И видов работ педагога-психолога ДОУ на новый учебный год
Педагог-психолог ДОО является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может.
Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в ДОО следующие:
- Конвенция о павах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
- письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 "О психолого -медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения";
- письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения";
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26августа 2010 №761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся (воспитанников) в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Основные виды деятельности педагога-психолога:
(остаются прежними, но задачи каждого направления конкретизируются в связи с ФГОС ДО и Законом об образовании)
1.Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) –выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
2.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формированиепотребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
3.Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
4.Психологическая профилактика –предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
5.Психологическое просвещение – формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития воспитанниковна каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
6.Консультирование (индивидуальное и групповое) –оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
7.Составление индивидуального образовательного маршрута – комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
8.Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Следует обратить внимание:
1.Работа педагога-психологапо формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются на основе полипрофессионального подхода в процессе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. В статье 1.3 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации.
Изучение и анализ такого рода потребностей и возможностей относится в том числе к компетенции педагога-психолога.В арсенале специалиста есть диагностические средства позволяющие дать развернутую оценку особенностям психического развития ребенка, на основе которой возможно конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить те методы и приемы, которые могут способствовать наиболее успешному достижению образовательных результатов.
Т.О.функциональные обязанности психолога должны включать в себя