Психологические и социально-психологические половые различия

Первые 5—6 лет жизни ребенка — решающие для форми­рования своей половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А. О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании:

биологический пол, или морфофункциональный половой ди­морфизм, социальный пол, или социокультурный половой ди­морфизм, и психический пол, или половой диморфизм лично­сти, половое самоосознание (возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему био­логическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребен­ком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием наци­ональных полоролевых стереотипов, (Полоролевые стереоти­пы — это укоренившиеся, твердые представления людей опре­деленной культуры о том, каким должно быть поведение муж­чины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различать­ся.) Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик дол­жен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, прак­тичным и напористым, а «настоящая девочка» может быть не­жной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной. Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками матери обращаются более мяг­ко, побуждая их больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим по­ловым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. Если отец по­кинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ро­весников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь сво­им дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девоч­ками» в очень раннем возрасте, но до 5—6 лет они часто не

понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если одеть платье девочки, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник впол­не может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — маль­чиком или девочкой, когда был маленьким. К 6—7 годам боль­шинство детей уже не делают подобных ошибок, они достига­ют ступени, которую можно назвать «константность пола».

На генетическом, физическом уровне девочки более близ­ки со своим отцом, а на психологическом личностном уровне девушки более сходны с матерью (уровень беспокойства, сте­пень потребности в опеке и т. п.), наиболее резко у девочки скачок в сторону развития женских качеств и женской социаль­ной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать, на пси­хологическом уровне влияние матери на формирование маль­чика также высоко, но на социально-половом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с детских лет (с 5—6 лет, после преодоления Эдипова ком­плекса и идентификации с отцом). Отсутствие отца психологи­чески и социально негативно влияет на формирование мальчи­ка как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребен­ка более связаны с родителем противоположного пола, а соци­ально-приобретаемые качества ребенка более связаны с роди­телем одинакового пола.

Целостное половое самосознание (психологический пол) закрепляется в юношеском возрасте и ранней молодости, в этом возрасте могут происходить переоценки себя в половом отно­шении (например, несмотря на морфологический мужской пол, человек может психологически осознавать себя близким к жен­скому полу, что приводит к проявлению у него женских стилей поведения или в ряде случаев обусловливает решение человека хирургически изменить свой пол).

На социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимос­тью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные при­вилегии в социальном статусе, в уровне власти и т. п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужские манеры поведения, осваивают грубые «не женские» виды работы или спорта, стре­мятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательны­ми факторами, бессознательными комплексами.

О. Вейнингер предложил типологию женщин в зависимос­ти от уровня развития кокетства и конфликтности (мегернос-ти). Женщины-кокетки любят ухаживания, любят обольщать мужчин и привлекать их внимание к себе за счет использова­ния своих физических данных, вести эротические и сексуаль­ные игры, но проявляют равнодушие к детям, рассматривая их в лучшем случае как игрушку. (Литературные примеры коке­ток — Элен Безухова, княжна Тараканова, Анжелика, Анна из рассказа Чехова «Анна на шее».)

«Некокетки» — напротив — любят детей, способны забо­титься и ухаживать за другими, проявляют верность и надеж­ность в отношениях. (Литературные примеры некокеток — Мария Болконская, Бэла из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Татьяна Ларина, Джульетта, Мария Ульянова, Ася из одноименного рассказа Тургенева, Мария Смит из романа «Возлюбленная из Ричмонд-Хьюлл» Виктории Хольц.)

«Мегеры* склонны к конфликтам, интригам, разрушению, они смелы и наступательны, способны к подвохам, ударам «ниже пояса» и предательству. (Литературные примеры мегер: миледи из «Трех мушкетеров», Екатерина Медичи, Помпадур, Лиля Брик из книги Карабичевского «Маяковский».)

«Немегеры» предпочитают мирные, спокойные, доверитель­ные отношения, избегают конфликтов, склонны уступать. (Ли­тературные примеры немегер: Нина из драмы «Маскарад» Лер­монтова, Наталья Григорьева из «Тихого Дона».)

И. С. Кон выделяет 4 типа развития личности мужчин:

1. «Благополучные» (или социально-достижительные) — с юности и до старости честолюбивые, интеллектуально и социально-продуктивные, дружелюбные, самоудовлетво­ренные собой и жизнью — старый князь Болконский, Фор­сайт, Петр I.

2. «Неуемные» «(или импульсивные) — с юности проявляют бунтарство, рискованность, раздражительность и неурав­новешенность, а в зрелости сохраняют непредсказуемость поведения, импульсивность, слабый самоконтроль, склон­ность менять работу, семью, место жительства и т. п. — Демон, инженер Гарин, барон Мюнхгаузен, Распутин', Рас­кольников, д'Артаньян.

3. «Вечные одиночки» — с юности проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, не­доверчивость к людям, напряженность в общении, в зрело­сти остаются малообщительными, склонными уходить от сложных обстоятельств, часто остаются холостяками — Флобер, Бальзак, Обломов.

