изощренными проективными методами, а также экспертными суждениями опытных клиницистов показывает, что во многих случаях данные совпадают.

К числу более изощренных техник исследования относится процедура Q-sort, построеннаяпо принципу самоописания: испытуемому предлагаются карточки, с разными утверждениями, например, «Я предъявляю себе большие требования», «Я – оптимист», «Я понимаю себя самого», «Испытываю чувство враждебности», «Секс возбуждает у меня страх», «Я – неудачник» и т.п. Испытуемый должен разложить эти карточки так, чтобы с одной стороны находились утверждения, которые в наибольшей степени подходят для него, а справа – те, которые не соответствуют его образу самого себя. С помощью этой техники можно установить также различие между «Я-реальным» и «Я-идеальным», которое свидетельствует о степени принятия собственной личности.

В центре интереса гуманистических психологов находятся вопросы о том, как облегчить и ускорить гармоничное развитие индивида, что делать, чтобы он умел актуализировать свои возможности. Они создали собственные методы и техники развития личности. Широкую известность получили психотерапевтическая система, «центрированная на человеке», «группы встреч» и гуманистическое воспитание.

К. Роджерс, создатель человекоцентрированной терапии, предоставляет клиенту большую самостоятельность, не подвергает его внешнему коррекционному воздействию, например, не дает указаний. Психотерапевт, по мнению Роджерса, опирается на три принципа. Во-первых, поведение должно быть конгруэнтным, то есть, адекватным его собственным действительным убеждениям и чувствам. Он не должен играть роли, надевать на себя те или иные маски и делать вид, что ему нравится то, чего он не переносит. Одним словом, терапевт должен быть самим собой. Во-вторых, он должен безусловно принимать клиента, уважать его таким, каким он есть в данное время. Должен создавать теплый климат, в котором исчезают угрозы и страхи и в котором человек мог бы свободно говорить о себе. В-третьих, важное значение имеет эмпатическое понимание, то есть, вчувствование в мир клиента – попытка представления его опыта так, как он дан ему самому. Терапевт не должен ни оценивать, ни критиковать то, что чувствует и о чем говорит клиент.

Такая принимающая установка позволяет клиенту самостоятельно определять свои проблемы, понять трудности в развитии «Я» и найти путь к самореализации и психическому здоровью. Тера-пия, центрированная на клиенте, опирается на предположение о том, что возможности человека огромны, он сам способен решать свои конфликты и преодолевать дисгармонии в развитии.

Важные терапевтические задачи решаются в «группах встреч»: ускорение личностного развития, коррекция общения и межличностных отношений. Эти группы не имеют специальной программы, общение в них спонтанно и свободно. Единственная «роль», которую можно реали-зовать во время встречи, – это роль фасилитатора, то есть, человека, который создает соответству-ющий климат, увеличивающий безопасность и т.п. Фасилитатором может быть любой член группы.

Целью групп встреч является развитие аутентичных межличностных отношений, сбрасывание масок и фасадного поведения; искренний рассказ об актуальных переживаниях и знаниях. Особенный вес придается эмоциональным переживаниям. Если, например, кто-то ненавидит другого, то он говорит ему: «Я зол на тебя, сам не знаю почему, поэтому хотел бы поговорить на эту тему». Такое искреннее высказывание не должно вызывать открытой агрессии.

В последние годы все чаще предпринимаются попытки создания системы воспитания, которая использовала бы достижения гуманистической психологии. Целью такой системы явилось бы формирование вполне зрелой личности, которая умела бы актуализировать свои потенциальные возможности. Сформулированы пять главных принципов гуманистического воспитания.

1. Интеграция личности; воспитание человека, мысли и дела которого соответствовали бы друг другу.

2. Развитие личностной автономии; достижение независимости человека от случайных внешних воздействий, а также от прошлого.

3. Формирование аллоцентрических установок; концентрация внимание на других, а не на себе самом.

4. Расширение сознания, воспитание людей, способных к рефлексии над собственной жизнью.

5. Формирование идентичности, которая является относительно стабильной системой в меняющемся мире и позволяет ответить на вопрос «кем я являюсь?».

Большинство этих целей заслуживает внимания и нашло горячих приверженцев среди педагогов во всем мире, включая Россию.

Оценивая гуманистический подход к личности, можно сказать, что нет достаточных оснований считать, что гуманистическая психология образует поворотный пункт в понимании человека. Многие ее положения являются спорными и часто не выдерживают давления со стороны фактов. Гуманистические психологи опираются на ряд произвольных предположений относительно природы человека. Вызывает сомнение их утверждение о том, что аутентический человек является добрым. Факты, скорее всего, говорят о том, что человек по своей природе ни добрый, ни злой. Только социальные условия, влияние культуры и воспитания делают его благородным или низким и подлым. Люди в ходе жизни учатся или альтруизму или агрессии, поведению конструктивному или деструктивному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии представлено значительное число психологов, которые внесли свой вклад в научное описание человеческой личности. Сравнение этих вкладов показывает, что их подходы очень разнообразны, подчас трудно сопоставимы. Все же можно считать, что в совокупности материалы дают более полную и богатую картину личности, нежели каждый из них в отдельности.

Для того чтобы как-то обобщить позиции и взгляды, а также фактические данные, характеризующие личность, попытаемся найти точки соприкосновения.

Обратим внимание на теории, которые не делают различия между личностью и психикой. Это прежде всего теории Фрейда и Юнга. Им противопоставим теории, которые подчеркивают это различие. Это больше относится к отечественным авторам: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев это делают достаточно определенно.

Затем выделим теории, которые можно назвать мотивационными – либо потому, что они концентрируются на побудительных, динамических факторах, как Фрейд, либо потому, что они исключают из личности интеллект, (способности, по А.Н. Леонтьеву, – это то, чем личность “распоряжается”, а не то, чем она является).

Большая группа личностных теорий, напротив, базируются не на мотивационных, а на когнитивных процессах и структурах человеческой психики, выводя эмоционально-мотивационные компоненты личности из познавательной деятельности.

Важным для понимания личности является концепция “природы человека”, о чем ряд идей мы находим у Э. Фромма.

Нельзя пройти и мимо тех позиций, общей характеристикой которых является полное или частичное отвержение понятия личность, как это делают бихевиористы. Бихевиористская методология слишком весомая, чтобы можно было от нее отмахнуться, как это делали многие, в том числе Э. Фромм. Эта нетрадиционная для психологии методология побуждает задуматься над тем, что в психологии есть несколько линий интерпретации: личностно-поведенческое (диспозициональное); ситуационно-поведенческое и поведенческо-личностное. Кредо первой линии: за поведением стоит личность; личностные свойства – это структуры (“аппараты”, “программы”), “порождающие” поведение. Именно свойства являются конечной целью психологического познания. Вторая линия – бихевиористская: “стимул – реакция”. Функционирование человека можно описать вполне удовлетворительно, пользуясь категориями среды и характеристиками реакций. Личность и связанные с ней категории ненаучны, интуитивны, приземлены, архаичны и не пригодны для раскрытия узловых проблем человека.
В лучшем случае они только удваивают свойства поведения. Третья линия – нечто промежуточное между двумя первыми: поведение ценно тем, что оно может дать необходимую информацию для понимания личности. Если бихевиористы ценят преимущественно поведение, то диспозиционалисты – личностные свойства.

Наши рекомендации