4. «Перевертыши» — бурная, напряженная молодость сменя­ется спокойной и размеренной жизнью в зрелые годы — граф Муромский из «Барышни-крестьянки», Арамис, Пор-тос, Пушкин, Онегин.

Существуют половые различия в реагировании на стрессо­вые ситуации: по исследованиям Б. Г. Ананьева женщины в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до наступления реальной ситуации стресса лишь на само представление об экстремаль­ной ситуации, поэтому мужчины имеют повышенную готов­ность к экстремальной ситуации, но для отдельных мужчин это может заканчиваться крахом, т. к. они энергетически уже израсходовали себя. В стрессовой ситуации экзамена женщи­ны имеют энергетические и информационные преимущества, коммуникативно-речевые преимущества и в уровне вербально-словесной памяти. Поэтому в учебных стрессовых ситуациях часто преимущество у женщин, но в реальных производствен­ных и житейских ситуациях преимущество у мужчин, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в ориентации в пространстве, в математическом и логическом решении проблем, в хладнокровии. Беспокойство, эмоциональ­ность и озабоченность женщин затрудняет для них решение личных, житейских и производственных стрессовых ситуаций, обуславливает их подверженность стрессам, нервным и психи­ческим расстройствам. Женщины чаще говорят о своих бедах, чем мужчины, чаще просят помощи, чаще обращаются к вра­чам, чаще испытывают страхи, тревогу, у них чаще бывают неврозы и психические расстройства, но мужчины, внешне мало проявляя свою тревогу и невротические симптомы, испытыва­ют больший негативный эффект стрессов на свое физическое здоровье: смертность от инфарктов и стрессов от неудач на ра­боте, невозможности обеспечить свою семью — удел мужчин.

Неуспех в работе — причина психических расстройств у мужчин, а сложности и неудачи в интимных отношениях — причина большинства психических расстройств у женщин.

Мужчины и женщины в случае преодоления жизненных препятствий ведут себя по-разному: мужчины преодолевают препятствия в основном с помощью интеллекта, волевой и фи­зической силы, часто с агрессивными реакциями, с прямоли­нейными формами общения, в то время как женщины чаще преодолевают препятствия с помощью хитрости и ловкости, с пониженными внешними агрессивными реакциями, но с уси­ленными возможностями вербального и коммуникативного ре­шения конфликтных ситуаций и препятствий. В экстремаль­ных ситуациях мужчины внешне держатся более хладнокров­но, спокойно, а женщины чаще проявляют стрессовозбуди-мость, эмоциональность (плачут, кричат, жалуются), но фак­тически оказывается, что женщины более стрессоустойчивы, способны выдержать без значимого ущерба для здоровья боль­ше стрессовых ситуаций, что объясняет большую продолжи­тельность жизни женщин. В экстремальных социальных ситу­ациях сильнее возрастает смертность мужчин, чем женщин. Сейчас в современной России вследствие социальных стрессов резко усилилась смертность мужчин, снизилась средняя про­должительность жизни мужчин до 56 лет.

Хотя женщина имеет энергетические, информационные, психические и даже физические преимущества, но в обществе она уступает мужчине главную роль, поскольку здесь больше ценится преобразовательная, активная позиция, свойственная мужчинам, что обеспечивает прогресс техники, науки, искус­ства, жизни общества. Во вторых, в обществе нормативно зак­реплены привилегии мужчин, существуют традиции распреде­ления мужских и женских ролей, традиции зависимого поло­жения женщин, что во многом автоматически переводит жен­щин на зависимое и второстепенное положение. В-третьих,

женщины объективно выполняют функцию продолжения че­ловеческого рода, а деторождение и воспитание детей, поддер­жание семейного очага требуют огромных сил и времени, в результате многим женщинам не хватает времени и сил для достижения профессиональных и социальных успехов, для за­воевания главенствующих ролей в обществе. В четвертых, вли­яют мотивационные причины: для женщин успех в любви и ценность детей имеет первостепенное значение и превалирует над успехом в работе и социальным статусом. А мужчинам часто нужен успех в работе и социальной карьере как основа успеха в любви. Психоаналитики объясняют повышенную по­требность мужчин в самоутверждении через работу, социальную карьеру, творчество как проявление бессознательного комплекса «зависти к материнству» (мальчик понимает, что он не может как женщина создать, родить, сотворить ребенка, и поэтому, чтобы показать свое превосходство, он должен создавать что-то новое в работе, бизнесе, науке, искусстве, обществе, добиться власти и признания).

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преиму­щество по уровню общей активности, агрессивности, матема­тических способностей, а женщины имеют некоторое преиму­щество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочув­ствия.

В целом, подводя итог, отметим, что половые различия су­ществуют: например, мужчины превосходят женщин в скорос­ти и координации движений, ориентации в пространстве, ма­тематических рассуждениях, техническом мышлении, а жен­щины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости воспри­ятия, памяти, беглости речи, интуиции. У мужчин чаще выра­жены такие личностные особенности, как агрессивность, мо­тив достижения, эмоциональная стабильность, но у женщин — социальная ориентация, милосердие, коммуникативность. По­ловые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этничес­ких факторов.

ВОПРОС 14

Наши рекомендации